г. Красноярск |
|
"25" октября 2011 г. |
Дело N А33-4119/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" октября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от ЗАО "Система": Туксина А.А. - представителя по доверенности от 01.01.2011 N 01/11, Газова С.В. - представителя по доверенности от 25.04.2011 N 16-11,
от ОАО "МРСК Сибири": Петровой Ю.В. - представителя по доверенности от 11.01.2011 N 9,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Система" (ОГРН 1094205003298, ИНН 4205173700)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 июля 2011 года по делу N А33-4119/2011, принятое судьей Шевцовой Т.В.,
установил:
закрытое акционерного общества "Система" (ОГРН 1094205003298, ИНН 4205173700) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 08.06.2010 N 18.2400.798.10, в частности, об изложении пунктов 1.14, 3.3.16, 3.3.27, 6.6, 6.7, 6.8 договора в редакции пунктов 1.14, 3.3.3, 3.3.14, 6.6, 6.7, 6.8, указанной в протоколе разногласий от 04.08.2010.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июля 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано, спорные пункты договора изложены в следующей редакции:
- пункт 1.14 исключить из текста договора;
- пункт 3.3.3: "Представлять исполнителю в соответствии со сроками, установленными федеральным органом власти в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию не позднее 1 апреля текущего года плановые годовые объёмы (с разбивкой по месяцам) потребления электрической энергии и заявленную мощность на следующий календарный год.
В случае отсутствия уведомления Заказчиком Исполнителя о величине заявленной мощности в установленные сроки, исполнитель вправе принять в качестве заявленных на следующий год объёмов услуг по передаче электроэнергии максимальную присоединённую мощность энергоустановок Заказчика. При систематическом превышении Заказчиком заявленной мощности Исполнитель вправе принимать при определении базы для установления тарифов на очередной период регулирования величину заявленной мощности на следующий год или фактическую величину использованной Заказчиком мощности за истекший период. Заявленные Заказчиком в указанном периоде объёмы электроэнергии и мощности принимаются сторонами в качестве договорных объёмов оказания услуг по передаче электроэнергии (Приложение N 4) на следующий год";
- пункт 3.3.14: "Компенсировать убытки исполнителя, вызванные превышением заявленной мощности Заказчиком, в том числе опосредованно присоединёнными потребителями, присоединёнными до вступления в силу постановления Правительства N 861 от 27.12.2004. О факте превышения заявленной мощности составляется соответствующий акт в порядке, предусмотренном для случаев бездоговорного потребления";
- пункт 6.6: "Стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) по настоящему Договору за расчётный период определяется путём сложения:
стоимости услуг по передаче электрической энергии на содержание электрических сетей, определяемой путём умножения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание электрических сетей, установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования на соответствующий период, на величину заявленной мощности, указанной в Приложении N 4 к настоящему договору;
стоимости потерь электроэнергии (технологического расхода электрической энергии на её транспортировку), определяемой как произведение объёма переданной Заказчику электрической энергии на соответствующем уровне напряжения за расчётный период, определённого в соответствии с пунктом 4.4.1 настоящего Договора и установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования ставки на оплату потерь в сетях соответствующего уровня напряжения.
Если Заказчик приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, то стоимость услуги уменьшается путём вычитания из полученного результата стоимости потерь, учтённых в ценах на электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии, отнесённой на Заказчика пропорционально его доле в объёме электроэнергии, отпущенной из сетей Исполнителя.
Стоимость и объёмы потерь (в сетях Исполнителя и единой национальной (общероссийской) электрической сети), учтённых в ценах на электрическую энергию, с целью расчёта за услуги по передаче определяет для Заказчика ОАО "АТС" в соответствии с пунктом 123 постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 года N 643) и Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и сообщает Заказчику в сроки, устанавливаемые указанными выше документами.
Заказчик предоставляет Исполнителю информацию по электронной почте либо иным способом, согласованным сторонами, в срок до 5 числа месяца, следующего за расчётным, справку о стоимости и объёме потерь (в сетях Исполнителя и единой национальной (общероссийской) электрической сети), учтённых в ценах на электрическую энергию, с последующим предоставлением на бумажном носителе за подписью уполномоченного лица.
Сверх того уплачивается НДС, рассчитываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации";
- пункт 6.7: "До начала расчётного месяца Исполнитель выставляет Заказчику счёт на оплату услуг, исходя из плановых объёмов передачи электроэнергии, указанных в Приложении N 4 к настоящему Договору";
- пункт 6.8 договора: "До 15 числа расчётного месяца Заказчик оплачивает Исполнителю 50% от суммы планового месячного платежа, определённого для соответствующего месяца оказания услуги, исходя из плановых объёмов передачи электроэнергии (мощности), указанных в Приложении N 4 к настоящему Договору".
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, изложив спорные пункты договора в редакции истца (п. 1.14., п. 3.3.16., п. 6.6., п. 6.7., п. 6.8).
По мнению истца, при урегулировании разногласий при заключении договора оказания услуг по передаче электроэнергии, подлежат применению: статьи 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации; подпункты 1,2 пункта 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009; пункт 136 Постановления Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006; пункт 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861; пункт 50 Методических указаний по расчету тарифов и цен на электрическую энергию, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 20-э/2 от 06.08.2004.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии и мощности должна определяться исходя из фактического объема переданной электрической энергии и мощности. Определение стоимости услуг по передаче электрической энергии и мощности, исходя из заявленной мощности, считает противоречащим пункту 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что в силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить порядок и срок изменения договорных величин. В приложении 3 к договору стороны согласовали величину максимальной мощности энергопринимающего устройства, превышать пределы которой истец не может, однако уменьшение согласованной заявленной мощности, не запрещено, в связи с чем подлежат изменению пункты 3.3.3., 6.7., 6.8.
В обоснование возможности расчета стоимости услуг, исходя из фактических значений мощности, истец ссылается на документы, подтверждающие наличие приборов учета на объектах электроснабжения, которые позволяют фиксировать значения потребления электрической энергии и фактической мощности.
В отзыве на апелляционную жалобу, ответчик указывает, что решение суда первой инстанции считает законным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Смешение договора купли-продажи и договора оказания услуг, допущенное истцом, ответчик считает невозможным.
Ответчик ссылается на необходимость применения заявленной мощности, отклонение от величины мощности, в результате применения фактической мощности, учтенной при расчете тарифа, может привести к завышению или занижению регулируемой цены. Корректировка объема заявленной мощности противоречит действующему законодательству и невозможна в период тарифного регулирования. Порядок определения расчета тарифов определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Документы, на которые истец ссылается как на подтверждающие наличие приборов учета на объектах электроснабжения, по мнению ответчика, являются технической документацией.
В судебном заседании представители истца, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (исполнитель) и ЗАО "Система" (заказчик) подписан договор оказания услуг по передаче электроэнергии от 08.06.2010 N 18.2400.798.10.
Договор подписан ЗАО "Система" (заказчик) с протоколом разногласий от 04.08.2010.
В соответствии с протоколом разногласий заказчик предложил исполнителю следующую редакцию пунктов договора:
- добавить в договор отсутствующий пункт 1.14. в следующей редакции: "1.14. Фактически потребленная мощность - среднее значение из максимальных величин мощности потребителей в часы, установленные системным оператором в рабочие дни расчетного месяца (МВт)
Р факт = ZWмакс/n, где:
ZWмакс - сумма максимальных почасовых объемов потребления электрической энергии в часы установленные системным оператором в рабочие дни расчетного месяца;
n - количество рабочих дней в расчетом периоде.";
- пункт 3.3.16. договора изложить в следующей редакции: "3.3.3. Представлять исполнителю: а) в соответствии со сроками, установленными федеральным органом власти в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию не позднее 1 апреля текущего года плановые годовые объемы (с разбивкой по месяцам) потребления электрической энергии и заявленную мощность на следующий календарный год. Потребитель имеет право корректировать годовые объемы (с разбивкой по месяцам) потребления электрической энергии и заявленную мощность в соответствии с порядком формирования сводного прогнозного баланса электрической энергии (мощности), утверждаемым ФСТ России. В случае отсутствия уведомления потребителем исполнителя о величине заявленной мощности в установленные сроки исполнитель вправе принять в качестве заявленных на следующий год объемов услуг по передаче электроэнергии максимальную мощность энергоустановок потребителя. При систематическом превышении потребителем величины заявленной мощности, исполнитель вправе принимать при определении базы для установления тарифов на очередной период регулирования величину заявленной мощности на следующий год или фактическую величину использованной потребителем мощности за истекший период. Заявленные потребителем в указанном порядке объемы электроэнергии и мощности принимаются сторонами в качестве договорных объемов оказания услуг по передаче электроэнергии (приложение N 4) на следующий год; б) годовые (с разбивкой по месяцам) объемы потребления электрической энергии и заявленную мощность не позднее, чем за 15 календарных дней до начала календарного года; в) ежемесячные объёмы потребления электрической энергии и заявленную мощность до 20 числа месяца, предшествующему расчетному";
- пункт 3.3.27 договора изложить в следующей редакции: "3.3.14. В случае систематического (2 и более раза в течение календарного года) превышения потребителем величины заявленной мощности более чем на 10 процентов при определении обязательств по договору используется величина фактически использованной мощности в текущем периоде регулирования, а для потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 750 кВа, - величина максимальной мощности";
- пункт 6.6 договора изложить в следующей редакции: "6.6. Стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) по настоящему договору за расчетный период определяется путем сложения:
стоимости услуг по передаче электрической энергии на содержание электрических сетей, определяемой путем умножения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения, установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования на соответствующий период, на величину фактически потребленной мощности, рассчитанной на основании Акта учета (оборота) электроэнергии (Приложение N 2.2);
стоимости потерь электроэнергии (технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку), определяемой как произведение объема переданной заказчику электрической энергии на соответствующем уровне напряжения за расчетный период и установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования ставки на оплату потерь в сетях соответствующего уровня напряжения. Сверх того уплачивается НДС. рассчитываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если заказчик приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, то стоимость услуги уменьшается путём вычитания из полученного результата стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии, отнесенной на заказчика пропорционально его доле в объёме электроэнергии, отпущенной из сетей исполнителя.
Стоимость и объёмы потерь (в сетях исполнителя и единой национальной (общероссийской) электрической сети), учтенных в ценах на электрическую энергию, с целью расчёта за услуги по передаче определяет для заказчика ОАО "АТС" в соответствии с п.123 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и сообщает заказчику в сроки, устанавливаемые указанными выше документами";
- пункт 6.7 договора изложить в следующей редакции: "6.7. До начала расчетного месяца исполнитель выставляет заказчику счет на оплату услуг, исходя из плановых объемов передачи электроэнергии, указанных в приложении N 4 к настоящему договору с учетом корректировок в соответствии с пунктом 3.3.3. Договора";
- пункт 6.8 договора изложить в следующей редакции: "6.8. До 15 числа расчетного месяца заказчик оплачивает Исполнителю 50% от суммы месячного платежа, определенного для соответствующего месяца оказания услуги, исходя из плановых объемов передачи электроэнергии (мощности), указанных в приложении N 4 к настоящему договору с учетом корректировок в соответствии с пунктом 3.3.3. Договора".
Протокол разногласий рассмотрен ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и подписан с учетом протокола согласования разногласий от 18.11.2010.
В соответствии с договором с учетом протокола согласования разногласий от 18.11.2010 ответчик предложил истцу следующую редакцию:
- пункт 1.14. принять в редакции исполнителя;
- пункт 3.3.16 договора изложить в следующей редакции: "3.3.3. Представлять исполнителю в соответствии со сроками, установленными федеральным органом власти в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию не позднее 1 апреля текущего года плановые годовые объемы (с разбивкой по месяцам) потребления электрической энергии и заявленную мощность на следующий календарный год. В случае отсутствия уведомления заказчиком исполнителя о величине заявленной мощности в установленные сроки исполнитель вправе принять в качестве заявленных на следующий год объемов услуг по передаче электроэнергии максимальную присоединенную мощность энергоустановок заказчика. При систематическом превышении заказчиком величины заявленной мощности, исполнитель вправе принимать при определении базы для установления тарифов на очередной период регулирования величину заявленной мощности на следующий год или фактическую величину использованной заказчиком мощности за истекший период. Заявленные заказчиком в указанном порядке объемы электроэнергии и мощности принимаются сторонами в качестве договорных объемов оказания услуг по передаче электроэнергии (приложение N 4) на следующий год;
- пункт 3.3.27 договора изложить в следующей редакции "3.3.14. Компенсировать убытки исполнителя, вызванные превышением по соответствующей точке поставки заказчика заявленной мощности, в том числе опосредованно присоединенными потребителями, присоединенными до вступления в силу постановления Правительства N 861 от 27.12.04г. О факте превышения заявленной мощности составляется соответствующий акт в порядке, предусмотренном для случаев бездоговорного потребления";
- пункт 6.6 договора изложить в следующей редакции: "6.6. Стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) по настоящему договору за расчетный период определяется путем сложения:
стоимости услуг по передаче электрической энергии на содержание электрических сетей, определяемой путем умножения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения, установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования на соответствующий период, на величину фактически потребленной мощности, указанной в приложении N 4 к настоящему договору;
стоимости потерь электроэнергии (технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку), определяемой как произведение объема переданной заказчику электрической энергии на соответствующем уровне напряжения за расчетный период, определенного в соответствии с пунктом 4.4.1 настоящего договора и установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования ставки на оплату потерь в сетях соответствующего уровня напряжения.
Если заказчик приобретает электрическую энергию на оптовом рынке, то стоимость услуги уменьшается путём вычитания из полученного результата стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии, отнесенной на заказчика пропорционально его доле в объёме электроэнергии, отпущенной из сетей исполнителя.
Стоимость и объёмы потерь (в сетях исполнителя и единой национальной (общероссийской) электрической сети), учтенных в ценах на электрическую энергию, с целью расчёта за услуги по передаче определяет для заказчика ОАО "АТС" в соответствии с п.123 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и сообщает заказчику в сроки, устанавливаемые указанными выше документами. Заказчик предоставляет исполнителю информацию по электронной почте, либо иным способом согласованным сторонами, в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, справку о стоимости и объеме потерь (в сетях исполнителя и единой национальной (общероссийской) электрической сети), учтенных в ценах на электрическую энергию, с последующим предоставлением на бумажном носителе с подписью уполномоченного лица. Сверх того уплачивается НДС, рассчитываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации";
- пункт 6.7 договора изложить в следующей редакции: "6.7. До начала расчетного месяца исполнитель выставляет заказчику счет на оплату услуг, исходя из плановых объемов передачи электроэнергии, указанных в приложении N 4 к настоящему договору";
- пункт 6.8 договора изложить в следующей редакции: "6.8. До 15 числа расчетного месяца заказчик оплачивает Исполнителю 50% от суммы месячного платежа, определенного для соответствующего месяца оказания услуги, исходя из плановых объемов передачи электроэнергии (мощности), указанных в приложении N 4 к настоящему договору".
Протокол согласования разногласий от 18.11.2010 подписан представителем ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири". Представителем ЗАО "Система" указанный протокол согласования разногласий не подписан.
21.02.2011 истец направил в адрес ответчика письмо с указанием на недостижение соглашения по заключению вышеуказанного договора и обращении в арбитражный суд.
Поскольку стороны не достигли соглашения по спорным пунктам договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 08.06.2010 N 18.2400.798.10, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве правового основания истец указывает части 2 и 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункт 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, статью 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты 1, 2 пункта 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 N 261-ФЗ, пункт 64 постановления Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" от 26.02.2004 N109, пункт 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пункт N 50 Методических указаний по расчету тарифов и цен на электрическую энергию", утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации N20-э/2 от 06.08.2004.
В подтверждение того, что у истца имеется техническая возможность осуществлять учет фактической мощности прибором учета СЭТ-4ТМ.03 N 010806099 истец представил формуляр на данный прибор учета, свидетельство об аттестации методики измерений от 27.09.2010, сертификат об утверждении типа средств измерений, свидетельство о поверке от 30.09.2010, акт от 01.11.2010, акты производства работ.
В ходе судебного разбирательства истца сообщил, что по пункту 3.3.27 истец согласен с редакцией ответчика с учетом исключения истцом фразы "по каждой точке поставки".
На соответствующий вопрос суда ответчик пояснил, что пункт 6.6 договора изложен в протоколе согласования разногласий от 18.11.2010, ответчик в части согласился с дополнениями истца, истец не против включения в пункт договора условия о том, что по договору объем услуг определяется в соответствии с п. 4.4.1 договора.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких - условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что 08.06.2010 между ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (исполнитель) и ЗАО "Система" (заказчик) подписан договор оказания услуг по передаче электроэнергии N 18.2400.798.10.
Договор подписан ЗАО "Система" (заказчик) с протоколом разногласий от 04.08.2010.
В связи с недостижением между сторонами соглашения по спорным пунктам договора (1.14, 3.3.16, 3.3.27, 6.6, 6.7, 6.8), истец обратился в суд.
Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Проанализировав содержание договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.2400.798.10. от 08.06.2010, по которому у сторон возникли разногласия, суд первой инстанции правомерно определил, что к нему применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении договора возмездного оказания услуг.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг установлены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).
Согласно пункту 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Как усматривается из материалов дела, разногласия с изложением указанных выше пунктов договора возникли в связи с желанием истца включить в условия договора возможность корректировки годовых объемов электроэнергии и заявленной мощности с учетом фактически принятой мощности, осуществляя тем самым корректировку планового месячного объема, что влияет на определение стоимости услуг по передаче электроэнергии, с учетом фактической величины мощности за расчетный период.
Пунктом 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрены существенные условия для договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В частности, указанным пунктом предусмотрено, что существенными условиями для данного вида договоров являются величина максимальной мощности энергопринимающих устройств и величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения.
В силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Расходы сетевой компании, связанные с эксплуатацией объектов и оборудования электросетевого хозяйства, являются постоянными и учитываются при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) в ставке на содержание электрических сетей, которая рассчитывается на единицу заявленной мощности потребителей услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг N 861 при исполнении договора потребитель услуг обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления (производства) электрической энергии (мощности). В случае систематического (2 и более раза в течение календарного года) превышения потребителем величины заявленной мощности более чем на 10 процентов при определении обязательств по договору используется величина фактически использованной мощности в текущем периоде регулирования, а для потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 750 кВА, - величина максимальной мощности.
Принимая во внимание, что сетевая организация обязуется обеспечивать по договору возможность потребления потребителем услуг заявленной мощности в любой момент времени, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что услуги по передаче электроэнергии, мощности подлежат оплате, исходя из величины заявленной истцом мощности.
Как следует из пункта 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и пункта 15 Методических указаний при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого в установленном порядке сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный баланс).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах:
двухставочный тариф, включающий в себя единую ставку на содержание электросетей соответствующего уровня напряжения в расчете на МВт заявленной мощности потребителя и единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения;
одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость услуг по передаче электроэнергии в МВтч.
Приказом РЭК Красноярского края от 15.12.2010 N 299-П установлены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям территориальных сетевых организаций Красноярского края. В соответствии с данным приказом, ставка на содержание электрических сетей при применении двухставочного тарифа исчисляется в руб./МВ.мес.
Таким образом, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в роли расчетного объема услуг выступает присоединенная (заявленная) мощность, определенная в соответствии со сводным балансом. Отклонение от величины мощности в случае применения в расчетах величины фактической мощности, учтенной при расчете тарифа, влечет завышение или занижение регулируемой цены.
Из пункта 6.6. договора следует, что при определении стоимости оказанных услуг сторонами согласовано применение двухставочного тарифа. Следовательно, при расчетах за оказанные услуги по передаче электрической энергии должна использоваться величина заявленной мощности.
Данный вывод суда первой инстанции является правомерным, в связи с чем довод истца о его ошибочности и использовании величины заявленной мощности для установления тарифов, а не для применения в расчетах стоимости услуг, подлежит отклонению.
Исключение предусмотрено в подпункте "а" пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, согласно которому величина фактически использованной мощности учитывается при определении стоимости услуг лишь в случае неоднократного превышения заявленной мощности.
С учетом изложенного, отклоняются доводы закрытого акционерного общества "Система" о необходимости применения при расчетах по спорному договору фактически потребленной мощности.
Ссылка заявителя на пункт 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 в обоснование довода о необходимости применения величины фактической мощности, правомерно признана судом несостоятельной.
Данный пункт не регулирует порядок осуществления расчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии, а, следовательно, не может противопоставляться тем нормативным правовым актам, которыми непосредственно регулируется порядок оплаты услуг по передаче электрической энергии, к которым в частности относятся методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном потребительском рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о возможности корректировки объема заявленной мощности в течение действия договора противоречит пункту 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, согласно которому потребитель услуг не менее, чем за восемь месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год.
В случае отсутствия уведомления потребителя услуг о величине заявленной мощности при установлении тарифов принимается величина присоединенной мощности энергопринимающего устройства потребителя услуг, если договором предусмотрена возможность использования в таком случае величины присоединенной мощности в целях определения обязательств по договору.
При определении базы для установления тарифов на очередной период регулирования сетевая организация вправе использовать в отношении потребителей услуг, систематически превышающих величину заявленной мощности, величину заявленной потребителем мощности на очередной период регулирования или фактическую величину использованной мощности за истекший период.
Действующее законодательство не предусматривает возможности корректировки объемов заявленной мощности в течение периода регулирования. Невозможность корректировки объемов заявленной мощности и необходимость установления величины мощности не менее чем за 8 месяцев объясняется требованиями законодательства в области тарифного регулирования.
Деятельность сетевых организаций по передаче электрической энергии является регулируемым видом деятельности. Порядок расчета тарифов определяется Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (п. 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утв. Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109).
При установлении тарифа учитывается расчетный годовой объем услуг, оказываемых сетевой организацией, определенный в балансе мощности (п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утв. Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109).
Таким образом, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, сетевая организация обязана предоставить в регулирующий орган предложения по установлению тарифов на основе плановых значений объема оказываемых услуг на текущий период регулирования, для этого на потребителей услуг и возлагается обязанность по предоставлению в сетевую организацию информации по объему заявленной мощности на очередной период регулирования.
Тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (п. 6 указанных выше Правил государственного регулирования).
На основании изложенного следует, что невозможность потребителя услуг корректировать объем заявленной мощности в течение периода тарифного регулирования обусловлено установлением тарифа на срок не менее года (на основании объема заявленной мощности потребителей услуг) и невозможностью корректировки тарифа по желанию сетевой организации в течение периода регулирования.
При этом довод ЗАО "Система" о возможности корректировки данной величины в силу ст.541 ГК РФ не может быть принят в виду того, что указанная норма права регулирует взаимоотношения сторон по договору энергоснабжения, заключенного между сбытовой организацией и потребителем.
Таким образом, речь идет о конкретном виде договора (договор купли-продажи) и о возможности менять количество электроэнергии, но не мощности.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд с учетом частичного устранения разногласий между сторонами, обоснованно принял формулировку спорных пунктов договора в редакции ответчика согласно протоколу согласования разногласий.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся по делу доказательства, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 июля 2011 года по делу N А33-4119/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
Т.С. Гурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4119/2011
Истец: ЗАО "Система"
Ответчик: ОАО "МРСК Сибири"
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4150/11