Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 1 декабря 2006 г. N вн 2.2-1/4215
по проекту федерального закона N 338675-4 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию монопольных видов деятельности", внесенному депутатом Государственной Думы В.М. Зубовым
(первое чтение)
Правовое управление Аппарата Государственной Думы, рассмотрев указанный проект федерального закона, сообщает следующее.
1. Законопроектом предлагается установить основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), заключающиеся в определении основных принципов и случаев государственного регулирования цен, по перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется данное регулирование.
При этом следует учитывать, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", в статье 6 которого установлено, что органами регулирования естественных монополий могут применяться только методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, определенные в данном федеральном законе, в том числе метод ценового регулирования.
2. В статьях 4 и 5 законопроекта устанавливается исчерпывающий перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию. Однако в наименовании проекта говорится только о продукции "монопольных видов деятельности". Кроме того, проектом не определено понятие "монопольные виды деятельности", в связи с чем не представляется возможным дать правовую оценку перечисленным в статьях 4 и 5 проекта продукции и услугам, подпадающим под сферу действия данного законопроекта.
3. Следует отметить, что согласно положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, применяются в предусмотренных законом случаях. В настоящее время, предлагаемое законопроектом регулирование тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию, лекарственные средства, этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом и на ряд других, устанавливаемых законопроектом, товаров и услуг осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об электроэнергетике", "О связи", "О естественных монополиях", "О лекарственных средствах", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Указанные в статье 6 законопроекта общие принципы регулирования цен для всех регулируемых товаров и услуг, перечисленных в законопроекте и установление в статье 3 законопроекта верховенства рассматриваемого законодательного акта не учитывает специфики ценообразования, урегулированной указанными выше специальными федеральными законами, которые определяют полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и установления цен на товары и услуги.
4. Статьей 5 законопроекта определено, что высший исполнительных орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют государственное регулирование тарифов, в том числе, на оплату населением жилья и коммунальных услуг.
При этом в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, и плату за коммунальные услуги. При этом статьей 156 Жилищного кодекса установлено, что размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). В случае если собственники жилых помещений выбрали способ управления многоквартирным домом, то на основании статьи 162 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги определяется договором управления многоквартирным домом.
Таким образом, положения статьи 5 законопроекта, в части государственного регулирования тарифов на оплату населением жилья и коммунальных услуг не согласуется с указанными статьями Жилищного кодекса.
5. Пунктом 4 статьи 4 законопроекта предусмотрено установление цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) с 1 января на очередной финансовый год. Указанное положение законопроекта не согласуется с федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающим установление тарифов до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
6. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Таким образом, отсутствует необходимость использовать в тексте законопроекта такие термины как "уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" (статьи 5, 6, 7, 11 законопроекта).
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) проект нуждается в юридико-технической доработке.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.