г. Саратов |
|
|
Дело N А57-15830/2010 |
резолютивная часть постановления объявлена "26" октября 2011 года.
полный текст постановления изготовлен "02" ноября 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И., судей Тимаева Ф.И., Камериловой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Костоправова Ирина Анатольевна по доверенности N 01-4/49 от 06.06.2011,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Губин Сергей Владимирович по доверенности N 02-02/4 от 11.01.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение арбитражного суда Саратовской области от 31 августа 2011 по делу N А57-15830/2010,судья Капкаев Д.В.,
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Южный-2001", г. Саратов
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации "Город Саратов", г. Саратов,
комитету по финансам муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица:
КУИ города Саратова,
Управление Федерального казначейства МФ РФ по Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании 193 361,61 руб.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Товарищество собственников жилья "Южный-2001", г. Саратов к Комитету по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, третье лицо - Управление Федерального казначейства МФ РФ по Саратовской области, г. Саратов о взыскании неосновательного обогащения в размере 193 361,61 руб., составляющей задолженность по расходам на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном домах: N 19 по ул. Васильковская, N 12 по улице Азина в г.Саратове.
Судом первой инстанции в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Комитета по управлению имуществом города Саратова надлежащим - Муниципальное образование "город Саратов" в лице Администрации "город Саратов", г. Саратов, в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по финансам Муниципального образования "город Саратов" и Российская федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Саратовской области, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Комитет по управлению имуществом города Саратова.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просит взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" неосновательное обогащение в сумме 35 111 руб. 03 коп., за период с декабря 2007 г.. по 27 июля 2008 г. и с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Саратовской области за счет средств федерального бюджета неосновательное обогащение в размере 160 824 руб. 96 коп. за период с 28 июля 2008 г. по октябрь 2010 г. Суд принимает уточнение исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.08.2011 г.. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части взыскания неосновательного обогащения с Комитета отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч.5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что возражений против пересмотра решения в обжалуемой части не поступило, судебная коллегия пересматривает решение в порядке, установленном ч.5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Южный-2001" зарегистрировано администрацией Заводского района г.Саратова 28.08.2001. Согласно Уставу ТСЖ создано в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Основным видом деятельности истца является содержание, обслуживание, эксплуатация, ремонт недвижимого имущества, обеспечение его надлежащего состояния.
Многоквартирные дома: N 19 по ул. Васильковская, N 12 по улице Азина в г.Саратове входят в состав ТСЖ "Южный-2001".
На основании договоров N 1883 от 25.09.2006., N 1892 от 25.09.2006 указанные помещения, находившееся в муниципальной собственности были переданы в безвозмездное пользование УВД Заводского района г. Саратова.
В последующем указанные помещения были переданы из муниципальной в федеральную собственность на основании Решения Саратовской городской Думы N 25-247 от 28.02.2008., распоряжения ТУ ФАУФИ N 735-р от 11.07.2008 г.. согласно акту приема-передачи от 28.07.2008. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами.
Нежилое помещение общей площадью 481, 2 кв. м., этаж 1-й надземный в жилом доме N 19 по ул.Васильковская в г.Саратове, а также нежилое помещение общей площадью 26, 7 кв. м. в жилом доме N 12 по ул. Азина в г.Саратове было передано в оперативное управление Управления внутренних дел по г. Саратову, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.12.2009 г.. N 64-64-21/310/2009-205 и N 64-64-01/400/2006-357 соответственно.
В период с декабря 2007 по октябрь 2010 г. истец обслуживал многоквартирные жилые дома: N 12 по ул. Азина, N 19 по ул. Васильковская в г.Саратове.
Уклонение собственников спорных помещений от несения расходов на содержание и ремонт общего имущества и коммунальных платежей в многоквартирных домах явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Обжалуя решение суда заявитель указал на то, что Комитет по финансам не является органом, исполняющим бюджет города, и не наделен полномочиями по управлению и распоряжения иным муниципальным имуществом, не закрепленным за муниципальными предприятиями и учреждениями. Комитет является финансовым органом, организующим составление, исполнение бюджета города, осуществляющим контроль за его исполнением.
Однако такие доводы заявителя являются несостоятельными в силу следующего.
В силу части 5 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
На момент рассмотрения спора ответчиками не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных положения статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование - "Город Саратов" в лице администрации г. Саратова как исполнительно-распорядительный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.20008 года N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думой, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно Решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 года N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия администрации по управлению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время комитет по финансам администрации г. Саратова.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007 года - комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22.положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1).
Исходя из изложенного, действие статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на спорные правоотношения, поскольку она не регулирует порядок исполнения финансовых обязательств муниципального образования, как собственника помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что муниципальное образование, являясь собственником жилых помещений обязано вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и соответственно данные затраты должны составлять расходную часть соответствующего бюджета.
Исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации г. Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 августа 2011 по делу N А57-15830/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15830/2010
Истец: ТСЖ "Южный-2001"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом города Саратова
Третье лицо: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по финансам МО "Город Саратов", ТУ ФАУФИ в Саратовской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МФ РФ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7955/11