город Омск |
|
02 ноября 2011 г. |
Дело N А70-3718/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6906/2011) государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области "Областная больница N 15" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.07.2011 по делу N А70-3718/2011 (судья Безиков О.А.)
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения) (ИНН 7202026893, ОГРН 1027200832680)
к государственному лечебно-профилактическому учреждению Тюменской области "Областная больница N 15" (ИНН 7219000741 ОГРН 1027200832592)
об обязании восстановить средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 858 089 руб. 38 коп., использованные не по целевому назначению
при участии в судебном заседании представителей:
от государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области "Областная больница N 15" - не явился;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области - не явился;
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области (государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение) (далее по тексту - ТФОМС Тюменской области, податель жалобы) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об обязании Государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) (далее по тексту - ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 3 562 949 руб. 38 коп., использованные не по целевому назначению, за счет перечисления денежных средств из иных источников финансирования.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, ТФОМС Тюменской области уменьшил размер исковых требований, просил обязать ответчика восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 2 858 089 руб. 38 коп., использованные не по целевому назначению за счет перечисления денежных средств из иных источников финансирования.
Руководствуясь частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд первой инстанции принял изменение заявителем размера исковых требований.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.04.2011 заявленные требования ТФОМС Тюменской области удовлетворены: на ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) возложена обязанность восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 2 858 089 руб. 38 коп., использованные не по целевому назначению за счет перечисления денежных средств из иных источников финансирования, на расчетный счет по учету средств ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) по средствам обязательного медицинского страхования; с ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) взыскано в доход федерального бюджета 40 803 руб. 44 коп. государственной пошлины.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт использования ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Возражая против принятого судом решения, ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суд Тюменской области от 04.07.2011 изменить в части взыскания государственной пошлины.
В обоснование апелляционной жалобы ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) указывает, что истцом заявлено требование неимущественного характера о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем размер государственной пошлины должен составлять 4 000 руб.
ТФОМС Тюменской области представило письменные отзыв на апелляционную жалобу, в котором разрешение апелляционной жалобы оставляет на усмотрение суда.
ТФОМС Тюменской области, ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Определяя пределы рассмотрения настоящего вопроса, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Лица, участвующие в дел, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта в обжалуемой части от них не поступило.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ (пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, проверка обжалуемого решения осуществлена судом апелляционной инстанции только в оспариваемой части - в части взыскания с ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) в доход бюджета государственной пошлины в сумме 40 803 руб. 44 коп.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в порядке статей 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в этой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.01.2004 по 31.12.2009 между ТФОМС Тюменской области, страховыми медицинскими организациями (СМО) и ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) были заключены следующие договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию (ОМС).
На 2004 год был заключен договор между ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) и ТФОМС Тюменской области на предоставление лечебно-профилактической помощи в рамках медицинского страхования, соответствующие действующим на территории области нормативным документам от 01.01.2004 N 21, сроком действия до 31.12.2004.
В период с 01.01.2005 по настоящее время между ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда), ТФОМС Тюменской области, страховыми медицинскими организациями (СМО) были заключены следующие договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
На 2005 год: договор от 01.01.2005 N 44 между ТФОМС Тюменской области, ОАО "Газпроммедстрах" и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда), сроком действия до 31.12.2005; договор от 01.01.2005 N 43 между ТФОМС Тюменской области, ЗАО "Капитал медицинское страхование" и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия до 31.12.2005; договор от 01.01.2005 N 45 между ТФОМС Тюменской области, ОАО ОСМК "Югория-Мед" и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия до 31.12.2005, договор от 01.01.2005 между ТФОМС Тюменской области и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) на предоставление медицинской помощи по изготовлению и ремонту зубных протезов сроком действия до 31.12.2005;
На 2006 год: договор от 01.01.2006 N 242 между ТФОМС Тюменской области, ОАО "Газпроммедстрах" и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия с 01.01.2006 до 30.06.2006; договор от 01.01.2006 N 241 между ТФОМС Тюменской области, ЗАО "Капиталь медицинское страхование", ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия с 01.01.2006 до 30.06.2006; оговор от 01.01.2006 N 240 между ТФОМС Тюменской области, ОАО ОСМК "Югория-Мед" и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия с 01.01.2006 до 30.06.2006; договор от 01.07.2006 N 670 между ТФОМС Тюменской области, СМО (ЗАО "Капиталь медицинское страхование", ОАО "Газпроммедстрах", ОАО ОСМК "Югория-Мед") и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия с 01.07.2006 до 31.12.2006, договор между ТФОМС Тюменской области и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) на предоставление медицинской помощи по изготовлению и ремонту зубных протезов от 01.01.2006 N 42 сроком действия до31.12.2006.
На 2007 год: договор от 16.01.2007 N 161 между ТФОМС Тюменской области, СМО (ЗАО "Капиталь медицинское страхование", ОАО "Газпроммедстрах", ОАО ОСМК "Югория-Мед") и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия с 01.01.2007 до 31.12.2007.
На 2008 год: договор от 01.01.2008 N 93омс между ТФОМС Тюменской области, СМО (ЗАО "Капиталь медицинское страхование", ОАО "Газпроммедстрах", ОАО ОСМК "Югория-Мед") и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия с 01.01.2008 до 31.12.2008.
На 2009 год: договор от 11.01.2009 N 10омс между ТФОМС Тюменской области, СМО (ЗАО "Капиталь медицинское страхование", ОАО "Газпроммедстрах", ОАО ОСМК "Югория-Мед") и ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) сроком действия с 01.01.2009 до 31.12.2009.
Согласно условиям вышеуказанных договоров ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) приняло на себя обязательство оказывать лечебно-профилактическую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования Тюменской области и разрешенными ему видами деятельности (пункты 1.1 договоров), а так же расходовать направляемые ему средства в соответствии с назначением расходов, определенным в установленном порядке (пункты 2.1 договоров).
ТФОМС Тюменской области обеспечивает оплату медицинской помощи, оказываемой ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) застрахованным, в соответствии с тарифами, определенными тарифным соглашением между субъектами обязательного медицинского страхования, и в соответствии с положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования граждан на территории Тюменской области (пункты. 4.1 договоров), а также осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования медицинским учреждением (пункты 5.2 договоров).
В случае установления нецелевого использования средств ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда), факт которого отражен в акте проверки, проведенной ТФОМС Тюменской области, медицинская организация обязана восстановить указанные средства в 30-дневный срок (пункты 6.6 договоров).
Как следует из материалов дела контрольно-ревизионное управление ТФОМС Тюменской области провело две проверки целевого и рационального использования финансовых средств обязательного медицинского страхования в ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) (до переименования ГЛПУ ТО "Нижнее-Тавдинская районная больница") за период с 01.07.2003 по 31.12.2006 и за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проведенной в присутствии главного врача Симонова В.А. и главного бухгалтера Касаткиной О.В. документальной проверки целевого использования финансовых средств обязательного медицинского страхования в ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) за период с 01.07.2003 по 31.12.2006 комиссия в соответствии с Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100 составила акт от 23.11.2007, в соответствии с которым выявлены факты нецелевого использования средств ОМС.
На основании указанного акта заявитель направил ответчику предписание от 29.12.2007 N 5409/16 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, в котором предъявил ответчику требование восстановить в течение одного месяца со дня получения предписания денежные средства, использованные не по целевому назначению.
По результатам проведенной в присутствии главного врача Янтимировой Р.А. и главного бухгалтера Курасовой И.В. комплексной проверки целевого использования финансовых средств обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета ГЛПУ ТО "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 комиссия составила акт от 29.10.2010, в соответствии с которым также установила нецелевое расходование ответчиком выделенных ТФОМС Тюменской области денежных средств.
По результатам двух проведенных проверок сумма нецелевого использования ответчиком средств обязательного медицинского страхования составила 4 275 949 руб. 38 коп.
Заявитель направил ответчику предписание от 01.02.2011 N 294/16, в соответствии с которым предъявил ответчику требование восстановить в течение одного месяца со дня получения предписания денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 4 275 949 руб. 38 коп.
Ответчик частично восстановил использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования, после чего сумма задолженности ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) перед ТФОМС Тюменской области составила 2 858 089 руб. 38 коп.
Поскольку предписания ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) не исполнены в полном объеме, ТФОМС Тюменской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Неисполнение ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) предписаний об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского, восстановлении денежных средств, использованных не по назначению, установлено в ходе судебного разбирательства, выводы суд первой инстанции в соответствующей части не являются предметом апелляционного обжалования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод об имущественном характере иска, поскольку было заявлено требование о восстановлении денежных средств.
В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пункт 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Размер, подлежащей уплате государственной пошлины, определяется по-разному в зависимости от вида искового заявления.
Так при подаче при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина определяется исходя из цены иска (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
При подаче иных исковых заявлений неимущественного характера (не указанных в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, в твердой денежной сумме в размере 4000 рублей (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 103 АПК РФ цена иска определяется следующим образом: по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы; по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы; по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества; по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка. В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
В соответствии с частью 3 статьи 103 АПК РФ цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом.
Из анализа приведенных норм следует, что определение цены иска о взыскании денежных средств производится исходя из взыскиваемой суммы.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 12 информационного письма от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в случаях, когда цена иска определяется в соответствии с частью 1 статьи 103 АПК РФ, государственная пошлина уплачивается в размере, установленном при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса).
Решения суда о восстановлении ответчиком денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, направлено на изъятие у ГЛПУ "Областная больница N 15" принадлежащих ей денежных средств в установленной судом сумме и пополнение за их счет денежных средств обязательного медицинского страхования. Соответственно требование ТФОМС Тюменской области о восстановлении средств обязательного медицинского страхования по существу направлено на взыскание денежной суммы, использованной ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) не по целевому назначению, то есть является требованием имущественного характера, подлежащего оценке.
В такой ситуации суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об имущественном характере требования и необходимости оплаты государственной пошлины исходя из цены иска (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции принял обоснованное решение, взыскав с ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) в доход федерального бюджета 40 803 руб. 44 коп. государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по изложенным выше основаниям.
При указанных обстоятельствах оснований для изменения решения Арбитражного суда Тюменской области от 04.07.2011 по делу N А70-3718/2011 в обжалуемой части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) подлежит оставлению без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. относятся на ее подателя. При подаче апелляционной жалобы ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) не уплатило государственную пошлину, в связи с чем с ГЛПУ "Областная больница N 15" (с. Нижняя Тавда) подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.07.2011 по делу N А70-3718/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области "Областная больница N 15" в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3718/2011
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области (государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области (государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение) - ТФОМС ТО
Ответчик: Государственное лечебно-профилактическое учреждение Тюменской области "Областная больница N 15"
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6906/11