г. Красноярск |
|
"24" октября 2011 г. |
Дело N А69-717/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" октября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.
при участии в здании Республики Тыва:
от ответчика (государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва): Бочкаревой А.Н., представителя по доверенности от 11.11.2010,
рассмотрев в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "13" июля 2011 года по делу N А69-717/2011-6, принятое судьей Павловым А.Г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "А-ТЭК" (далее - общество, заявитель, ОГРН 1091719001440) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Тыва (далее - фонд, ответчик, ИНН 7736056647, ОГРН 1021700510590) о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в отказе возмещения расходов на выплату пособия по беременности и родам в сумме 159 178,08 рублей, выраженное в решении об отказе в выделении средств на выплату страхового возмещения от 25.02.2011 N 3887, требования о внесении исправлений в отчетность N 3887 от 21.03.2011; обязании возместить обществу расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 159 178,08 рублей, отозвать требование о внесении исправлений в отчетность (формы 4-ФСС РФ) от 21.03.2011 N 3887.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13 июля 2011 года признаны незаконными действия государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Тыва, выразившиеся в решении об отказе в выделении средств на выплату страхового возмещения от 25.02.2011 N 3887; суд обязал учреждение возместить обществу с ограниченной ответственностью "А-ТЭК" расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 159 178,08 рублей и отозвать требование о внесении исправлений в отчетность от 21.03.2011 N 3887.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 13.07.2011 не согласен, поскольку установленные фондом обстоятельства указывают на преднамеренное принятие беременной Петровой М.А. на должность бухгалтера с целью необоснованного получения возмещения соответствующих расходов.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 13.07.2011 считает законным и обоснованным, поскольку фондом не доказано отсутствие трудовых отношений между обществом и застрахованным лицом, отсутствие факта наступления страхового случая, отсутствия факта расходов на выплату страхового обеспечения.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "А-ТЭК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственном регистрационным номером 1091719001440.
Общество обратилось с заявлением в фонд о выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.
Фондом проведена камеральная проверка заявления с прилагаемыми к нему документами, по результатам которой составлен акт от 19.01.2011 N 3887.
По результатам рассмотрения акта от 19.01.2011 N 3887 фондом 25.02.2011 вынесено решение об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения; 21.03.2011 вынесено требование о внесении исправлений в отчетность (формы 4-ФСС) N 3887, а именно: по строкам 2,4 и 5 таблицы 6 и по строкам 3,16 таблицы 7 исключить сумму 159 178,08 рублей.
Не согласившись с действиями уполномоченного органа по вынесению решения от 25.02.2011 N 3887 и требования от 21.03.2011 N 3887, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно оспариваемому решению фонда от 25.02.2011 N 3887 основанием отказа обществу в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 159 178,08 рублей послужил вывод фонда о создании обществом искусственной ситуации в целях получения возмещения государственных денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 8 Федерального закона N 165-ФЗ каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются также пособие по беременности и родам.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, за счет собственных средств.
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее Федеральный закон N81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статьей 3 указанного Федерального закона N 81-ФЗ установлены, в том числе, такие виды государственных пособий, как: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие государственному социальному страхованию. Выплаты указанного пособия производятся за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статьи 4, 6 Федерального закона N 81-ФЗ). В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов и устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Исходя из положений статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее Федеральный закон N255-ФЗ), пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации исчисление средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются следующие: между страхователем и застрахованным лицом имелись трудовые отношения; наступление страхового случая подтверждено листком нетрудоспособности; документально подтверждена выплата пособия застрахованному лицу.
Вместе с тем, указанные обстоятельства имеют правовое значение в том случае, если фондом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности получения денежных средств из Фонда социального страхования под видом возмещения пособия по беременности и родам.
Как следует из материалов дела, Петрова М.А., имеющая высшее экономическое образование, будучи беременной, принята на работу в общество с 01.01.2010 на должность бухгалтера с 40-часовой рабочей неделей, заработная плата установлена в размере 30 875 рублей (л.д. 54-57).
С 12.04.2011 Петрова М.А. уволена в связи с отпуском по беременности и родам. Пособие по беременности и родам исчислено исходя из суммы 46 000 рублей, что влечет исчисление предусмотренного законом пособия в максимальном размере.
В соответствии с должностной инструкцией бухгалтера ООО "А-ТЭК" (л.д. 58-59) в обязанности бухгалтера входит следующее: вести регистрацию входящих счетов, осуществлять операции по приему и выписке счетов-фактур в строгом соответствии с установленными нормативными документами, правилами, вести журналы их регистрации; ежемесячно по оформленным в соответствии с установленным порядком счетам-фактурам составлять книги покупок и книги продаж по налогу на добавленную стоимость, сверять их с бухгалтерским учетом; готовить соответствующие документы по встречным проверкам налоговых органов, вести оперативную работу с предприятиями по выверке расчетов; выписывать счета по штрафам за несвоевременную оплату счетов за оказанные предприятиям услуги и другие.
Доказательств, подтверждающих выполнение Петровой М.А. вышеуказанных обязанностей бухгалтера, обществом в материалы дела не представлено.
В подтверждение выполнения Петровой М.А. обязанностей бухгалтера обществом в материалы дела представлены копии авансовых отчетов, которые подписаны от имени бухгалтера Петровой М.А., от имени главного бухгалтера - Буньковой И.А. (л.д. 95-109). Согласно штатному расписанию общества (л.д. 54) в обществе не предусмотрено должности главного бухгалтера. Кроме того, Бунькова И.А. является директором общества.
С учетом изложенных обстоятельств и предусмотренных должностной инструкцией обязанностей бухгалтера, представленные в материалы дела копии авансовых отчетов не подтверждают выполнение Петровой М.А. обязанностей бухгалтера общества.
Кроме того, фондом в ходе проверки установлено, что Петрова М.А. состоит на регистрационном учете в г. Красноярске, с 18.11.2009 по 18.06.2010 состояла на учете по беременности в ООО "КВТ "Бионика" (г. Красноярск) на основании договора на оказание платных медицинских услуг по индивидуальному ведению беременности (л.д. 62-63). Согласно письму ООО "КВТ "Бионика" 11.01.2010, 26.01.2010, 06.02.2010, 09.02.2010, 05.03.2010, 19.03.2010, 02.04.2010 находилась на приеме либо сдавала медицинские анализы в указанной клинике, тогда как согласно табелям учета рабочего времени (л.д. 64-66) на указанные даты Петрова М.А. находилась на рабочем месте. Заработная плата Петровой М.А. установлена в размере, превышающем заработную плату директора общества.
Оценив в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не соблюдены все условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 159 178,08 рублей, поскольку фактическое выполнение Петровой М.А. трудовых обязанностей бухгалтера общества не доказано; установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о фиктивном трудоустройстве Петровой М.А. незадолго до наступления страхового случая, о преднамеренном создании обществом искусственной ситуации в целях получения возмещения государственных денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем, фондом правомерно вынесено решение от 25.02.2011 N 3887 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 159 178,08 рублей и вынесено требование о внесении исправлений в отчетность (формы 4-ФСС) от 21.03.2011 N 3887.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных обществом требований отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции подлежат отнесению на общество.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившего в силу 30.01.2009) фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "13 " июля 2011 года по делу N А69-717/2011-6 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-717/2011
Истец: ООО "А-ТЭК"
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РТ, ГУ Региональное отделение фонда соцстраха РФ по РТ