г. Вологда |
|
31 октября 2011 г. |
Дело N А66-12392/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Белоруковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 июля 2011 года по делу N А66-12392/2010 (судья Владимирова Г.А.),
установил
индивидуальный предприниматель Пилюшкин Иван Федорович (ОГРН 308691522700027; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ, Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 18.08.2010 N ПП-10/23778, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 2190 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Торжок, пл. Ананьина, д. 7, кадастровый номер 69:47:0130208:23, и выдаче Территориальному управлению поручения подготовить и заключить с Предпринимателем договор купли-продажи данного земельного участка; возложении обязанности на Территориальное управление на основании поручения Росимущества подготовить и заключить с Пилюшкиным И.Ф. договор купли-продажи земельного участка площадью 2 190 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Торжок, пл. Ананьина, д. 7, кадастровый номер 69:47:0130208:23 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области.
Решением суда от 01 июля 2011 года требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование свое позиции ссылается на то, что в соответствии с заключением Комитета по охране историко-культурного наследия области от 15.10.2007 N 483/03-15, на испрашиваемом земельном участке присутствует объект археологического наследия, состоящий на государственной охране, в связи с чем Предпринимателю правомерно отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Тверская область, г. Торжок, пл. Ананьина, д. 7 на земельном участке с кадастровым номером 69:47:0130208:23.
Названный участок предоставлен Пилюшкину И.Ф. в аренду на основании заключенного с Территориальным управлением договора от 30.07.2008 N 152 (договор пролонгирован на неопределенный срок).
Предприниматель 08.09.2008 обратился с заявлением в Территориальное управление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 190 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Торжок, пл. Ананьина, д. 7, кадастровый номер 69:47:0130208:23, приложив необходимые документы.
Распоряжением от 18.09.2008 N 443 "О предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, на котором расположены объекты недвижимого имущества, находящегося в собственности у Пилюшкина И.Ф." принято решение предоставить заявителю спорный земельный участок.
Территориальное управление письмом от 06.09.2010 N 5412-05 сообщило Предпринимателю о том, что на основании поручения ФАУГИ (письмо от 18.08.2010 N ПП-10/23778) издано распоряжение от 02.09.2010 N 333 "Об отмене распоряжения Территориального управления Росимущества по Тверской области от 18.09.2008 N 443", поскольку в соответствии с заключением Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 15.10.2007 N 483/03-15 на испрашиваемом земельном участке присутствует объект археологического наследия, стоящий на государственной охране.
Полагая, что решение ответчика об отказе в предоставлении спорного земельного участка в собственность, Пилюшкин И.Ф., обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 4 статьи 28 названного Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В этом же пункте приведенной статьи указано, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ установлено, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте.
На основании постановления Законодательного собрания Тверской области от 27.11.1997 N 647 спорный земельный участок находится в пределах объекта археологического наследия "Посад 1 г. Торжка (Борисоглебская сторона), объект имеет паспорт памятника.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации оборотоспособность земли определяется законами о земле.
В пункте 2 статьи 49 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) предусмотрено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. При этом в соответствии со статьей 5 этого же закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.
По смыслу статей 94 и 99 ЗК РФ, земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий, однако ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон N 73-ФЗ не относят такие земельные участки к объектам, изъятым из оборота, и не содержат запрета на их приватизацию.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка, отнесенного к землям историко-культурного назначения, в собственность.
Поскольку по настоящему делу спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят, а законодательство не содержит запрета на оборот таких земельных участков, следовательно, он может быть передан Предпринимателю в собственность.
При таких обстоятельствах отказ в приватизации земельного участка с кадастровым номером 69:47:0130208:23, расположенного по адресу: Тверская область, г. Торжок, пл. Ананьина, д. 7, является неправомерным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 июля 2011 года по делу N А66-12392/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12392/2010
Истец: ИП Пилюшкин Иван Федорович
Ответчик: ГУ федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области
Третье лицо: Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Комитет по государственной охране оъектов культурного наследия Тверской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области