г. Красноярск |
|
"24" октября 2011 г. |
Дело N А69-1089/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" октября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "28" июля 2011 года по делу N А69-1089/2011, принятое судьей Хайдып Н.М.
установил:
муниципальное учреждение здравоохранения Монгун-Тайгинская центральная кожуунная больница (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - Росфиннадзор, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05.05.2011 N 12-02/1-3/2011-21/ЮЛ.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 28 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 05.05.2011 N 12-02/1-3/2011-21/ЮЛ.
Росфиннадзор обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 28.07.2011 не согласен, поскольку денежные средства должны распределяться между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовый период, а также между медицинскими работниками, осуществляющими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей; Приказом 51н не предусмотрена оплата пособия по временной нетрудоспособности.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.
Учреждение представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в котором указало, что решение от 28.07.2011 считает законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании удостоверения от 09.03.2011 N 34 Росфиннадзором с 10.03.2011 по 30.03.2011 проведена проверка использования учреждением бюджетных средств и имущества, направленных на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" за 2010 год.
При проверке правильности и обоснованности получения учреждением средств, предназначенных для расчетов за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, Росфиннадзором установлено, что учреждением допущено использование средств, выделенных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования Российской Федерации, на цели, не соответствующие условиям их предоставления, в именно: выплата пособий по временной нетрудоспособности фельдшеру-наркологу Куулар А.М. в сумме 810,02 рублей, физиолаборанту Анай-оол Н.Б. в сумме 1213,27 рублей, акушеру-гинекологу Салчак М.М. в сумме 885,83 рублей, Салчак А.А. в сумме 5859 рублей, всего на общую сумму 8768,12 рублей, что, по мнению административного органа, является нарушением пункта 8 Правил финансового обеспечения в 2010 году расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 987, пункта 6 Порядка расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) (далее -учреждения здравоохранения) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.2008 N 51н, тогда как согласно вышеуказанным нормам средства, выделенные из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования Российской Федерации, направляются государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного Кодекса Российского Федерации является нецелевым использованием средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 8768,12 рублей. Итоги проверки оформлены актом от 30.03.2011 N 34.
30.03.2011 Росфиннадзором в отношении учреждения в присутствии законного представителя составлен протокол об административном правонарушении от 30.03.2011, в котором отражено нарушение заявителем пункта 8 Правил и пункта 6 Порядка, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Постановлением от 05.05.2011 по делу N 12-02/1-3/2011-21/ЮЛ учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.14 КоАП, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела следует, что учреждению вменяется совершение правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.14 КоАП, выразившегося в использовании средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов.
В соответствии с частью 2 статьи 15.14 КоАП использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
Из материалов дела следует, что между Тувинским республиканским фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) и учреждением подписан договор от 01.01.2010 N 54 о финансировании Тувинским республиканским ФОМС расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан ( с учетом дополнительного соглашения от 27.05.2010).
Платежным поручением от 27.12.2010 N 739 Тувинским республиканским ФОМС на счет учреждения перечислены 37 512 рублей субсидии из федерального бюджета на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан за 2010 год.
Из акта проверки ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва и платежных поручений следует, что из поступившей суммы субсидии, предусмотренной на оплату труда врачей и медицинских работников, проводивших диспансеризацию работающих граждан за 2010 год, учреждением осуществлена выплата пособий по временной нетрудоспособности фельдшеру-наркологу Куулар А.М. в сумме 810,02 рублей, физиолаборанту Анай-оол Н.Б. в сумме 1213,27 рублей, акушеру-гинекологу Салчак М.М. в сумме 885,83 рублей, Салчак А.А. в сумме 5859 рублей, всего на общую сумму 8768,12 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 28.11.2009 N 294-ФЗ "О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Фонда субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления в 2010 году из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1146, которым утверждены Правила предоставления в 2010 году из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила предоставления субсидий ).
В пункте 11 Правил предоставления субсидий определено, что средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, оплату труда медицинских работников учреждений здравоохранения, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и выполнения функциональных (лабораторных) исследований в соответствии с договорами, заключаемыми учреждениями здравоохранения, осуществляющими дополнительную диспансеризацию работающих граждан, с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг).
Из материалов дела следует и административным органом не оспаривается, что медицинские работники учреждения Куулар А.М., Анай-оол Н.Б., Салчак М.М., Салчак А.А. принимали участие в проведении диспансеризации работающих граждан в 2010 году. Следовательно, учреждением правомерно из средств субсидий, выделенных на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, выплачено указанным лицам 8768,12 рублей пособия по временной нетрудоспособности.
Довод административного органа о том, что учреждение не вправе было выплачивать из средств субсидий, выделенных на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, пособия по временной нетрудоспособности является несостоятельным, с учетом следующего.
Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности.
Статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, установлено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователи (работодатели) обязаны начислять и перечислять в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений (статья 7).
Размер пособий и условия их выплаты установлены Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в пункте 6 статьи 1.2 которого определено, что средний заработок - это средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Таким образом, выплата пособия медицинскому работнику за проведение дополнительной диспансеризации является составной частью оплаты труда и включается в состав среднего заработка работника.
Указанный вывод подтверждается нормами бюджетного законодательства.
Так, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н, статья 210 "Оплата труда и начисление на выплаты по оплате труда" детализирована подстатьями 211 - 213.
По подстатье 211 "Заработная плата" осуществляются расходы, в том числе на выплату пособия за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся на подстатью 213 "Начисления на выплаты по оплате труда".
В соответствии с разъяснениями Минфина Российской Федерации, изложенными в письме от 05.02.2010 N 2-05-10/383 "О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления" по подстатье 213 осуществляются расходы, в том числе на оплату пособия по временной нетрудоспособности, за исключением пособия за первые два дня временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя (в том числе удержание суммы налога на доходы физических лиц с пособий по временной нетрудоспособности, за исключением налога на доходы физических лиц, начисляемого на эти пособия по первым двум дням временной нетрудоспособности и выплачиваемого за счет средств работодателя).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что учреждение правомерно произвело выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности в сумме 8768,12 рублей из средств, направленных на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации
Поскольку административный орган не доказал нецелевое использование учреждением денежных средств, направленных на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации, то суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановления по делу об административном правонарушении от 05.05.2011 N 12-02/1-3/2011-21/ЮЛ, в соответствии с которым учреждение привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.14 КоАП.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "28" июля 2011 года по делу N А69-1089/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1089/2011
Истец: здравоохранения "Монгул-Тайгинская центральная кожуунная больница", МУЗ "Монгун-Тайгинская ЦКБ"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4062/11