г. Владивосток |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А51-11997/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей О.Ю. Еремеевой, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от истца - Гридина Н.В. по доверенности со специальными полномочиями N 27 от 16.08.2011 сроком действия до 31.12.2011, паспорт
от ответчика - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края
апелляционное производство N 05АП-7416/2011
на решение от 05.09.2011
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-11997/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края
к ИП Скосареву Даниилу Петровичу
о взыскании финансовых санкций
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края (далее ГУ Управление Пенсионного фонда РФ, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ИП Скосареву Даниилу Петровичу о взыскании финансовых санкций в ПФР за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1.039,20 руб.
Решением суда от 05.09.2011 в удовлетворении требований фонда отказано.
Суд мотивировал свое решение тем, что у взыскателя не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, поскольку он не является субъектом вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы пенсионный фонд указывает, что в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, должно представлять персональные сведения и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. К другим сведениям относятся сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-1) и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2).
Статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" индивидуальные предприниматели отнесены к страхователям, соответственно к ним применяются финансовые санкции как к страхователям, установленные ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В судебном заседании представитель пенсионного фонда на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме.
ИП Скосарев Д. П. в судебное заседание не явился, письменный отзыв в материалы дела не направил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем коллегия на основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу фонда в отсутствие предпринимателя.
Исследовав материалы дела, коллегия установила.
Скосарев Даниил Петрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19.08.2008 ИФНС по г.Находке Приморского края, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 308250823200018.
В результате проведения заявителем проверки по вопросу представления индивидуальных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", установлено, что предприниматель несвоевременно представил сведения о работающих застрахованных лицах за второй отчетный период 2010 года. Данное нарушение отражено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 07.04.2011 N 168, полученном лично Скосаревым Д.П. 07.04.2011.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края от 28.04.2011 N 168 ответчик в соответствии с п. 3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1.039,20 руб.
25.05.2011 в адрес предпринимателя было направлено требование N 168 от 24.05.2011, в котором ответчику было предложено в срок до 11.06.2011 уплатить указанную сумму штрафа в добровольном порядке.
Неисполнение предпринимателем требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 14 и 15 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ от 01.04.1996) устанавливаются права и обязанности застрахованного лица и страхователя, в том числе обязанность представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона от N 27-ФЗ 01.04.1996 за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из абз.3 ст.1 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
В силу ст.1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Федеральный закон N 27-ФЗ в пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилию, имя, отчество, фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении; дату и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи этих документов; гражданство.
Кроме того, п.5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ предусмотрена обязанность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что срок представления сведений для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, Федеральным законом N 27-ФЗ от 01.04.1996 не установлен, а ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения индивидуального учета возложена только на страхователя, является ошибочным.
Вместе с тем, данный вывод суда не привел к принятию неправильного решения в силу следующего.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что обязательным основанием привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, является наличие состава правонарушения, необходимым составляющим элементом которого является субъект правонарушения.
Из материалов дела коллегией установлено, что в соответствии с актом N 168 от 07.04.2011 и решением N 168 от 28.04.2011 индивидуальный предприниматель Скосарев Даниил Петрович привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице в установленный срок, т.е. за невыполнение обязанностей страхователя.
Однако как следует из справки формы СЗВ-6-1 от 31.03.2011 и формы АДВ-6-2 от 31.03.2011, представленной ИП Скосаревым Д.П. в орган Пенсионного фонда 07.04.2011, в качестве застрахованного лица указан только предприниматель, сведений об иных застрахованных лицах, состоящих с ответчиком в трудовых отношениях, не представлено, то есть предприниматель представил сведения персонифицированного учета на себя как застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы.
Таким образом, в рассматриваемом случае Пенсионный фонд не представил доказательств наличия застрахованных лиц, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору у ИП Скосарева Д.П., в связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом N 27-ФЗ, не относится.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что оснований для привлечения Скосарева Д.П. к ответственности как страхователя за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице у Пенсионного фонда не было, то есть в действиях ответчика отсутствует состав вменяемого ему правонарушения.
В силу ст. 1 указанного закона ИП Скосарев Д.П. является застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Сведения о начисленных и уплаченных индивидуальным предпринимателем за себя страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже по форме N СЗВ-6-1 действительно были представлены Скосаревым Д.В. с нарушением установленного п. 5 ст. 11 Федерального Закона N 27-ФЗ срока - 07.04.2011.
Однако, данное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя о взыскании с ответчика финансовых санкций в сумме 1.039,2 руб., поскольку предприниматель как застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, к ответственности не привлекался.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ не устанавливает порядок оформления результатов проверки и процедуру привлечения к ответственности, однако, поскольку данный закон также регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, то применительно процедуре привлечения к ответственности следует руководствоваться положениями Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Из положений пунктов 6, 9 ст. 39 Федерального Закона N 212-ФЗ и пунктов 4, 6, 7 Требований к составлению акта выездной проверки (Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов") следует, что и в акте и в решении должно быть указано какое конкретно правонарушение было выявлено, какие нормы законодательства были нарушены, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, за которое конкретной нормой права установлена ответственность.
Как уже указывалось выше, из акта N 168 от 07.04.2011 и вынесенного на его основании решения N 168 от 28.04.2011 следует, что ИП Скосарев Д.П. привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице.
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении ИП Скосаревым Д.П. как лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, положений п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, органом Пенсионного фонда не составлялся и предприниматель к ответственности за данное нарушение не привлекался.
В соответствии со ст. 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы, нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа.
Из искового заявления Пенсионного фонда также следует, что обращаясь в арбитражный суд, учреждение просило взыскать с ответчика финансовые санкции, наложенные именно в связи с неисполнением предпринимателем обязанностей страхователя, в связи с непредставлением им в установленный срок сведений о работающих застрахованных лицах.
При этом, по тексту искового заявления, как и в акте N 168 от 07.04.2011, учреждение ссылалось на п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, устанавливающий обязанность страхователей представлять в орган Пенсионного фонда индивидуальные сведения, в то время как обязанность застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения персонифицированного учета установлена п. 5 ст. 11 указанного Закона.
Поскольку оснований для взыскания штрафа, наложенного на ответчика как страхователя за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице, нет, в связи с недоказанностью органом Пенсионного фонда наличия у индивидуального предпринимателя Скосарева Д.П. работников, а к ответственности как застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, ответчик не привлекался, коллегия считает, что требования Пенсионного фонда не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельства у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.09.2011 по делу N А51-11997/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Пяткова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11997/2011
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края
Ответчик: ИП Скосарев Даниил Петрович
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7416/11