г.Челябинск |
|
31 октября 2011 г. |
N 18АП-10401/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Карпачевой М.И. и Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхисламовой А.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская сельскохозяйственная компания" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 августа 2011 г. по делу N А07-8941/2011 (судья Насыров М.М.),
в заседании приняли участие представители:
Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Низамутдинова Э.А. (доверенность N 1819 от 13.05.2011),
общество с ограниченной ответственностью "Уральская сельскохозяйственная компания" (далее - заявитель, ООО "Уральская сельскохозяйственная компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в невыдаче градостроительного плана земельного участка и обязании выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 02:47:130401:69, 02:47:130401:70, 02:47:130401:65, 02:47:130401:66, 02:47:130401:67, 02:47:130401:68.
В судебном заседании 09.08.2011 заявитель обратился с ходатайством об уточнении заявленных требований: просит признать незаконным действие (бездействие) администрации, выразившееся в невыдаче градостроительного плана земельного участка и обязании ответчика выдать градостроительный план земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130401:69, 02:47:130401:70, 02:47:130401:65, 02:47:130401:66, 02:47:130401:67, 02:47:130401:68.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2011 (резолютивная часть объявлена 24.08.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Уральская сельскохозяйственная компания" (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, довод суда о том, что отказ в виде письма администрации в подготовке и предоставлении градостроительного плана на земельный участок не является ненормативным правовым актом и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не обоснован. Действия (бездействие) администрации по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка нарушает права заявителя в области экономической деятельности, препятствует возможности осуществления проектных работ, представления проектной документации на рассмотрение государственной экспертизы и получения соответствующего разрешения на строительство объекта, следовательно, является решением, обжалуемым в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод суда о том, что заявителем не представлен весь необходимый перечень документов по п. 2.4 Временного положения о порядке разработки и выдачи градостроительного плана земельного участка на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, несостоятелен.
От администрации в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Заинтересованное лицо просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации с доводами апелляционной жалобы не согласился. Решение суда считает законным и обоснованным.
ООО "Уральская сельскохозяйственная компания" явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. От заявителя в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "Уральская сельскохозяйственная компания".
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из письменных материалов дела, ООО "Уральская сельскохозяйственная компания" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130401:69, 02:47:130401:65, 02:47:130401:66, 02:47:130401:70, 02:47:130401:67, 02:47:130401:68, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 30.06.2009.
25.04.2011 ООО "Уральская сельскохозяйственная компания" обратилось в администрацию с заявлением (т.1 л.д. 17) о выдаче градостроительного плана на указанные земельные участки с кадастровым номерами 02:47:130401:69, 02:47:130401:65, 02:47:130401:66, 02:47:130401:70, 02:47:130401:67, 02:47:130401:68.
Ссылаясь на то, что градостроительный план земельного участка администрацией не был выдан, т.е. администрацией допущено бездействие, ООО "Уральская сельскохозяйственная компания" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что в рассматриваемом случае отсутствует бездействие администрации, поскольку обращение общества было рассмотрено, администрацией со ссылкой на п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации был дан ответ исх. N 2017 от 23.05.2011. Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:130401:69, 02:47:130401:70, 02:47:130401:65, 02:47:130401:66, 02:47:130401:67, 02:47:130401:68 ООО "Уральская сельскохозяйственная компания" расположены за пределами границ населенных пунктов и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Соответственно, указанные земельные участки могут использоваться только по прямому назначению: исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на них зданий и сооружений. Таким образом, отказом Администрации не нарушены законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, который может использовать земельный участок для ведения крестьянского и сельскохозяйственного производства без изменения вида разрешенного использования этого земельного участка - для сельскохозяйственных целей. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В данном случае заявитель ссылается на бездействие администрации, выразившееся в уклонении от дачи ответа на заявление общества от 25.04.2011 о выдаче градостроительного плана на указанные земельные участки.
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, в рассматриваемом случае отсутствует бездействие администрации.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59 -ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пп. 4 п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Обращение общества было рассмотрено администрацией со ссылкой на п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации был дан ответ исх. N 2017 от 23.05.2011 (т.2 л.д. 63), в котором указано, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется применительно к
застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Также указано, что заявителем не представлен весь необходимый перечень документов по п. 2.4. Временного положения о порядке разработки и выдачи градостроительного плана земельного участка на территории МР Уфимский район РБ.
Как следует из материалов дела, обращаясь с указанным заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в администрацию, ООО "Уральская сельскохозяйственная компания", кроме копии свидетельства и копии кадастрового паспорта, иных документов к своему заявлению не прилагало.
В силу ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В соответствии с ч. 3 названной нормы в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно Временному положению о порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (утверждено Постановлением администрации муниципального района Уфимский район РБ от 19.03.2010 N 505) заявитель представляет Главному архитектору администрации (специалистам специализированной организации) следующие документы: - план границ земельного участка, заверенный организацией, подготовившей документ; - кадастровый план земельного участка (подлинник либо нотариально заверенная копия или копия, заверенная юридическим или физическим лицом при сдаче документов и наличии оригинала); - материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территории ранее предоставленного земельного участка в бумажном и электронном виде, зарегистрированные в отделе Государственного градостроительного кадастра (ГГСК) МУП "АЗиА Уфимского района", в М 1:1000. Срок давности материалов - не более 2-х лет; - свидетельство о государственной регистрации прав собственности на землю, либо договор аренды земельного участка, заключенного с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району, иного правоустанавливающего документа на землю, оформленного в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства (подлинник либо нотариально заверенная копия или копия надлежаще заверенная юридическим или физическим лицом при сдаче документов и наличии оригинала); - копию Устава, заверенную юридическим или физическим лицом при сдаче документов и наличии оригинала, со всеми изменениями и дополнениями к нему, ЕГРЮЛ (для юридических лиц), свидетельства о внесении в единый государственный реестр предпринимателей (для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность); - сведения о технических условиях (возможности подключения), подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения, получаемых от муниципальных унитарных предприятий и иных организаций, являющихся балансодержателями инженерных коммуникаций в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 83 от 13.02.2006.
Таким образом, требования администрации о предоставлении дополнительных документов, необходимых для заполнения формы градостроительного плана являются обоснованными.
Соответствующий довод апелляционной жалобы отклоняется.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:130401:69, 02:47:130401:70, 02:47:130401:65, 02:47:130401:66, 02:47:130401:67, 02:47:130401:68 ООО "Уральская сельскохозяйственная компания" расположены за пределами границ населенных пунктов и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации - землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Используемые в сельскохозяйственных целях участки, находящиеся в пределах городской черты, черты поселков и сельских поселений, входят в состав земель поселений.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования.
Исходя из ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты для сельскохозяйственных земель не устанавливаются.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственных производством целей.
Соответственно, указанные земельные участки могут использоваться только по прямому назначению: исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на них зданий и сооружений.
Для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений.
Данный вывод соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регламентирующий принцип целевого использования земельных участков.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что отказом Администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка не нарушены законные права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности ООО "Уральская сельскохозяйственная компания", которое может использовать земельный участок для ведения крестьянского и сельскохозяйственного производства без изменения вида разрешенного использования этого земельного участка - для сельскохозяйственных целей.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется только применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Следовательно, подготовка градостроительного плана применительно к
земельным участкам, не предназначенным для строительства объектов капитального строительства и не застроенным такими объектами, действующим законодательством не предусмотрена.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют материалам дела, решение судом принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 августа 2011 г. по делу N А07-8941/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская сельскохозяйственная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8941/2011
Истец: ООО "Уральская сельскохозяйственная компания"
Ответчик: Администрация МР Уфимский район, Администрация МР Уфимский р-н Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10401/11