г. Чита |
|
"31" октября 2011 г. |
Дело N А19-6798/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.Н. Скажутиной, С.И. Юдина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Верхотуровым Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2011 года по делу N А19-6798/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Баерский" к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании недействительным договора в части и возврате 2141224 рублей 23 копеек (суд первой инстанции: Ушакова О.В.);
при участии в судебном заседании:
от истца ООО "Баерский" (ИНН 3815008913, ОГРН 1053815022513 - 665514, Иркутская обл, Чунский р-н, Чунский п, Солнечная ул, 5): не явился, извещен;
от ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194 - 664003, Иркутская обл, Иркутск г, Горького ул, 31): не явился, извещен;
от третьего лица Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (ИНН 3815013007, ОГРН 1083815000059 - 665541, Иркутская обл, Чунский р-н, Октябрьский рп, Горького ул, 29): не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Баерский" (далее - истец, ООО "Баерский") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее - ответчик, Агентство) о признании недействительным пункта 5 раздела 2 договора аренды лесного участка N 35/08 от 08 декабря 2008 года и возложении обязанности принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы в 2008-2009 годах в размере 2 132 567 руб. 23 коп.
Определениями от 20 июня 2011 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (далее - третье лицо, Чунское лесничество), принял отказ истца от иска в части и прекратил производство по делу о признании недействительным пункта 5 раздела 2 договора аренды лесного участка N 35/08 от 08 декабря 2008 года на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил обязать Агентство принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы в размере 2 141 224 руб. 23 коп., в том числе: за 2008 год в размере 1 141 225 руб. 50 коп., за 2009 год в размере 999 999 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2011 года исковые требования удовлетворены частично, на Агентство возложена обязанность принять решение о возврате ООО "Баерский" излишне уплаченной арендной платы в размере 1 828 743 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано. Суд пришел к выводу, что у истца имелась обязанность уплачивать арендную плату в части превышения минимальных ставок в доход бюджета субъекта РФ в размере 11%, согласно протоколу N 9 от 22 декабря 2005 года, а Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству необоснованно применило при расчете размера арендной платы коэффициент "2", установленный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225 для Иркутской области.
Вместе с тем, суд признал, что срок исковой давности по требованию о взыскании излишне уплаченной арендной платы в бюджет субъекта за 1, 2 квартал 2008 года, уплаченной по платежным поручениям N 6 от 16.01.08, N 13 от 18.02.08 и N 22 от 07.04.08 в сумме 910 874,00руб., истек.
Агентство, не согласившись с решением суда, подало на него апелляционную жалобу, ставит вопрос о его отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, просит принять новый судебный акт и отказать в удовлетворении иска.
Ответчик указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства о начислении арендной платы по договору с применением коэффициента 2.0, предусмотренного Приказом Рослесхоза N 255. Полагает, что при разрешении спора следует руководствоваться нормами статей 4, 422, 614 ГК РФ и статьи 2 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а положения статьи 73 Лесного кодекса РФ 2006 года и постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г.. N 310 не применимы к правоотношениям сторон до 08 декабря 2008 года, возникшим из договора аренды, условия которого не были изменены в предусмотренном законом порядке. По его мнению, арендная плата подлежала уплате в соответствии с договором аренды участка лесного фонда, заключенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством, поскольку новый Лесной Кодекс РФ и Федеральный закон N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не содержат нормы, прекращающей действие ранее заключенных договоров аренды в части условия о размере арендной платы, либо предусматривающей применение статьи 73 Лесного кодекса РФ к отношениям, возникшим до введение его в действие.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Истец представил отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Из материалов дела следует, что 21 декабря 2005 года Агентство лесного хозяйства Иркутской области провело открытый лесной конкурс, по результатам которого, ООО "Баерский" признано победителем на право возмездного долгосрочного пользования участком лесного фонда общей площадью 16679 га. для заготовки древесины сроком на 25 лет в лесах 3 группы, местоположение: Иркутская область, на территории Чунского района, ФГУ "Баёрский лесхоз": Верхнее-Барминского лесничества в составе кварталов N N 7-8, 14-16, 35, 36, 53, 54, 93, 94; Захаровского лесничества в составе кварталов NN 1-11, 21, 52-54, - с составом эксплуатационных спелых и перестойных насаждений 3С1Л2П1Е1К1Б1Ос, с общим запасом насаждений возможных к эксплуатации 3483,0 тыс. куб.м, в том числе спелых и перестойных эксплуатационных насаждений 2632,2 тыс.куб.м, из них хвойных насаждений 2283,1 тыс.куб.м с ежегодным отпуском древесины по главному пользованию в объеме 57,0 тыс.куб.м ликвидной древесины, в том числе 43,0 тыс.куб.м по хвойному хозяйству.
Согласно пункту 2.1 протокола N 9 от 22 декабря 2005 года результатов лесного конкурса ООО "Баерский" обязалось вносить арендную плату на 11% выше установленного ежегодного размера.
По итогам конкурса Баерский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Иркутской области (арендодатель) и истец ООО "Баерский" (арендатор) заключили договор аренды N 3 от 11 января 2006 года вышеназванного участка лесного фонда, который был зарегистрирован в ЕГРП 12 мая 2006 года.
По условиям договора арендная плата была установлена на 11% выше установленного ежегодного размера и на момент подписания договора составила 3 503 182,00 руб. в год, который подлежал перерасчету в случае изменения ставок лесных податей, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области (пункты 6.1, 6.4 договора).
Участок лесного фонда передан ООО "Баерский" по акту от 15 мая 2006 года.
08 декабря 2008 года Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (Арендодатель) и истец ООО "Баерский" (Арендатор) в порядке статьи 4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" по приведению договора аренды N 3 от 11 января 2006 года в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации заключили договор аренды участков лесного фонда N 35/08, согласно которому Арендодатель обязался предоставить, а Арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок для использования в целях заготовки древесины, находящийся в собственности Российской Федерации в границах, определенных планом лесного участка, площадью 16679га., местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Мироновское участковое лесничество: Верхнее-Барминская дача" кварталы NN 7-8, 14-16, 35, 36, 53, 54, 93, 94 эксплуатационные леса; "Захаровская дача" кварталы NN 1-11, 21, 52-54 эксплуатационные леса (пункты 1, 2, 4 договора).
Арендная плата договором определена в размере 3 314 988 рублей в год, вносится ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях. Расчет в данном случае производится арендодателем без акцепта арендатора (пункты 5, 7 договора).
Срок действия договора установлен с 01 октября 2006 года по 01 октября 2031 года (пункт 23 договора). Договор зарегистрирован в установленном порядке 26.12.2008 г.., лесной участок передан истцу по акту приема-передачи от 08 декабря 2008 года.
Истец перечислил в бюджет Иркутской области в 2008 году арендную плату в размере 1 821 748 руб. 00 коп. платежными поручениями:
N 6 от 16.01.08 на сумму 396 190 руб. 00 коп. за 1 квартал 2008 года;
N 13 от 18.02.08 на сумму 59 247 руб. 00 коп. за 1 квартал 2008 года;
N 22 от 07.04.08 на сумму 455 437 руб. 00 коп. за 2 квартал 2008 года;
N 37 от 21.07.08 на сумму 455 437 руб. 00 коп. за 3 квартал 2008 года;
N 54 от 16.10.08 на сумму 455 437 руб. 00 коп. за 4 квартал 2008 года;
за 2009 год - в размере 1 185 746 руб. 00 коп. платежными поручениями:
N 72 от 15.01.2009 на сумму 455 437руб. 00 коп. за 1 квартал 2009 года;
N 79 от 02.03.2009 на сумму 59 589ркб. 00 коп. за 1 квартал 2009 года;
N 96 от 04.05.2009 на сумму 315 026 руб. 00 коп. за 2 квартал 2009 года;
3 98 от 18.05.2009 на сумму 200 000 руб. 00 коп. за 2 квартал 2009 года;
N 119 от 30.12.2009 на сумму 155 694 руб. 00 коп. за 3 квартал 2009 года.
Полагая, что расчет арендной платы произведен с применением недействующего и противоречащего Лесному кодексу РФ законодательства - Приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, ООО "Баерский" обратился в суд с настоящим иском.
Спорные договоры являются заключенными, и регулирую правоотношения по договору аренды лесных участков.
Суд первой инстанции на основании статьи 196, 199, 200 ГК РФ правомерно отказал в удовлетворении иска в части взыскания излишне уплаченной арендной платы в бюджет Иркутской области субъекта за 1, 2 квартал 2008 года, в связи с истечением срока исковой давности. Доводы о несогласии с решением суда в указанной части в апелляционной жалобе ответчика и отзыве истца не содержатся.
При этом апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд правомерно удовлетворил иск в части возложения на Агентство обязанности возвратить истцу излишне уплаченную в бюджет Иркутской области арендную плату за 3, 4 кварталы 2008 года и за 2009 год, в силу следующего.
На момент заключения договора N 3 от 11 января 2006 года действовал Лесной кодекс РФ 1997 года, статьей 103 которого было предусмотрено, что платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Арендная плата за осуществление лесопользования определялсь на основе ставок лесных податей. Согласно статье 104 Лесного кодекса РФ (1997 года) лесные подати взимались за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливались федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, или определялись по результатам лесных аукционов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса РФ (1997 год), были утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя размер минимальной ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденную постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", при этом для Иркутской области был установлен повышающий коэффициент - 2.
В 2006 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации и введен в действие с 1 января 2007 года.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признана утратившей силу, в том числе, статья 104 Лесного кодекса РФ (1997 года) и, кроме того, статьей 13 названного Федерального закона определено, что до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ (2006 года) размер арендной платы стал определяться на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Лесной кодекс РФ (2006 года) не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент - 2.
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225 был отменен приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в законную силу 24.04.2008.
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы были отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" были утверждены соответствующие ставки, необходимые в силу статьи 73 Лесного кодекса РФ (2006 года) для определения размера арендной платы.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1). Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2).
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 12, статьи 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Приказа Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, статьи 422 ГК РФ, пункта 7 договора N 3 от 11 января 2006 года аренды участка лесного фонда с 24 апреля 2008 года при расчете арендной платы не подлежал применению коэффициент "2", установленный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225. Доводы заявителя апелляционной жалобы, что нормы Лесного кодекса РФ (2006 года) не могут применяться к договору аренды N 3 от 11 января 2006 года до приведения его в соответствие с указанным Кодексом, являются ошибочными, поскольку противоречат названным нормам права и условиям договора N 3 от 11 января 2006 года.
Кроме того, системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым.
Из согласованных сторонами сроков внесения арендной платы на 2008 год, (л.д.33) следует, что для ООО "Баерский" установлена обязанность по внесению арендной платы в федеральный бюджет в 3 и 4 кварталах 2008 года в размере по 373 310руб. Правильность определения размера арендной платы, подлежащей внесению в федеральный бюджет в 2008 году, сторонами не оспаривается. В бюджет субъекта Российской Федерации (Иркутской области) для ООО "Баерский" была установлена обязанность по внесению арендной платы в размере по 455 437руб. Расчетом Чунского лесничества подтверждается, что размер арендной платы был определен с применением территориального коэффициента "2", установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 255.
Вместе с тем в соответствии с действующим на момент исполнения обязательства за 3 и 4 кварталы 2008 года истец должен был уплатить в бюджет Иркутской области 11% от арендной платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, то есть по 41 064 руб. (373310руб. х 11%). Истец перечислил в бюджет Иркутской области за 3 и 4 кварталы 2008 года арендную плату в размере 910 874 руб. (455 437 руб. + 455 437 руб.).
Следовательно, истец излишне перечислил в бюджет Иркутской области за 3, 4 кварталы 2008 года 828 746 руб. (910 874 руб. - 41064, 00руб.- 41064, 00руб.).
Согласно имеющимся в материалах дела расчетам истца, которые подтверждаются контрасчетом ответчика (л.д.138) и расчетом начальника Чунского лесничества за 2009 год, минимальный размер арендной платы, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, определенный с учетом положений статьи 73 Лесного кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, по договору N 35/08 от 08 декабря 2008 года составил 1 688 612 руб.
Из материалов дела следует, что в состав арендной платы по названному договору включена плата, подлежащая зачислению в бюджет Иркутской области, в том числе, конкурсная надбавка в размере 11% от минимального размера арендной платы в сумме 185 747,32руб., а также оплата в размере 1 688 612 руб.
Согласно пункту 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ (2006 года) по общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Пунктом 1 статьи 78, пунктом 1 статьи 80 названного Кодекса предусмотрено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обоснованность установления арендной платы на 2009 года по договору N 35/08 от 08 декабря 2008 года с применением к минимальному размеру арендной платы помимо аукционной надбавки 11% также повышающего коэффициента "2".
С учетом указанных обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что фактически при расчете арендной платы, подлежащей уплате по указанному договору за 2009 года в бюджет субъекта Российской Федерации, был использован территориальный коэффициент "2", предусмотренный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005, и указал на отсутствие правовых оснований для его применения. Оснований для иных выводов апелляционный суд не усматривает.
Истец в 2009 году перечислил в бюджет Иркутской области арендную плату в размере 1 185 746 руб., а должен был перечислить 185 747 руб.
Следовтаельно, истец излишне перечислил в бюджет Иркутской области в 2009 году арендную плату по договору N 35/08 от 08 декабря 2008 года в сумме 999 999 руб. (1185 746 руб.. - 185 747 руб.).
В силу статьи 1102 ГК РФ суд первой инстанции правомерно признал излишне перечисленные истцом в бюджет Иркутской области по спорным договорам денежные средства неосновательным обогащением, подлежащими возврату истцу, и исходя из положений статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, Приложения N 3 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2008 год", Приложения N 3 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2009 год", Постановления Администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 248-па "О Министерстве лесного комплекса Иркутской области", Постановления Администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 237-па "Об Агентстве лесного хозяйства Иркутской области" пришел к выводу, что Агентство лесного хозяйства Иркутской области наделено полномочиями на принятие решений о возврате излишне уплаченных в бюджет Иркутской области платежей за использование лесов, находящихся в федеральной собственности, в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было, поэтому предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2011 года не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2011 года по делу N А19-6798/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6798/2011
Истец: ООО "Баерский"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству