По проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" сообщаем следующие основные замечания.
1. В новой статье 20.22.1 (статья 1 проекта) предусматривается ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нахождение несовершеннолетних в "помещениях юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельности в сфере развлечения (досуга)" в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих).
Однако полагаем, что введение административной ответственность за совершение указанного правонарушениях должно быть основано на нормах базового федерального закона, в котором содержался бы соответствующий запрет или ограничение. При этом мы исходим из того, что введение административной ответственности в Кодексе возможно за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. пункт 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса).
В данном же случае на федеральном уровне не содержится правил или запретов по указанным вопросам. Обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 373047-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором в изменениях в указанный в наименовании Федеральный закон вносится подобное ограничение. Изменения в Кодекс, содержащиеся в этом проекте, предусматривают ответственность за нарушение данного ограничения.
2. Данный состав предлагается включить в главу 20 Кодекса, предусматривающую ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, однако, как следует из пояснительной записки, целью принятия проекта является защита здоровья и нравственности несовершеннолетних, ответственность за посягательство на которые предусматривается в главе 6 Кодекса. Кроме того, сам факт появления несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождающих лиц на общественный порядок и общественную безопасность не посягают.
3. В наименовании статьи 20.22.1 предусматривается ответственность за "попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)", в диспозиции статьи - "за допущение...". Таким образом, понятие "попустительство" является практически полным синонимом понятия "допущение" и использовать его не следует хотя бы по этой причине. Следует отметить, что ряд статей Особенной части Кодекса предусматривает ответственность за "допущение" каких-либо противоправных действий, не используя при этом понятия "попустительство". В этой связи введение этого термина лишь в одну статью Кодекса, притом только в наименование не соответствовало бы терминологии и методике изложения соответствующего материала в других, аналогичных по содержанию, статьях Кодекса.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Выбор определения "помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере развлечений (досуга)" представляется нечетким, поскольку таким помещением может быть, например, административное здание (офис), за нахождение в котором в ночное время, по всей видимости, устанавливать административную ответственность не актуально. Кроме того, подобная формулировка не позволит избежать субъективного толкования применяемых в статье терминов.
Кроме того, имеется разночтение с наименованием статьи, в котором указаны "общественные места". Помещения юридических лиц и предпринимателей и общественные места не обязательно будут совпадать.
4. Проектом Кодекс дополняется статьей 20.22.1, однако учитывая примененный в Кодексе способ нумерации, предпочтительнее дополнить соответствующую главу статьей с последним порядковым номером.
В абзац второй статьи 1 проекта должна быть включена кодификационная часть, содержащая источники опубликования самого Кодекса и федеральных законов, вносивших изменения в Кодекс.
Кроме того, статья 2 проекта устанавливает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона. Учитывая вышеизложенное, считаем, что статья 2 законопроекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо снять.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.