г. Самара |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А55-7669/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Ефанова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Низамовой Р.Н.,
при участии:
от истца - представитель Саляева Е.Н. (доверенность от 10.08.2011),
от ответчика - представитель Кирсанов Д.Б. (доверенность от 17.12.2010 N 7505),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ИНН 7704731218, ОГРН 1097746448315), г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2011 года по делу NА55-7669/2011 (судья Агеенко С.В.),
по иску открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ИНН 7704731218, ОГРН 1097746448315), г. Самара,
к закрытому акционерному обществу "Самарагорэнергосбыт" (ИНН 6316138990, ОГРН 1086316010373), г. Самара
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - истец, ОАО "Оборонэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Самарагорэнергосбыт" (далее - ответчик, ЗАО "Самарагорэнергосбыт") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 13490 от 01.03.2010, просило принять в его редакции следующие пункты договора:
5.2. договора "плановые величины договорных объемов поставки электрической энергии (заявленной мощности), с помесячной детализацией, а также число часов использованной мощности (Приложение N 2) на следующий год сообщаются Покупателем ГП в письменном виде по каждой точке поставки (И/или ГТП) не позднее, чем до 1 ноября текущего года".
Абзац 4 пункта 6.2. "оплата производится по тарифу, установленному уполномоченным органом исполнительной власти РФ в области регулирования тарифов для данной категории потребителей и по свободным (нерегулируемым) ценам, не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с нормами действующего законодательства".
Пункт 6.5. "ГП направляет на почтовый адрес Покупателя: 109044, г. Москва. Воронцовский переулок д.2 офис 527 счета, счета-фактуры, акты приема-передачи электроэнергии, ведомости электропотребления, расчет цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) с учетом нерегулируемой цены (тарифа) до 10 числа месяца, следующего за расчетным".
Пункт 6.9. "ежеквартально, после 20 числа месяца следующего за кварталом, стороны оформляют акт сверки расчетов по договору. Сторона, которой направлен акт сверки расчетов, обязана, в случае отсутствия разногласий, в течение 10 календарных дней после получения акта подписать его и вернуть другой стороне".
Столбец 2 Приложения N 2 к договору "ЧЧИМ от 7001 часов и выше". (л.д. 3-9, 82-84). Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2011 года по делу NА55-7669/2011 п.5.2 договора изложен в следующей редакции: "Плановые величины договорных объемов поставки электрической энергии (заявленной мощности) с помесячной детализацией, а также число часов использования заявленной мощности (приложение N 2) на следующий год сообщаются Покупателем Гарантирующему поставщику в письменном виде по каждой точке поставки (и/или ГТП) не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов";
абзац 4 пункта 6.2 договора изложен в следующей редакции: "Оплата производится по тарифу, установленному уполномоченным органом исполнительной власти РФ в области регулирования тарифов для данной категории потребителей и по свободным ценам, не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с нормами действующего законодательства";
п.6.5 договора изложен в следующей редакции: "Расчет за электрическую энергию (мощность) производится на основании выставленных Гарантирующим поставщиком в банк Плательщика платежного поручения с акцептом с приложением следующих документов: счета на оплату для совершения авансового платежа; счета-фактуры, счета на оплату (счет производится с учетом ранее произведенных покупателем авансовых платежей); акта приема-передачи электрической энергии; ведомости электропотребления для совершения окончательного платежа за расчетный период. Плательщик обязан произвести оплату в течение 3-х дней с момента получения платежного требования гарантирующего поставщика";
п. 6.9 договора изложен в следующей редакции: "Ежеквартально, после 20 числа месяца следующего за кварталом, стороны оформляют Акт сверки расчетов по договору. Сторона, которой направлен Акт сверки расчетов, обязана, в случае отсутствии разногласий, в течение 10 календарных дней после получения Акта подписать его и вернуть другой стороне";
столбец 2 Приложения N 2 к договору изложен в следующей редакции: "ЧЧИМ до 5000".
С ЗАО "Самарагорэнергосбыт" в пользу ОАО "Оборонэнергосбыт" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. (л.д.119-122).
Истец не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение изменить в части определения редакции п.6.5 договора и столбца 2 Приложения N 2 к договору. П.6.5. договора изложить в следующей редакции "гарантирующий поставщик направляет на почтовый адрес Покупателя: 109044 г. Москва, Воронцовский переулок, д. 2 офис 527 счета, счета-фактуры, акты приема-передачи электроэнергии, ведомости электропотребления, расчет цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) с учетом нерегулируемой цены (тарифа) до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Столбец 2 Приложения N 2 к договору изложить в следующей редакции: "ЧЧИМ от 5000 часов до 6 000 часов".
По мнению заявителя жалобы, в п.6.5. договора суд необоснованно указал, что документы ответчик должен направлять в банк, истец же указывал, что документы ЗАО "Самараэнергосбыт" направляет в адрес истца ОАО "Оборонэнергосбыт".
Признавая императивный характер п.3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не применил его при вынесении решения, чем нарушил п.п.1 ч.2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При изложении столбца 2 Приложения N 2 к договору суд не правильно применил закон и не применил закон, подлежащий применению.
П.58 Основ ценообразования в отношении тепловой и электрической энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 указывает на право выбора потребителем тарифа (одноставочного, двухставочного). При заключении договора истец избрал для проведения расчетов за электрическую энергию одноставочный тариф, который ранее уже применялся в расчетах между истцом и учреждениями Минобороны России. Однако спор возник между сторонами по делу по вопросу определения в договоре значения ЧЧИМ для дифференциации одноставочного тарифа, который необходимо применять при расчете стоимости поставленной ответчиком электрической энергии
Для определения значения ЧЧИМ для дифференциации тарифа применяется п.69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую, тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2
Выводы суда не соответствует имеющимся в деле доказательствам. Суд со ссылкой на п. 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, сделал вывод о том, что изменение числа часов использования мощности как слагаемое варианта одноставочного тарифа является фактическим вмешательством в тарифно-балансовую модель правоотношений, сложившихся между истцом и ответчиком в текущем периоде 2010 года.
Однако истец не изменял выбранного ранее одноставочного тарифа, а лишь указал на необходимость дифференциации данного тарифа применением при расчетах стоимости поставленной электрической энергии фактического диапазона ЧЧИМ.
Вывод суда о том, что замеры пикового максимума нагрузки, произведенные ответчиком в конце 2010 года - 15.12.2010 не могут объективно отражать данные необходимые для определения порядка расчета числа часов использования мощности в предыдущие периоды до декабря 2010, не соответствуют обстоятельствам дела, а также имеющимся в деле доказательствам расчета тарифа.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ответчика апелляционную жалобу отклонил, считая изложенные в ней доводы необоснованными, представил письменные пояснения.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Пункт 5.2. договора Плановые величины договорных объемов поставки электрической энергии (заявленной мощности) с помесячной детализацией, а также число часов использования заявленной мощности (приложение N 2) на следующий год сообщаются Покупателем Гарантирующему поставщику в письменном виде по каждой точке поставки (и/или ГТП) не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов".
Проанализировав доводы представителей обеих сторон, суд пришел к выводу, что разногласия в данной части возникли относительно времени сообщения истцом ответчику плановых величин договорных объемов поставки электрической энергии (заявленной мощности) и числа часов использования заявленной мощности.
Данные правоотношения регулируются положениями п. 67 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Положения N 530), согласно которым договорной объем потребления электрической энергии с помесячной детализацией заявляется покупателем гарантирующему поставщику не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" расчетный период регулирования - период (календарный год), на который рассчитываются тарифы (цены).
Принимая во внимание, что как редакция истца, так и редакция ответчика, соответствуют положениям п. 67 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, суд изложил пункт п.5.2 договора в вышеизложенной редакции. Решение в данной части истцом не обжаловано.
Абзац 4 пункта 6.2 договора судом изложен в редакции истца. При этом суд исходил из положений пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Суд указал, что в настоящее время п. 106 Положений N 530, в редакции от 31.12.2010 предусматривает, что на розничных рынках, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с Положениями N 530. При этом предыдущая редакция данного пункта указывала на необходимость поставки электрической энергии потребителям по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном в Положении N 530. Решение в данной части не обжаловано.
Излагая п.6.5. договора в вышеуказанной редакции суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Согласно ст. 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг). Следовательно, сведения о расходе электрической энергии, представляемые истцом и счета-фактуры выставляемые ответчиком, являются единственными документами, необходимыми для расчета и оплаты потребленной электрической энергии.
В силу положений ст. 316 ГК РФ, если место исполнения не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение должно быть произведено по денежному обязательству - если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения.
Таким образом, счет-фактура, являющийся основанием для оплаты денежного обязательства за оказанную услугу в соответствии со ст. 316 ГК РФ, должна вручаться в месте нахождения ответчика.
При этом, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что представители истца ежемесячно нарочно вручают сведения о расходе электрической энергии в абонентский отдел ответчика, а счета-фактуры одновременно с передачей сведений о расходе электрической энергии вручаются представителю истца.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Исходя из положений п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Данное положение является императивным и предусматривает обязанность исполнителя представить вышеуказанные документы в адрес плательщика.
Судом установлено, что положения спорного пункта 6.5 договора находятся в разделе 6 договора, регулирующего порядок расчетов.
При этом, редакция истца каких-либо положений относительно порядка расчетов по договору не содержит и закрепляет лишь обязанность ответчикам по направлению пакета документов по юридическом адресу истца.
Проанализировав вышеуказанные положения законодательства и условия договора, суд пришел к правильному выводу о том, что редакция ответчика не нарушает права и законные интересы истца и полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Пункт 6.9. договора, изложенный судом в редакции "ежеквартально, после 20 числа месяца следующего за кварталом, стороны оформляют Акт сверки расчетов по договору. Сторона, которой направлен Акт сверки расчетов, обязана, в случае отсутствия разногласий, в течение 10 календарных дней после получения Акта подписать его и вернуть другой стороне", истцом не обжалован.
Столбец 2 Приложения N 2 к Договору изложен в судом в редакции "ЧЧИМ до 5000". При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно доводам истца в расчетах за поставленную электрическую энергию по договору N 13490 от 01.03.2010 стороны должны использовать одноставочные тарифы, дифференцированные по диапазону ЧЧИМ от 7001 часа и выше. При этом, ЧЧИМ истцом определено на основании контрольных замеров режимных параметров сети групп точек поставки по объектам ФГУП "Самарская КЭЧ района", произведенных 15.12.2010 ответчиком совместно с сетевой организацией ОАО "28 Электрические сети".
Между тем, в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по цене (тарифам), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами. Тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109. При этом регулирующий орган руководствуется Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2.
В Методических указаниях предусмотрено, что при расчете числа часов использования мощности учитывается определение годового потребления электрической энергии и объема электрической мощности, зависящего от величины наибольшей получасовой электрической мощности, которую потребитель обязуется ежедневно не превышать в часы максимальной нагрузки энергосистемы. При отсутствии приборов учета объем электрической мощности определяется расчетным методом.
Ссылку истца на положения п. 69 Методических указаний, регулирующие определение расчетной мощности, суд обоснованно отклонил, поскольку положения Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 предназначены исключительно для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) на будущие периоды и не могут регулировать правоотношения по применению уже утвержденных тарифов, то есть распространять свое действие на прошлый период.
Кроме того, в соответствии с п. 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям на розничных рынках, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:
одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии с учетом стоимости мощности;
одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
двухставочный тариф (цена), включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт договорной (заявленной) мощности.
Потребители, покупающие электрическую энергию (мощность) по регулируемым тарифам (ценам), самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа (цены), уведомив об этом организацию, поставляющую им электрическую энергию (мощность), не позднее 1 ноября года, предшествующего году поставки. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не установлено по соглашению сторон, производится по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон. В соответствии с п. 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, одноставочный тариф как один из вариантов тарифа, для конечных потребителей представляет собой сумму следующих слагаемых:
- средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), состоящая из одной ставки, которая дифференцируются в зависимости от числа часов использования потребителями электрической мощности;
- стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - единый (котловой) тариф, который дифференцируется по уровням напряжения, определяемый в соответствии с п. 51 настоящих Методических указаний, но не дифференцируются в зависимости от режима использования потребителями электрической мощности;
- сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
- услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), состоящая из одной ставки, которая дифференцируется в зависимости от числа часов использования потребителями электрической мощности.
Проанализировав вышеуказанные нормативно-правовые акты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что изменение числа часов использования мощности как слагаемое варианта одноставочного тарифа является фактическим вмешательством в тарифно-балансовую модель правоотношений, сложившихся между истцом и ответчиком в текущем периоде в 2010 году.
В силу положений п. 67 Основ функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, и статьи 541 ГК РФ покупатель электрической энергии в расчетном периоде имеет возможность изменять лишь количество принимаемой им энергии, определенное договором. Буквальное толкование положений п. 67 Основ функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N 530, и п. 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, свидетельствует о том, что замеры пикового максимума нагрузки, произведенные ответчиком в 2010 году, необходимы для определения порядка расчета числа часов использования мощности на будущее время - на 2011 год, который потребителю электрической энергии необходимо заявить до начала очередного периода регулирования тарифов.
Более того, замеры пикового максимума нагрузки, произведенные ответчиком в конце 2010 года - 15.12.2010, не могут объективно отражать данные необходимые для определения порядка расчета числа часов использования мощности в предыдущие периоды - до декабря 2010 года.
При этом, суд также отметил, что произведенные ответчиком замеры пикового максимума нагрузки носят необъективный характер, поскольку произведены не по всем точкам поставки (ФГУП "Кряжская КЭЧ", ФГУ "Самарская КЭЧ", ФГУ "Вторая Самарская КЭЧ"), а только лишь в отношении точек поставки, находящихся ранее в обслуживании в ФГУ "Самарская КЭЧ".
Из пояснений истца следует, что средняя величина ЧЧИМ по потребителям группы истца, находящимся в зоне деятельности ответчика составляет 5 619 часов/год, а не свыше 7001 как просит истец.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2011 года по делу N А55-7669/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7669/2011
Истец: ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Оборонэнергосбыт", г. Москва
Ответчик: ЗАО "Самарагорэнергосбыт"
Третье лицо: ОАО "Оборонэнергосбыт"