г. Самара |
|
02 ноября 2011 г. |
Дело N А65-16735/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Татарстанская Международная Инвестиционная Компания" - Мингазова А.Р., доверенность от 11.07.2011 года;
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2011 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2011 года по делу N А65-16735/2011, судья Галиуллин Э.Р.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Татарстанская Международная Инвестиционная Компания", г. Казань, (ОГРН 1101690039494, ИНН 1655196444),
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе,
об оспаривании постановления N 11-11-009/пн о назначении административного наказания от 24.01.2011 г.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Татарстанская Международная Инвестиционная Компания", г.Казань (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - ответчик, административный орган) об оспаривании постановления N 11-11-009/пн о назначении административного наказания от 24.01.2011 г.
Одновременно заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления в связи с поздним его получением.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2011 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным и отменил постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе о назначении административного наказания N 11-11-009/пн от 24.01.2011 г., вынесенное в отношении закрытого акционерного общества "Татарстанская Международная Инвестиционная Компания", г.Казань к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.17 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 500 000 руб., на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества "Татарстанская Международная Инвестиционная Компания", г.Казань по статье 15.17 КоАП РФ судом прекращено.
При этом суд восстановил срок на обжалование постановления административного органа.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, и возможности квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить; принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных ЗАО "ТМИК" о признании незаконным и отмене постановления РО ФСФР России в ВКР от 24.01.2011 г. N 11-11-009/пн.
В апелляционной жалобе ответчик считает, что решение вынесено судом первой инстанции незаконно и необоснованно по следующим основаниям: оспариваемое постановление вынесено полномочным органом; основанием для вынесения оспариваемого постановления послужили соответствующие обстоятельства; суд первой инстанции применил норму закона, не подлежащего применению, а именно применил статью 2.9 КоАП РФ и признал совершённое ЗАО "ТМИК" правонарушение малозначительным.
Податель жалобы обращает внимание суда на то, что в соответствии с нормами действующего законодательства у эмитента имелось 30 дней для надлежащего исполнения обязанности установленных Законом о рынке ценных бумаг.
Считает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, а нарушение сроков государственной регистрации выпуска акций может повлечь негативные правовые последствия, перечисленные в статье 26 Закона "О РЦБ", как для самого акционерного общества, так и для акционеров этого общества.
Представитель заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве (вх. от 26.10.2011 г.). Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчика не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лица, участвующего в деле, письменного мотивированного отзыва на апелляционную жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела протоколом об административном правонарушении от 11.01.2011 г. N 11-11-003/пр-ап ответчиком установлено, что ЗАО "Татарстанская Международная Инвестиционная Компания", зарегистрированное 14.07.2010 г., представило документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при учреждении, с нарушением срока (22 дня), установленного статьями 19, 25 ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом 24.01.2011 г. вынесено постановление N 11-11-009/пн о наложении на заявителя административного взыскания по статье 15.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд Республики Татарстан, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела Общество зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по РТ 14.07.2010 г., документы на государственную регистрацию выпуска акций в регистрирующий орган в установленный срок не представило, представлены с нарушением срока на 22 дня (07.09.2010 г.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг: утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.
В соответствии со статьёй 26 Закона N 39-ФЗ недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссия ценных бумаг - это установленная Законом N 39-ФЗ последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Порядок эмиссии ценных бумаг определен в статье 19 Закона N 39-ФЗ, в соответствии с которой процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:
-принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
-утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
-государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
-размещение эмиссионных ценных бумаг;
-государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ при учреждении акционерного общества размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии) размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - путем их приобретения единственным учредителем. При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.
Согласно пункту 3.1.2 Стандартов эмиссии размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании договора о его создании, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - решения об учреждении акционерного общества, принятого единственным учредителем акционерного общества.
Принятие решения о создании акционерного общества является также решением о размещении ценных бумаг - первым этапом процедуры эмиссии ценных бумаг.
Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии установлено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Согласно статье 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 руб. до 700 000 руб.
Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушении и вина в его совершении подтверждена материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении N 11-11-003/пр-ап.
Нарушений в ходе процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не выявлено.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, учел те обстоятельства, что при рассмотрении дела, не выявлено вредных последствий совершенного административного правонарушения, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; нарушение прав акционеров и иных лиц, наличия жалоб на действия заявителя материалы дела не содержат; не установлено административным органом и наступление тяжелых последствий, в частности, для иных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе акционеров заявителя, в результате допущенного обществом нарушения, обоснованно пришел к выводу, что в данных обстоятельствах при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, и возможности квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2011 года по делу N А65-16735/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16735/2011
Истец: ЗАО "Татарстанская Международная Инвестиционная Компания", г. Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11683/11