Город Москва |
|
27 октября 2011 г. |
N 09 АП-24878/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.И. Суслопаровой
судей В.Р. Валиева, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Е. Чернышевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) и ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 августа 2011 года по делу N А40-150102/10-60-942, принятое судьей Н.Ю.Дунаевой, по иску ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России" (ОГРН 1027739453004) к Департаменту имущества города Москвы (ОГРН 1027700149410), Управлению Росреестра по Москве третьи лица: ФАУГИ, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), Правительство города Москвы, ГУ культуры города Москвы "Клуб Атом"
о признании недействительной регистрации права собственности, о признании права хозяйственного ведения
В судебное заседание явились представители:
от истца: Абрагина И.С. (по доверенности от 11.07.2011)
от ответчика: от Департамента имущества города Москвы - Азарова Д.А. (по доверенности от 09.02.2011)
от третьих лиц:
от Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) - Кравченко Е.В. (по доверенности от 30.05.2011), от Правительства города Москвы - Азарова Д.А. (по доверенности от 30.05.2011)
В судебное заседание не явились:
от ответчика - Управления Росреестра по Москве, и третьих лиц - ФАУГИ, ГУ культуры города Москвы "Клуб Атом" - извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное унитарное предприятие "СУ N 106 при Спецстрое России" (далее - истец, ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительной регистрации права собственности города Москвы от 11.11.2004 г.. (свидетельство 77 АБ 343464) и от 08.12.2006 г.. (свидетельства 77 АД 054650 и 77 АД 054651) на помещение N II, 1-й этаж, N комнат 1-41; помещение N II, 2-й этаж, N комнат 1-18, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 20, стр. 2; о признании права хозяйственного ведения ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России" на часть нежилых помещений общей площадью 668,8 кв.м., а именно: помещение N II, 1-й этаж, N комнат 1-41; помещение N II 2-й этаж, N комнат 1-18, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 20, стр. 2 (т. 2, л.д. 28-31).
Решением от 02.08.2011 г.. в удовлетворении иска отказано.
С названным судебным актом не согласились истец и третье лицо, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представители ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России" и Спецстроя России в судебном заседании апелляционного суда доводы заявленных жалоб поддержали полностью.
Представитель Департамента имущества города Москвы и Правительства города Москвы против жалоб возразил, просил оставить судебный акт первой инстанции без изменения.
Ответчик, Управление Росреестра по Москве, а также третьи лица, Росимущество, ГУ культуры г. Москвы "Клуб Атом", в судебное заседание апелляционного суда не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, поэтому дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие названных лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, не находит достаточных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что распоряжением Министерства имущественных отношений от 23 сентября 2003 г. N 4158-р (с изменениями, внесенными распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 22 октября 2003 г.. N 5716-р) за истцом было закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество - административное здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 20, стр. 2. (т. 1, л.д. 35-38).
В то же время 11.11.2004 г.. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности города Москвы на указанное здание (т.1, л.д. 39). В 2006 г.. собственник путем раздела здания создал новые объекты недвижимого имущества площадью 901, 9 кв.м. и 898, 4 кв.м., право собственности на которые также зарегистрировано за городом Москвой в установленном порядке (т.1, л.д. 40-43).
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Исходя из положений статей 8, 131, 299 названного Кодекса в совокупности и разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения в отношении недвижимого имущества возникает на основании акта собственника о закреплении этого имущества за унитарным предприятием с момента государственной регистрации права.
Материалами дела подтверждается, что спорное имущество было передано ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России" в хозяйственное ведение в 2003 году, то есть в период действия Закона о регистрации, поэтому право хозяйственного ведения предприятия на данное имущество подлежало государственной регистрации в порядке, установленном названным законом. Поскольку в установленном законом порядке государственная регистрация указанного права не была произведена, данное право на спорный объект у истца не возникло.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о возникновении у предприятия права хозяйственного ведения на спорное имущество, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в иске.
Довод заявителей апелляционных жалоб о принадлежности спорных помещений к федеральной собственности ввиду того, что имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел РФ и других учреждений, финансирование которых осуществлялось из республиканского бюджета РФ исключительно к такой собственности на основании п. 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.. N 3020 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", несостоятелен. Данный довод имеет правовое значение лишь при рассмотрении требования собственника о праве.
Ссылка заявителей апелляционных жалоб на включение объекта недвижимости в реестр федерального имущества отклоняется, поскольку факт такого включения сам по себе не свидетельствует о том, что имущество принадлежит Российской Федерации.
Более того, в отзыве на иск Росимущество подтвердило отсутствие у истца оснований возникновения права хозяйственного ведения (т.2, л.д.6-7).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", права на недвижимое имущество, принадлежавшие реорганизованному юридическому лицу, переходят к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость и возникают у такого юридического лица с момента завершения реорганизации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Доказательств, свидетельствующих о возникновении у ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России" права хозяйственного ведения на спорное имущество до момента вступления в силу Закона о регистрации, истцом не представлено.
При отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект за истцом либо его правопредшественниками ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России" должно было доказать, что данное право возникло у его правопредшественника по предусмотренным гражданским законодательством основаниям до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В подтверждение данного обстоятельства истец в суде апелляционной инстанции сослался на постановление Правительства Москвы N 900 от 27.10.1992 г.. "Об использовании здания по ул. Маршала Тухачевского, д. 20, стр. 2", решение Хорошевского райисполкома г. Москвы N 1265 от 14.08.1991 г.. "О передаче на баланс воинской части 12252 нежилого двухэтажного строения N 2 по ул. Тухачевского, 20" и на решение горисполкома г. Москвы N 50 от 15.01.1991 г.. "О передаче на баланс воинской части 12252 нежилого строения N 2 по ул. Тухачевского, 20 для размещения аппарата управления, его служб, районного комитета ветеранов войны и народного музея".
Между тем, решение горисполкома г. Москвы N 50 от 15.01.1991 г.. "О передаче на баланс воинской части 12252 нежилого строения N 2 по ул. Тухачевского, 20 для размещения аппарата управления, его служб, районного комитета ветеранов войны и народного музея" и принятое на его основании решение Хорошевского райисполкома г. Москвы N 1265 от 14.08.1991 г.. "О передаче на баланс воинской части 12252 нежилого двухэтажного строения N 2 по ул. Тухачевского, 20" не подтверждают передачу спорного имущества на каком-либо вещном праве, поскольку названными документами имущество передано воинской части лишь на баланс. Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы N 900 от 27.10.1992 г.. "Об использовании здания по ул. Маршала Тухачевского, д. 20, стр. 2" в хозяйственной ведение войсковой части 12252 Главспецстроя Российской Федерации передано находящееся у нее на балансе строение N 2 по ул. Маршала Тухачевского, 20, общей площадью 1821 кв.м. без права отчуждения. Содержание названного постановления свидетельствует о том, что имущество в виде здания передавалось войсковой части 12252 лишь в пользование, поскольку в пунктах 1 и 3 указано на изменение порядка использования здания при невыполнении войсковой частью положений п. 2 постановления и на невозможность войсковой частью отчуждать здание. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства полномочий Правительства Москвы на закрепление имущества в хозяйственное ведение, а также доказательства наделения войсковой части 12252 правами юридического лица.
Оценив указанные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, руководствуясь нормами права, регулирующими право хозяйственного ведения до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 47 Основ гражданского законодательства СССР и республик, статья 93.1 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года), апелляционный суд пришел к выводу о том, что государственное имущество подлежало закреплению за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения на основании распорядительных актов уполномоченных органов либо на договорной основе.
Таких распорядительных документов, а также договоров, предметом которых являлась бы передача спорного здания на вещном праве истцу либо его правопредшественникам, в материалы дела не представлено.
При названных обстоятельствах отказ в удовлетворении иска о признании права хозяйственного ведения является обоснованным.
Суд первой инстанции со ссылкой на статьи 11 и 12 ГК РФ, пункт 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сделал обоснованный вывод о том, что истцом избран не предусмотренный законом способ защиты права в виде признания недействительной государственной регистрации права ответчика на недвижимое имущество, поэтому отказал в иске о признании недействительной регистрации права собственности города Москвы от 11.11.2004 г.. (свидетельство 77 АБ 343464) и от 08.12.2006 г.. (свидетельства 77 АД 054650 и77 АД 054651) на помещение N II, 1-й этаж, N комнат 1-41; помещение N II, 2-й этаж, N комнат 1-18, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 20, стр. 2.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалоб, а также безусловных, предусмотренных ч. 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, п. 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2011 года по делу N А40-150102/10-60-942 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России" (ОГРН 1027739453004, место нахождения: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 2, стр. 20) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
М.И. Суслопарова |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150102/2010
Истец: ФГУП "СУ N 106 при Спецстрое России", ФГУП "СУ N106 при Спецстрое России"
Ответчик: Департамент имущества г. Москвы, Департамент имущества города Москвы, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве, Управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве
Третье лицо: ГУ культуры города Москвы "Клуб Атом", ГУК г. Москвы "Клуб Атом", ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ, Правительство города Москвы, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) ", Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26733/12
11.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-150102/10
06.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14425/11
27.10.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24878/11
02.08.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-150102/10