г. Владивосток |
|
02 ноября 2011 г. |
Дело N А24-1666/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2011 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Г. М. Грачёва,
судей Н.В. Алфёровой, А. В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С.Барановой
при участии
от заявителя - Киселёв Д.Н., представитель по доверенности от 31.03.2011 N 05/11,
от ответчика - представитель не явился, извещен,
от третьего лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
апелляционное производство N 05АП-6654/2011
на решение от 08.08.2011
судьи Е.В.Вертопраховой,
по делу N А24-1666/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ФГУ "Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (ИНН 4101041593, ОРГН 1024101036948)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470)
третье лицо: ООО "Чарт Пилот"
о признании недействительными решения и предписания по делу N 21-06/46-11Ж от 31.03.2011,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (далее - ФГУ "СВПУ БО ФСБ России", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - УФАС по Камчатскому краю, антимонопольный орган) по делу N 21-06/46-11Ж от 31.03.2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Чарт Пилот".
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.08.2011 заявление ФГУ "СВПУ БО ФСБ России" удовлетворено; оспариваемые ненормативные акты признаны недействительными как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Камчатскому краю обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Заявитель жалобы, ссылаясь на пп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8, ч. 1, 3, 4, 5 ст.41.9 Закона о размещении заказов, указал на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания. Так, в ходе рассмотрения антимонопольным органом дела по жалобе ООО "Чарт Пилот" установлено необоснованное отклонение учреждением его заявки (первой ее части) на участие в аукционе, поскольку заявка ООО "Чарт Пилот" содержала все конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным заказчиком (учреждением) в документации об аукционе: указаны конкретные показатели предлагаемого для поставки товара (морские навигационные карты в строгом соответствии в перечнем адмиралтейских номеров, определенных учреждением и указанными в документации об аукционе) и его качественные показатели (геометрическая точность, достоверность картографируемого района, согласованность с другими действующими картами, наглядность, пригодность к последующему обновлению), содержится согласие ООО "Чарт Пилот" с проектом государственного контракта; указано, что морские навигационные карты будут поставлены по адресу и в течение сроков, предусмотренных в информационной карте и документации об аукционе; гарантировано качество и нормальные эксплуатационные свойства поставляемой продукции, определенные требованиями документации об аукционе; предусмотрено место поставки продукции на склад получателя. Таким образом, по мнению антимонопольного органа в первой части заявки на участие в аукционе в электронном виде ООО "Чарт Пилот" содержатся все конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным учреждением (заказчиком) в документации об аукционе. Следовательно, единая комиссия заказчика (учреждения), приняв решение об отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа ООО "Чарт Пилот", заявка которого соответствовала требованиям документации об аукционе в электронной форме, допустила нарушение требований ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, поэтому исходя из положений ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 названного Закона УФАС по Камчатскому краю выдало предписание о прекращении нарушения требований ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов. На основании изложенного антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции.
От ФГУ "СВПУ БО ФСБ России" 19.10.2011 поступило ходатайство о возможности проведения 19.10.2011 судебного заседания с использованием системы видеоконференцсвязи, которое представителем заявителя в заседании суда апелляционной инстанции 19.10.2011 было отозвано, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания от 19-26.10.2011, в связи с чем данное ходатайство судом апелляционной инстанции не рассматривалось.
Представитель ФГУ "СВПУ БО ФСБ России" в судебном заседании 19.10.2011 по доводам жалобы возразил, указав на законность принятого по делу решения.
Представители ответчика и третьего лица в заседание 19.10.2011 не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 19.10.2011 объявлялся перерыв до 26.10.2011.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание (26.10.2011) не обеспечили, о причине неявки не сообщили, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела установлено следующее.
05.03.2011 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru государственным заказчиком - ФГУ "СВПУ БО ФСБ России" размещено извещение N 0338100006811000010 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку морских навигационных карт с корректурой текущего года 1 комплект (согласно спецификации N 1 к проекту контракта) - 1250 шт. на электронной площадке www.roseltorg.ru.
Результаты рассмотрения первых частей заявок, поданных участниками размещения заказа, рассмотрены единой комиссией по размещению заказов ФГУ "СВПУ БО ФСБ России" 18.03.2010 и отражены в протоколе N 45-ШТН.
18.03.2010 Единой комиссией государственного заказчика по рассмотрению заявок при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе составлен протокол N 45-ШТН, которым ООО "Чарт Пилот" отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия первой части заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме, выразившегося в не представлении конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным документацией открытого аукциона в электронной форме (количество, место поставки, сроки поставки, гарантии качества товара) (т. 1 л.д. 76-78).
25.03.2011 ООО "Чарт Пилот" обратилось в УФАС по Камчатскому краю с жалобой на действия аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы УФАС по Камчатскому краю исследованы доводы, изложенные в жалобе ООО "Чарт Пилот", касательно неправомерности действий государственного заказчика и, на основании ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов вынесено решение от 31.03.2011 о признании жалобы третьего лица обоснованной в части нарушения государственным заказчиком положений ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
На основании п. 3 названного решения УФАС по Камчатскому краю заказчику, единой комиссии заказчика выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, а именно: о прекращении нарушения ч. 5 ст. 49.1 Закона о размещении заказов; об отмене протокола N 45 ШТН от 18.03.2011 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на поставку морских навигационных карт с корректурой; о повторном проведении процедуры рассмотрения первых частей заявок NN 17245 и 20156 от 16.03.2011 на участие в аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов; о сообщении антимонопольному органу о выполнении настоящего предписания в срок до 20.04.2011 с представлением доказательств.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием УФАС по Камчатскому краю, ФГУ "СВПУ БО ФСБ России" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом вмененного заявителю нарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 4, ч.1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительным ненормативного акта необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 указанного Кодекса обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, принявший акт; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта незаконным.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" в редакции Постановления Правительства РФ от 27.10.2008 N 786 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Рассмотрение антимонопольным органом жалобы на действия (бездействие) заказчика, проведение внеплановой проверки соблюдения котировочной комиссией отделения УФАС законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, направление для исполнения заказчику предписания соответствует полномочиям антимонопольных органов, предусмотренных п.п. 5.3.1.12, 5.3.2.4, 5.3.8, 5.3.9 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331. Антимонопольным органом соблюдены предусмотренные ст. 60 Закона о размещении заказов сроки и порядок проведения внеплановой проверки и рассмотрение жалобы ООО "Чарт Пилот".
Решением УФАС по Камчатскому краю от 31.03.2011 по делу N 21-06/46-11Ж Единая комиссия Заказчика признана нарушившей положения ч.5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно ч. 4 ст. 41.9 названного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов).
В силу ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
В рассматриваемом случае государственный заказчик разработал Документацию открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку морских навигационных карт с корректурой для нужд ФГУ "СВПУ БО ФСБ России", в которой установил требования к содержанию и составу заявки на участие в данном аукционе, а также разъяснил участникам размещения заказа, получившим аккредитацию на электронной площадке, порядок подачи заявки, в том числе, ее первой части.
Так, в соответствии с пп. "б", п. 1.2.1 документации об аукционе, при заполнении первой части заявки участник размещения заказа обязан указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (количество, место поставки, сроки поставки, качественные показатели,, наименование, гарантии качества товара) и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак (т. 1 л.д. 19).
Количество товара "1250 штук", место поставки товара "Россия, 683013, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Бойко, 22В" и срок поставки товара "до 30 июня 2011 года" указаны в информационной карте аукциона в главе ХVI "Общие сведения" Документации открытого аукциона заказчика.
Между тем в нарушение вышеназванных правовых норм и требований документации об аукционе ООО "Чарт Пилот" в первой части своей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не полностью и неверно указало требуемые сведения о товаре, такие сведения как количество товара, место поставки и срок поставки товара в заявке отсутствуют, в связи с чем единая комиссия заказчика правомерно отказало обществу в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия его заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.
Суд апелляционной инстанции поддерживает указанный вывод суда первой инстанции, поскольку данный вывод соответствует материалам дела и основан на вышеприведенных нормах права.
Доводы антимонопольного органа о том, что содержащиеся в первой части заявки ООО "Чарт Пилот" сведения являются достаточными и подтверждают конкретные и качественные показатели, соответствующие значениям, установленным заказчиком (учреждением) в документации об аукционе для поставки товара, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как не основан на нормах права.
Указание в первой части заявки ООО "Чарт Пилот" о том, что "заказчику будут поставлены морские навигационные карты издания Управления навигации и океанографии МО РФ в строгом соответствии с перечнем адмиралтейских номеров, определенным Заказчиком и указанными в аукционной документации. Поставляемые карты будут откорректированы по новой информации, объявленной в извещениях мореплавателям УНИО МО. Поставляемые морские навигационные карты предназначены для обеспечения безопасности мореплавания и решения других задач оборонного, научного и инженерного назначения; морские навигационные карты будут поставлены по адресу и в течение сроков, предусмотренных в информационной карте и аукционной документации; общество гарантирует качество и нормальные эксплуатационные свойства поставляемой продукции, определенные требованиями документации об аукционе", таковыми сведениями как количество товара, место поставки и срок поставки товара не являются.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод апелляционной жалобы антимонопольного органа о том, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронном виде ООО "Чарт Пилот" содержала все конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным заказчиком в документации об аукционе.
Принимая во внимание, что Законом о размещении заказов закреплено право заказчика устанавливать в документации об аукционе такое требования к товарам, предназначенным для поставки товаров, а также требовать от участников размещения заказа отражения в первой части заявки конкретных показателей этих товаров, заявка ООО "Чарт Пилот" правомерно отклонена Единой комиссией заказчика по основанию несоответствия требованиям аукционной документации на момент рассмотрения ее первой части.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение антимонопольного органа и выданное УФАС по Камчатскому краю на его основании предписание недействительными.
Таким образом, судом первой инстанции при принятии решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 8 августа 2011 года по делу N А24-1666/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г. М. Грачёв |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1666/2011
Истец: ФГУ "Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации", ФГУ "Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: ООО " Чарт Пилот"