г. Самара |
|
31 октября 2011 г. |
Дело N А55-6491/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Деминой Е.Г., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой А.В.,
с участием:
от истца - представитель Хорьков А.Ю., доверенность N 122/01-Дов от 27.09.2011, после перерыва представитель Гайсаров Р.К., доверенность N 170/01-Дов от 05.11.2010,
от ответчика - представитель Филатова Т.В., доверенность N НЮ-46/164 от 26.07.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2011 года - 25 октября 2011 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2011 года по делу N А55-6491/2011 (судья Зафран Н.А.)
по иску по иску открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим", г. Нижнекамск, Республика Татарстан, ИНН 1651000010, ОГРН 1021602502316, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г. Самара, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, о взыскании 21 416 руб. 22 коп. и о взыскании 52 161 руб. 05 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" (далее - истец, ОАО "Нижнекамскнефтехим") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исками к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 21 416 руб. 22 коп. и в сумме 52 161 руб. 05 коп. (Дела N А55-6491/2011 и NА55-6492/2011).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2011 года объединены в одно производство дела N А55-6491/2011 и N А55-6492/2011 по искам ОАО "Нижнекамскнефтехим" к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 21 416 руб. 22 коп. и 52 161 руб. 05 коп.; делу присвоен N А55-6491/2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2011 года с ответчика в пользу истца взыскано 73 577 руб. 27 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины 4 086 руб. 44 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2011 года отменить, в удовлетворении иска отказать.
В качестве оснований для отмены решения суда заявитель жалобы сослался на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку задержка доставки вагонов произошла вследствие чрезвычайной ситуации, объявленной в Республике Татарстан. Кроме того, суд немотивированно отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании арбитражного апелляционного суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца просил решение Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2011 года оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18 октября 2011 года объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 25 октября 2011 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, ОАО РЖД были приняты порожные вагоны для доставки в адрес истца. Вагоны доставлялись грузовой скоростью.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в срок (далее - Устав).
Срок доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила), утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 27.
ОАО РЖД приняло вагоны по следующим накладным:
07.12.2010 по накладной ЭР 725797 были приняты к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 1011 км, вагоны доставлялись грузовой скоростью и были доставлены 20.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
Правила предусматривают, что срок доставки порожних вагонов на расстояние 1011 км составляет 6 дней: 1011 / 310 = 3,2 дня, где 310 км - норма суточного пробега на расстояние от 1000 до 1999 км при перевозке грузов грузовой скоростью (п.2.1 Правил). Указанное значение округляется в большую сторону до целого числа (абзац 4 п.2 Правил), что составляет 4 дня. Кроме того, указанный срок увеличивается на 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (п.5.1 Правил). Таким образом, общий срок доставки порожних цистерн грузовой скоростью на расстояние 1011 км составляет 6 дней. При общем сроке доставки в 13 суток просрочка доставки вагонов составляет 7 дней, размер пени за просрочку доставки груженых вагонов составляет: 12753, 00 х 9% х 7 = 8 034 руб. 39 коп.
29.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 552239 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 02.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 4 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день, пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 531,00 х 9% х 1 = 47 руб. 79 коп.
23.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 074242 был принят к перевозке порожний вагон истца для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 489 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 01.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 489 км составляет 6 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (489 / 160 = 3,06 дней, округляем до 4), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 9 суток просрочка доставки вагонов составляет 3 дня, пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 11851,00 х 9% х 3 = 3 199 руб. 77 коп.
23.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 477303 был принят к перевозке порожний вагон истца для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 409 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 01.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 409 км составляет 5 дней, из которых день по нормам суточного пробега (409 / 160 = 2,5 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 9 суток просрочка доставки вагонов составляет 4 дня, пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 8839,00 х 9% х 4 = 3 182 руб. 04 коп.
23.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 477289 был принят к перевозке порожний вагон истца для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 409 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 01.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 409 км составляет 5 дней, из которых день по нормам суточного пробега (409 / 160 = 2,5 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 9 суток просрочка доставки вагонов составляет 4 дня, пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 9873,00 х 9% х 4 = 3 554 руб. 28 коп.
27.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 114604 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 31.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / 110 = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 4 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день, пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 361,00 х 9% х 1 = 32 руб. 49 коп.
26.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 512335 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 31.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня, пени за просрочку доставки груза составляет 95 руб. 58 коп.
24.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 418527 был принят к перевозке порожний вагон истца для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 409 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 31.12.2010 Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 409 км составляет 5 дней, из которых день по нормам суточного пробега (409 / 160 = 2,5 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 7 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня, пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 5655,00 х 9% х 2 = 1 017 руб. 90 коп.
25.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 072645 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 30.12.2010 Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 521,00 х 9% х 2 = 93 руб. 78 коп.
24.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 354460 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 30.12.2010 Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 6 суток просрочка доставки вагонов составляет 3 дня; пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 521,00 х 9% х 3 = 140 руб. 67 коп.
24.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 438026 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 30.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 6 суток просрочка доставки вагонов составляет 3 дня; пени просрочку доставки порожних вагонов составляет: 391,00 х 9% х 3 = 105 руб. 57 коп.
25.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 410896 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 30.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 521,00 х 9% х 2 = 93 руб. 78 коп.
25.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 391285 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 30.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 521,00 х 9% х 2 = 93 руб. 78 коп.
19.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 180112 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 50 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 23.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 50 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (50 / ПО = 0,5 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 4 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день; пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 850,00 х 9% х 1 = 76 руб. 50 коп.
18.12.2010 ответчиком по накладной ЭР 893085 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 23.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; пени просрочку доставки порожних вагонов составляет: 531,00 х 9% х 2 = 95 руб. 58 коп.
18.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 242283 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 23.12.2010 г.. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО - 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 531,00 х 9% х 2 = 95 руб. 58 коп.
18.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 214556 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 477 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 25.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 477 км составляет 5 дня, из которых 3 день по нормам суточного пробега (477 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 7 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 9947,00 х 9% х 2 = 1 790 руб. 46 коп.
21.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 303749 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 26.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / 110 = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; пени просрочку доставки порожних вагонов составляет: 1004,00 х 9% х 2 = 180 руб. 72 коп.
22.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 204631 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 26.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 4 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день, размер пени за просрочку доставки - 33 руб. 39 коп. (371,00 х 9% х 1).
21.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 307505 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 281 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 26.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 281 км составляет 4 дня, из которых 2 дня по нормам суточного пробега (281 / 160 = 1,7 дней, округляем до 2), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день; размер пени за просрочку доставки 378 руб. 09 коп. (4201,00 х 9% х 1).
20.20.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 274394 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 26.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами срок доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 6 суток просрочка доставки вагонов составляет 3 дня; размер пени за просрочку доставки порожних вагонов составляет: 521,00 х 9% х 3 = 140 руб. 67 коп.
Истец направил в адрес ОАО "РЖД" претензию N 568/36 13.01.2011 с требованием уплатить пени за просрочку доставки груза по указанным накладным от (т. 1 л.д. 75-76).
Письмом N ТЦФТОУК-11/130 от 24.02.2011 ответчик претензию признал частично, на сумму 1 066 руб. 59 коп., остальную сумму 21 416 руб. 22 коп. ответчик не признал, ссылаясь на объявленную в Республике Татарстан чрезвычайную ситуацию (метеоусловия) (т. 1 л.д. 77-78).
Как усматривается из материалов дела, 24.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 508784 были приняты к перевозке порожние вагоны для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 789 км, вагоны доставлялись грузовой скоростью и были доставлены 06.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
Срок доставки порожних вагонов на расстояние 789 км составляет 6 дней: 789 / 240 = 3,2 дня, где 240 км - норма суточного пробега на расстояние от 600 до 999 км при перевозке грузов грузовой скоростью (п.2.1 Правил). Указанное значение округляется в большую сторону до целого числа (абзац 4 п.2 Правил), что составляет 4 дня. Кроме того, указанный срок увеличивается на 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (п.5.1 Правил). Таким образом, общий срок доставки порожних цистерн грузовой скоростью на расстояние 789 км составляет 6 дней. При общем сроке доставки в 13 суток просрочка доставки вагонов составляет 7 дней, размер пени составляет 12 172 руб. 86 коп. (19322,00 х 9% х 7).
02.01.2011 ответчиком по накладной ЭС 674806 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 07.01.11. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; размер пени - 93 руб. 96 коп. (522,00 х 9% х 2).
27.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 445126 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 477 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 07.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 477 км составляет 5 дня, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (477 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 11 суток просрочка доставки вагонов составляет 6 дней; размер пени - 3 606 руб. 12 коп. (5578,00 х 9% х 6).
31.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 549925 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 104 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 07.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным Транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 104 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (104 / 110 = 0,9 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 7 суток просрочка доставки вагонов составляет 4 дня; размер пени - 568 руб. 44 коп. (1579,00 х 9% х 4).
27.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 524906 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 832 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 832 км составляет 6 дней, из которых 4 дня по нормам суточного пробега (832 / 240 = 3,4 дней, округляем до 4), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 12 суток просрочка доставки вагонов составляет 6 дней; размер пени - 5 169 руб. 96 коп. (9574,00 х 9% х 6).
27.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 506071 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 281 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 281 км составляет 4 дня, из которых 2 дня по нормам суточного пробега (281 / 160 = 1,7 дней, округляем до 2), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 12 суток просрочка доставки вагонов составляет 8 дней; размер пени -3 024 руб. 72 коп. (4201,00 х 9% х 8).
27.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 519551 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 929 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 929 км составляет 6 дней, из которых 4 дня по нормам суточного пробега (929 / 240 = 3,8 дней, округляем до 4), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 11 суток просрочка доставки вагонов составляет 5 дней; размер пени - 5 344 руб. 20 коп. (11876,00 х 9% х 5 ).
28.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 482006 был принят к перевозке порожний вагон доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 669 км, вагон являлся грузовой скоростью и был доставлен 07.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным спортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 669 км составляет 5 дня, из которых 3 по нормам суточного пробега (669 / 240 = 2,7 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 10 суток просрочка доставки вагонов составляет 5 дней; размер пени - 4 200 руб. 75 коп. (9335,00 х 9% х 5).
26.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 568742 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 611 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 611 км составляет 5 дней, из которых 3 по нормам суточного пробега (611 / 240 = 2,5 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 13 суток просрочка доставки вагонов составляет 8 дней; размер пени - 11 304 руб. (15700,00 х 9% х 8).
03.01.2011 ответчиком по накладной ЭС 532522 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 194 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной (т. 2 л.д. 89).
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 194 км составляет 4 дня, из которых 2 дня по нормам суточного пробега (194 / ПО = 1,7 дней, округляем до 2), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день, размер пени - 281 руб. 61 коп. (3129,00 х 9% х 1).
26.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 505700 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 [День по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 13 суток просрочка доставки вагонов составляет 10 дней; размер пени - 477 руб. 90 коп. (531,00 х 9% х 10).
26.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 505695 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 13 суток просрочка доставки вагонов составляет 10 дней; размер пени - 903 руб. 60 коп. (1004,00 х 9% х 10).
24.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 448830 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 194 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 194 км составляет 4 дня, из которых 2 дня по нормам суточного пробега (194 / ПО = 1,7 дней, округляем до 2), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 15 суток просрочка доставки вагонов составляет 11 дней; размер пени - 2 151 руб. 27 коп. (2173,00 х 9% х 11).
27.12.2010 ответчиком по накладной ЭС 575202 были приняты к перевозке порожние вагоны для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 789 км, вагоны доставлялись грузовой скоростью и были доставлены 09.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 789 км составляет 6 дней, из которых 4 дня по нормам суточного пробега (789 / 240 = 3,2 дней, округляем до 4), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 13 суток просрочка доставки вагонов составляет 7 дней; размер пени - 5 755 руб. 05 коп. (9135,00 х 9% х 7).
04.01.2011 ответчиком по накладной ЭС 605337 были приняты к перевозке порожние вагоны для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 278 км, вагоны доставлялись грузовой скоростью и были доставлены 09.01.2011. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 278 км составляет 4 дня, из которых 2 дня по нормам суточного пробега (278 / 240 = 1,6 дней, округляем до 2), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день; размер пени - 668 руб. 61 коп. (7429,00 х 9% х 1).
30.11.2010 ответчиком по накладной ЭР 608196 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 2403 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 11.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 2403 км составляет 10 дней, из которых о дней по нормам суточного пробега (2403 / 330 = 7,2 дней, округляем до 8), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 12 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; размер пени - 16 760 руб. 88 коп. (93116,00 х 9% х 2).
02.12.2010 ответчиком по накладной ЭР 457796 были приняты к перевозке порожние вагоны для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 581 км, вагоны доставлялись грузовой скоростью и были доставлены 09.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 581 км составляет 6 дней, из которых 4 дня по нормам суточного пробега (581 / 160 = 3,6 дней, округляем до 4), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 7 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день; размер пени - 643 руб. 41 коп. (7149,00 х 9% х 1).
27.11.2010 ответчиком по накладной ЭР 285696 был принят к перевозке порожний вагон доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 446 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 02.12.2010. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 446 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (446 / 160 = 2,7 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 7 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня; размер пени - 995 руб. 40 коп. (5530,00 х 9% х 2).
13.01.2011 истец направил в адрес ответчика претензию N 571/36 с требованием уплатить пени за просрочку доставки груза по указанным накладным от (т. 2 л.д. 75-76).
Письмом N ТЦФТОУК-11/148 от 24.02.2011 ответчик претензию признал частично, на сумму 21 961 руб. 69 коп., остальную сумму 52 161 руб. 05 коп. ответчик не признал, ссылаясь на объявленную в Республике Татарстан чрезвычайную ситуацию (метеоусловия) (т. 2 л.д. 77-78).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "РЖД" пени в общей сумме 73 577 руб. 27 коп.
Согласно части 6 статьи 33 Устава, за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В соответствии со статьей 97 Устава, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Как предусмотрено частью 1 статьи 29 Устава, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
В силу части 3 статьи 97 Устава временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
В материалах дела представлено решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан от 06.12.2010 N 21 о введении на территории Нижнекамского района о введении режима "Чрезвычайная ситуация" и плана "Буран", отмененный решением N 24 от 14.12.2010; решение от 27.12.2010 N 51-10, которым было рекомендовано главам ряда муниципальных районов Республики Татарстан ввести режим "Повышенная готовность", и о введении на всей территории Республики Татарстан введен в действие план "Буран", отмененный распоряжением от 19.01.2011 N 01-11р.
По фактам задержки вагонов перевозчиком были составлены акты общей формы, в которых проставлены отметки о задержке грузов по причине объявления чрезвычайной ситуации (метеусловия); на железнодорожных накладных содержится отметка перевозчика о задержке перевозки "по метеоусловиям".
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "РЖД" была допущена просрочка доставки груза от 1 до 11 суток.
Доказательств задержки перевозки груза по основаниям и в порядке, предусмотренными статьей 29 Устава, ответчик в материалы дела не представил. Не представлено также доказательств принятия ответчиком всех мер для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку оснований для освобождения ОАО "РЖД" от ответственности за задержку доставки вагонов не усматривается, а требования истца о взыскании пени общей сумме 73 577 руб. 27 коп. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить размер неустойки.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение.
При этом в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.01.2011 N 11680/10, снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Размер пени, подлежащий взысканию в случае просрочки доставки груза, установлен законом. Доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, ответчик в материалы дела не представил, поэтому доводы заявителя о неприменении судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, необоснованны.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
На основании ч. ч. 1, 5 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2011 года по делу N А55-6491/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6491/2011
Истец: ОАО "Нижнекамскнефтехим"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога"
Третье лицо: Управление МЧС Республики Татарстан по Нижнекамскому муниципальному району