г. Ессентуки |
|
28 октября 2011 г. |
Дело N А63-2675/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 г., полный текст постановления изготовлен 28 октября 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей Казаковой Г.В., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Ставропольского края Васина С.А. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2011 по делу N А63-2675/2011 по заявлению первого заместителя прокурора Ставропольского края Васина С.А. к комитету по управлению муниципальным имуществом (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. К.Хетагурова, 8), обществу с ограниченной ответственностью "Фолиант-Сервис" (ИНН 2636087787, ОГРН 1092635001546, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шаумяна, 1), администрации г. Ставрополя, (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр-кт К.Маркса, 94), третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора: Правительство Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 58), ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю, министерство имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644, Ставропольский край, г. Ставрополь, пл. Ленина, 1) о признании недействительными постановления главы от 10.02.2010 N 222, от 15.03.2010 N565, признании договора аренды земельного участка N 8120 от 12.07.2010 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Фолиант-Сервис" - Бохинского М.И. доверенность от 29.07.2011;
в отсутствии других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ
первый заместитель прокурора Ставропольского края Васин С.А. (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет), обществу с ограниченной ответственностью "Фолиант-Сервис" (далее - общество) о признании недействительными постановления главы г. Ставрополя от 10.02.2010 N 222 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании обществу места размещения спортивно-оздоровительного комплекса в 950 метрах на юго-запад от ориентира - подстанции "Центральная", расположенной по улице Западный обход, 58а" (далее - постановление главы г. Ставрополя от 10.02.2010 N 222), постановления главы г. Ставрополя от 15.03.2010 N 565 "О предоставлении обществу земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного комплекса по улице Западный обход, 60" (далее - постановление главы г. Ставрополя от 1 5. 03. 2010 N 565); о признании договора аренды земельного участка от 12.07.2010 N 8120, недействительной (ничтожной) сделкой и применить последствия недействительности ничтожной сделки (с учетом уточнений).
Определением суда от 04.04.2011 к участию в деле привлечены: в качестве ответчика администрация города Ставрополя (далее - администрация); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство).
Решением суда первой инстанции от 09.08.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, земельный участок предоставлен обществу в установленном законном порядке и не относится к особо охраняемым территориям.
Не согласившись с принятым решением, прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2011 по делу N А63-2675/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, ответчиками были нарушены требования земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях. Предоставленный в аренду обществу земельный участок расположен на территории природного почвенно-ботанического заказника "Ставропольский чернозем"; доказательства того, что уполномоченным органом Ставропольского края принимался специальный распорядительный акт о передаче земельного участка с кадастровым номером 26:12:011401 :84, площадью 93 787 кв.м, в аренду обществу отсутствуют. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка, на котором был расположен заказник, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку фактически нахождение заказника ни кем не оспаривается.
Министерство направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит удовлетворить апелляционную жалобу прокурора.
Общество в своем в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю и министерство направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайства удовлетворены судом.
В судебном заседании представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2011 по делу N А63-2675/2011 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Ставропольского края от 10.06.1997 N 383 территория площадью 50 гектаров, находится в пользовании краевого совета Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) на землях, в 533 квартале г. Ставрополя объявлена государственным природным заказником краевого значения "Ставропольский чернозем" (т. 1 л. д. 42). В пункте 2 данного постановления указано о выделении государственному комитету по охране окружающей среды Ставропольского края из краевого внебюджетного экологического фонда 1997 года 6 млн. рублей для оплаты работ по составлению в установленном порядке землеустроительного дела и вынесению в натуре границ заказника.
В результате проведенных межевых работ территории, объявленной природным заказником краевого значения "Ставропольский чернозем", установлены границы данного участка и утверждено землеустроительное дело ОАО "Ставро-польТИСИЗ" в 1997 году (т. 1 л. д. 28-61).
В 2009 году Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края неоднократно обращалось к главе города Ставрополя с письмом о необходимости корректировки и согласования границ заказника с учетом произведенных отводов и фактической застройки (т. 1 л. д. 103, 104, 107).
Распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя от 17.12.2009 N 668-р утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов, для размещении почвенно-ботанического заказника "Ставропольский чернозем", общей площадью 500 114 кв.м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Приозерная, 21 на кадастровом плане территории кадастрового квартала 26:12:011401 (т. 1 л. д. 99).
В результате проведения землеустроительных и кадастровых работ указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.12.2009 за N 26:12:011401:79 (т. 1 л. д. 78-81).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 07.07.2010 N 2600/501/10-213677, спорный земельный участок общей площадью 93 787 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: ул. Западный обход, 60, г. Ставрополь, 30.12.2009 поставлен на кадастровый учет за N 26:12:011401:84 (т. 1 л. д. 26-27).
Постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 10.02.2010 N 222 обществу утвержден акт выбора земельного участка от 04.02.2010 N 10 и согласовано место размещения спортивно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 93 787 кв.м, из земель населенных пунктов в 950 метрах на юго-запад от ориентира -подстанции "Центральная", расположенной по улице Западный обход, 58 а, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной расположением заместителем главы администрации города Ставрополя от 18.12.2009 N 707-р (т. 1 л. д. 17).
Постановлением администрации от 15.03.2010 N 565, земельному участку с кадастровым номером 26:12:011401:84, присвоен почтовый адрес: улица Западный обход, 60, г. Ставрополь и предоставлен обществу в аренду на три года для строительства спортивно-оздоровительного комплекса по адресу: улица Западный обход, 60, г. Ставрополь (т. 1 л. д. 18 - 19).
12.07.2010 на основании Постановления администрации от 15.03.2010 N 565 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды N 8120, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору за плату указанный земельный участок (т. 1 л. д. 21 - 24).
В соответствии с отметкой Управления Росреестра по СК договор зарегистрирован 05.08.2010.
На основании постановления губернатора Ставропольского края от 27.05.2011 N 368 признано утратившим силу постановление губернатора Ставропольского края от 10.06.1997 N 383 "Об образовании государственного природного заказника краевого значения "Ставропольский чернозем" (т. 2 л. д. 11).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.05.2011 N 200-п, на основании положительного заключения экологической экспертизы, согласия главы города Ставрополя на функционирование заказника, материалов межевания заказника образован с утверждением границ государственный природный заказник краевого значения "Ставропольский чернозем" площадью 50,01 га, территория которого включает в себя земельный участок с кадастровым номером 26:12:011401:79 (т. 2 л. д. 4, 12-15). Постановление опубликовано 03.06.2011 в официальном источнике "Ставропольская правда".
Полагая, что вышеуказанные ненормативные акт и договор аренды, заключенный с обществом не соответствуют требованиям действующего законодательства, прокурор обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В обоснование своих доводов прокурор ссылается на письмо ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю от 13.05.2011 N 03647/2.3/11, согласно которому в границы земельного участка, установленные и утвержденные в результате землеустроительных работ ОАО "Ставро-польТИСИЗ" в 1997 году частично входит спорный земельный участок 26:12:011401:84 (т. 2 л. д. 5 -6).
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На уровне Российской Федерации правоотношения в вышеуказанной сфере регулируются федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. Федерального закона от 14.03.95 N 1) по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации образуются государственные природные заказники регионального значения.
Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренное статьей 23 частью 2 ФЗ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на образование государственного природного заказника, не освобождает от обязанности проведения экологической экспертизы в целях установления соответствия планируемой деятельности требованиям в области охраны окружающей среды, что прямо предусмотрено нормами статьи 12 Федерального закона РФ N 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе", то есть специальными нормами, регулирующими данные отношения.
Согласно статье 4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе государственные природные заказники.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Аналогичные правовые нормы содержатся и в статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.11.1995 N 1) "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат: проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность.
В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу, и теряет юридическую силу в случае: доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела, постановление губернатора Ставропольского края N 383, которым была объявлена территория государственного природного заказника краевого значения "Ставропольский чернозем", как особо охраняемой природной территории, издано в 1997 году. Проект данного акта должен был пройти экологическую экспертизу. При этом материалы, обосновывающие придание постановлением губернатора Ставропольского края от 10.06.1997 N 383 статуса государственного природного заказника краевого значения "Ставропольский чернозем", государственную экологическую экспертизу не проходили. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
С учетом изложенных положений нормативных правовых актов и обстоятельств дела, судом сделан правильный вывод о нарушении процедуры подготовки и принятия нормативного акта постановления губернатора Ставропольского края от 10.06.1997 N 383, а также том, что проект оспариваемого постановления должен был пройти государственную экологическую экспертизу, поскольку им утверждены новые редакции положений о заказниках, установлены новые режимы заказников, предусмотрена возможность осуществления иных видов деятельности на территориях заказников, изменен орган, с разрешения которого возможно осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности.
В связи с чем, сведения об установлении в 1997 года границ государственного природного заказника краевого значения "Ставропольский чернозем", произведенные по результатам комплекса землеустроительных работ, выполненных ОАО "СтавропольТИСИЗ" на основании указанного нормативного акта не имеют правового значения.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что земельный участок из земель населенных пунктов, для размещении почвенно-ботанического заказника "Ставропольский чернозем", общей площадью 500 114 кв.м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Приозерная, 21 поставлен на государственный кадастровый учет 28.12.2009 за N 26:12:011401 :79.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.05.2011 N 200-п, утверждены границы государственного природного заказника краевого значения "Ставропольский чернозем" площадью 50,01 га, территория которого включает в себя указанный земельный участок с кадастровым номером 26:12:011401:79.
При этом, конфигурация земельного участка общей площадью 500 114 кв.м, поставленного на государственный кадастровый учет 28.12.2009 которому указанным постановлением придан статус государственный природный заказник краевого значения "Ставропольский чернозем" не совпадает с конфигурацией земельного участка, ранее полученной, в результате установления в 1997 года границ государственного природного заказника краевого значения "Ставропольский чернозем".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, пересечение границ государственного природного заказника краевого значения "Ставропольский чернозем" (кадастровый номер 26:12:011401:79) и спорного участка с кадастровым номером 26:12:011401:84, отсутствует (т. 2 л. д. 3).
При этом, постановлением губернатора Ставропольского края от 27.05.2011 N 368 признано утратившим силу постановление губернатора Ставропольского края от 10.06.1997 N 383 "Об образовании государственного природного заказника краевого значения "Ставропольский чернозем".
Также согласно письму министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 29.12.2009, земельный участок общей площадью 93 787 кв.м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, Западный обход, 58-А, в состав особо охраняемых природных территорий не входит; разведенных месторождений общераспространенных полезных ископаемых на нем не имеется; расположен за пределами границ водоохранных зон поверхностных водных объектов. Находится за пределами границ земель лесного фонда государственного учреждения "Ставропольское лесничество" и лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов категории "Городские леса" (т. 1 л. д. 112).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемые постановления соответствуют действующему законодательству об особо охраняемых природных территориях, не нарушают права и интересы субъектов в сфере экономических отношений.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы прокурора.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2011 по делу N А63-2675/2011.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2011 по делу N А63-2675/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2675/2011
Истец: Прокуратура Ставропольского края
Ответчик: Администрация города Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, ООО "Фолиант-Сервис"
Третье лицо: Администрация города Ставрополя, Министерство имущественных отношений СК, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Правительство СК, Правительство Ставропольского края, Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по СК, Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по СК, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю