г. Санкт-Петербург |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А56-12192/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Дмитриевой И.А., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания: Сафроновой В.А.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Сидорова Е.С., доверенность от 17.06.2011 N 193;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17111/2011) государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2011 по делу N А56-12192/2010 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
о взыскании 145 570 рублей 95 копеек
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН: 1027809256254, место нахождения: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская д, 42, далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП ТЭК СПб) 145 570 рублей 95 копеек задолженности за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ по договору N 15 от 04.12.1997.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ГУП ТЭК СПб, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, по своему статусу ответчик подходит под определение "иные организации, получатели бюджетных средств", на него распространяется льгота, предусмотренная пунктом 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1644. Податель жалобы полагает, что у истца нет оснований требовать оплаты за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных лимитов, а у ответчика нет оснований нести подобные расходы.
Представитель истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор от 04.12.1997 N 15 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, в соответствии с которым ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие) обязался осуществлять отпуск питьевой воды ГУП ТЭК СПб (абонент), прием от него сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, а абонент - соблюдать условия и режим водопотребления, приема (сброса) сточных вод и производить Предприятию оплату полученной питьевой воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Срок действия договора один год с момента подписания сторонами, с ежегодным продлением на тот же срок и на тех же условиях.
В соответствии с пунктом 3.2.3. договора ответчик обязался не превышать установленные нормативы сброса загрязняющих веществ в системы канализации.
При анализе отбора проб сточных вод (акт N 167547-201009-ЮКР от 19.11.2009) истцом было установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается протоколом анализа проб от 25.11.2009 N 7-720 ЗАО "Центр исследования и контроля воды".
В соответствии с пунктом 5.5. договора за превышение абонентом нормативов сброса загрязняющих веществ предусмотрено взимание платы в соответствие с действующим законодательством в порядке, утвержденным решением органа исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Во исполнение Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга" ответчику была начислена плата за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах за ноябрь 2009 года в сумме 145 570 рублей 95 копеек по счету N 5015225, который ответчиком не оплачен.
В нарушении условий договора ГУП ТЭК СПб не производилась оплата сброса сточных вод с превышением нормативов водоотведения, что послужило основанием для обращения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции счел их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Изучив материалы дела, выслушав мнение ответчика и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу пункта 1 Правил абонентом является юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и канализации, заключившее с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и прием сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Исходя из пункта 1 статьи 544 ГК РФ, оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Факт сброса ответчиком сточных вод с превышением нормативов водоотведения за спорный период установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела. Ответчиком данное обстоятельство не оспорено и не представлено доводов относительно размера подлежащей взысканию задолженности. Доказательств погашения задолженности суду также не представлено.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, обоснованно признал требования истца правомерными по праву и по размеру и правомерно взыскал с ответчика в пользу истца сумму основной задолженности 145 570 рублей 95 копеек.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ответчик подлежит освобождению от указанных видов платежей на основании пункта 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 "О порядке взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга" отклоняется апелляционной инстанцией.
Согласно данной норме от платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих от взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения освобождены учреждения, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга, и иные организации, которым открыты лицевые счета в Комитете финансов Санкт-Петербурга, являющиеся получателями средств бюджета Санкт-Петербурга; жилищно-эксплуатационные организации, подведомственные Жилищному комитету; жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и иные объединения собственников жилья; государственные унитарные предприятия Санкт-Петербурга, осуществляющие регулируемые виды деятельности по оказанию услуг населению.
Между тем, ответчик не отрицает тот факт, что у него отсутствует лицевой счет в Комитете финансов, однако, полагает, что подпадает под вышеуказанную льготу в качестве организации, являющейся получателем бюджетных средств.
В соответствии с распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от 26.04.2001 N 45-р "Об утверждении Инструкции о порядке ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств, утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств, санкционирования и оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" получатель бюджетных средств - орган государственной власти Санкт-Петербурга, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Согласно пункту 1.5. данного распоряжения получатель бюджетных средств осуществляет операции со средствами бюджета Санкт-Петербурга исключительно через лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый ему в Комитете финансов, а также через лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый ему в Управлении Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу, в части расходования средств, поступающих из федерального бюджета.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что ответчик не является получателем бюджетных средств согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на ответ Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2009 N 15-7678/09-0-1 на запрос ГУП ТЭК СПб, согласно которому Комитет считает возможным применение положения пункта 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 в отношении ГУП ТЭК СПб, подлежит отклонению, поскольку Комитет не наделен полномочиями по официальному толкованию нормативных актов Правительства Санкт-Петербурга.
Приказ Комитета финансов от 18.02.2004 N 15 "О внесении изменений и дополнений в перечень получателей средств бюджета, которым открыты лицевые счета в Комитете финансов" утратил силу 22.06.2004, в связи с чем ссылка ответчика на данный Приказ так же не является обоснованной.
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению в полном объеме.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2011 по делу N А56-12192/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12192/2010
Истец: "Водоканал Санкт-Петербурга", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", ГУП "ТЭК СПб"
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17111/11
16.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7662/11
16.06.2011 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10301/11
04.05.2011 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12192/10