г. Чита |
|
"23" апреля 2010 г. |
Дело N А78-654/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю, на решение арбитражного суда Забайкальского края от 05 марта 2010 года по делу N А78-654/2010, по заявлению открытого акционерного общества (ОАО) "Территориальная генерирующая компания N 14" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) N 21 от 18.01.2010 г., принятое судьей Литвинцевым А.Б.,
при участии:
от заявителя: Жигаревой Н.В., представителя по доверенности от 10.01.2010 г..;
от заинтересованного лица: Барковской О.В., представителя по доверенности от 23.03.2010 г..;
и установил:
Заявитель, открытое акционерное общество (ОАО) "Территориальная генерирующая компания N 14", обратился с требованием о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю) N 21 от 18.01.2010 г.
Решением суда первой инстанции от 05 марта 2010 требования заявителя удовлетворены.
Решением суда постановление Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю по делу об административном правонарушении N 21 от 18.01.2010 г. в отношении ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14" признано незаконным и отменено.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия общества при нарушении температурного режима горячего водоснабжения населения как вида коммунальной услуги образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано судом первой инстанции, поскольку обществу вменяется нарушение температурного режима при оказании населению услуг горячего водоснабжения, то квалификация Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю действий общества по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неверной.
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Управление считает, что несоблюдение ОАО "ТГК-14" обязательных требований ст. 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.3., 2.4. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, является административным правонарушением, влекущим административную ответственность по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению".
По мнению Управления, вывод суда о наличии в действиях общества при нарушении температурного режима горячего водоснабжения образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основан на неверном толковании норм права, поскольку из материалов дела усматривается, что температура горячей воды, подаваемой населению, составила выше установленного норматива, следовательно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Представитель Общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением установлено, что при подаче воды населению Обществом было установлено нарушение им санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно: по результатам проведенных 23.11.2009 измерений ОАО "ТГК-14" температура горячей воды в системе питьевого водоснабжения в квартирах N 22, 59, 98 по ул. Красной Звезды, д. 10 г. Читы составила 58С, 58С, 50С, что не соответствует показателям безопасности воды питьевого водоснабжения, установленных п.п. 2.3., 2.4. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
По факту выявленных нарушений 09.12.2009 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в отношении ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14" был составлен протокол об административном правонарушении, а постановлением от 18.01.2010 г.., общество, как лицо, обязанное обеспечить соответствие качества питьевой воды действующим санитарным нормам, привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Таким образом, Обществу вменяется административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований, установленных ст.ст.11, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.3, 2.4 "Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", поскольку температура горячей воды в системе питьевого водоснабжения в указанных квартирах составила 50-58С, что может способствовать загрязнению горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериологического происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60С, в их числе "Legionella Pneumophila".
Полагая постановление от 18.01.2010 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из отсутствия в действиях ОАО "ТГК N 14" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7. 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценивая указанное в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными исходя из следующего.
Диспозиция ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
Согласно раздела 1 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" СанПиН 2.1.4.2496-09, глава "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01" утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" (Зарегистрированные в Минюсте РФ 05.05.2009 N 13891) и введенных в действие с 1 сентября 2009 года, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Кроме того, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
При этом, санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Согласно раздела 2 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" СанПиН 2.1.4.2496-09, глава "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01" утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" (Зарегистрированные в Минюсте РФ 05.05.2009 N 13891) и введенных в действие с 1 сентября 2009 года, настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд.
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на:
- предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila;
- минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась;
- предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
При эксплуатации СЦГВ должны соблюдаться требования действующих нормативных документов в области безопасности технологических и производственных процессов.
При этом, согласно п. 3.1.5. названных правил исходная вода для СЦГВ, поступающая непосредственно на теплоисточники и тепловые пункты, должна соответствовать требованиям технических регламентов и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, регламентирующих безопасность и безвредность питьевой воды.
Таким образом, из названных норм следует, что несоблюдение температурного режима подачи в жилые дома горячей воды является безусловным нарушением санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В связи с указанным суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции принято на основании неправильного установления фактических обстоятельств дела и неправильного толкования норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене.
Ссылка общества о том, что несоблюдение температурного режима подачи горячей воды относится к нарушению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае, противоправное деяние состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, установленных СанПиН 2.1.4.2496-09 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", глава "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01" утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" (Зарегистрированные в Минюсте РФ 05.05.2009 N 13891) к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а не в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене. В удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Вина общества состоит в том, что у него имелась возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю удовлетворить.
Решение арбитражного суда Забайкальского края от "05" марта 2010 года по делу N А78-654/2010 отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований открытому акционерному обществу "ТГК-14" о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю N 21 от 18.01.2010 года отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-654/2010
Истец: ОАО "ТГК N 14", ОАО "ТГК-14", ОАО "Территориальная генерирующая компания N14"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю)