город Тула |
|
02 ноября 2011 г. |
Дело N А62-1832/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Полынкиной Н.А. и Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-5071/2011) администрации города Смоленска
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 24.08.2011 по делу N А62-1832/2011 (судья Борисова Л.В.), принятое
по заявлению администрации города Смоленска
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и
картографии по Смоленской области (ОГРН 1046758340507; ИНН 6730055050),
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области; Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212; ИНН 6730042526)
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явились;
от ответчика: не явились;
от третьих лиц: не явились;
УСТАНОВИЛ:
администрация города Смоленска (далее - администрация) обратилась с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - линию горячего водоснабжения, расположенную по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, д.75, и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Определениями арбитражного суда, в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области; Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Решением от 24.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Смоленска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Администрация г. Смоленска и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. Третьи лица представителей в судебное заседание, информация о котором размещена на сайте суда в сети Интернет, не направили; по правилам статьей 121, 123 АПК РФ считаются извещенными о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Смоленской области от 18.02.2009 N 98-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в муниципальную собственность города Смоленска" переданы в муниципальную собственность силовой кабель (ААБлУ - 3х120), линии горячего и холодного водоснабжения (L-34 м, Ду-75 (3 трубы), тепловые сети (L-34 м, Ду-100 (2 трубы), расположенные по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 75 (л.д.9).
01.09.2010 администрация города Смоленска обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области с заявлениями о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - линию горячего водоснабжения, расположенную по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, д.75 (л.д.14), приложив доверенность, кадастровый паспорт от 02.08.2010, акт приема-передачи от 26.03.2009, распоряжения ТУ Росимущества по Смоленской области N 98-р от 18.02.2009 и N 464-р от 08.07.2009.
Сообщением от 25.02.2011 N 01/1312/2010-928 Управление отказало в государственной регистрации права на том основании, что администрацией не представлены документы, свидетельствующие о том, что регистрируемый объект является собственностью Смоленской области и ТУ Росимущества по Смоленской области вправе распоряжаться этим объектом, а также не представлено заявление об одновременной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, расположенные под вышеуказанным объектом (л.д.15).
Не согласившись с указанным отказом, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев дело по существу и отказав в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 28.01.1998, признаются юридически действительными.
В соответствии с п.6 ст. 33 этого же нормативного акта по правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Таким образом, при сохранении правообладателем ранее возникшего права в неизменном виде оно признается без соответствующей регистрации, но для вовлечения объекта недвижимости в хозяйственный оборот по сделке, требующей государственной регистрации, регистрация ранее возникшего права обязательна.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В данном случае Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Смоленской области приняло распоряжение от 18.02.2009 N 98-р о безвозмездной передаче имущества в порядке, предусмотренном статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для принятия федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную необходимо подготовить документы, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Согласно пункту 1 названного постановления необходимо представить следующие документы:
- выписку из реестра федерального имущества, содержащую сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданную не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Как следует из документов, представленных администрацией на регистрацию права собственности объекта недвижимости - линии горячего водоснабжения, расположенной по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 75 указанные документы представлены не были. Представлены документы, подтверждающие возникновение права федеральной собственности на указанный объект.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с техническим паспортом на объект недвижимости, линия горячего водоснабжения, расположенная по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, д.75, заложена на глубине 1,2 м и проходит по территории двух земельных участков, на одном из них находится здание общежития, на другом - административное здание (л.д.60-66).
Согласно кадастровому паспорту N 6700/301/2011-2293 правообладателем земельного участка, сформированного под зданием общежития, является Российская Федерация (л.д.50-51).
Как следует из кадастрового паспорта N 6700/301/2011-2286, правообладателем земельного участка под административным зданием является Щукина Н.С. (л.д.52-59).
Из указанных документов следует, что земельный участок под линией горячего водоснабжения, расположенной по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, д.75, не разграничен. Следовательно, только после регистрации права собственности на объект недвижимости земельный участок, находящийся под данным объектом, может быть разграничен в муниципальную собственность.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление правомерно отказало в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - линию горячего водоснабжения, расположенную по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко, д.75.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.08.2011 по делу N А62-1832/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1832/2011
Истец: Администрация г. Смоленска, Администрация города Смоленска
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Смоленска
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5071/11