г. Москва |
|
01 ноября 2011 г. |
Дело N А41-816/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Боровиковой С.В., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,
при участии в заседании:
от истца Общества с ограниченной ответственностью "Лидер Девелопмент" (ИНН: 7704633725, ОГРН: 1077746261174) - Воронов А.М. - представитель по доверенности б/н от 24 января 2011 года, Королева Е.А. - представитель по доверенности б/н от 15 февраля 2011 года, Дмитриева Т.И. - представитель по доверенности от 24 января 2011 года,
от ответчика ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" (ИНН: 5003008102, ОГРН: 1035000911758) - Макушкина Ю.Е. - представитель по доверенности б/н от 01 марта 2011 года, Джафаров Р.А. - представитель по доверенности б/н от 27 июня 2011 года,
от ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН: 7707034952, ОГРН: 1027799591010)- Никитина О.В. - представитель по доверенности N 59-9-24 от 10 февраля 2011 года, Муталиева М.Р. - представитель по доверенности N 59-54 от 07 июня 2011 года,
представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2011 года по делу N А41-816/11, принятое судьей Гарькушовой Г.А., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Лидер Девелопмент" к Государственному учреждению "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании денежных средств, с участием третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер Девелопмент" (далее по тексту - ООО "Лидер Девелопмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Государственному учреждению "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" МЧС России) и Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России) о взыскании денежных средств в размере 19 407 271 руб. 82 коп. (л.д.2-5 т.1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (л.д.133 т.1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (л.д. 155 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2011 года исковые требования ООО "Лидер Девелопмент" удовлетворены (л.д.44-47 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, Государственное учреждение "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 49-71 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалоб Государственного учреждения "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" МЧС России и МЧС России поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска ООО "Лидер Девелопмент" - отказать.
Представители истца ООО "Лидер Девелопмент" возражали против доводов апелляционных жалоб заявителей, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01 марта 2007 года между ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" (Первая сторона) и ООО "Лидер Девелопмент" (Вторая сторона) был заключен договор N 1/03 (л.д.11-17 т.1).
По условиям указанного договора Первая сторона поручает, а Вторая сторона обязуется собственными силами либо силами привлеченных организаций, имеющих необходимую квалификацию, лицензии и сертификаты, обеспечить организацию и выполнение работ по сбору и оформлению документации, необходимой для подготовки распоряжений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о вовлечении в хозяйственный оборот частично неиспользуемого земельного участка с объектами недвижимости МЧС Российской Федерации, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Филевская, д. 32, общей площадью 1,92 га., а также материалов для проведения в установленном порядке конкурса по отбору инвесторов и организации на конкурсной основе инвестиционного строительства (в порядке инвестирования или соинвестирования) на земельном участке.
Срок действия договора определен: начало - со дня подписания договора с приложением по конкретным объектам (объекту) недвижимости, земельному участку, вовлекаемым в хозяйственный оборот; окончание - по выполнении сторонами всех своих обязательств по договору (пункт 6.1 договора).
Срок выполнения работ: начало - со дня подписания договора с приложением по конкретным объектам (объекту) недвижимости, земельному участку, вовлекаемым в хозяйственный оборот; окончание - 31 декабря 2007 года (пункт 6.2 договора).
Впоследствии между сторонами были подписаны дополнительные соглашения к вышеуказанному договору: от 01 апреля 2007 года, N 1 от 08 января 2008 года, N 1 от 15 декабря 2008 года, N 3 от 30 декабря 2009 года (л.д.19-24 т.1).
Предъявляя настоящие исковые требования, ООО "Лидер Девелопмент" сослалось на то, что во исполнение обязательств по договору N 1/03 от 01 марта 2007 года и по поручению ответчика - между ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" (поручения: N 173 от 24 марта 2008 года, N 181, 182 от 23 мая 2008 года, N 189 от 25 июня 2008 года и т.д.) истцом была произведена оплата выполненных работ в размере 19 407 271,82 руб.
В подтверждение факта выполненных и оплаченных работ, истцом были представлены ответчику акты сдачи-приемки работ с приложениями итоговых отчетов о выполненных работах и с указанием в них документально подтвержденных сумм фактических затрат, произведенных на реализацию договора. К отчетам прилагались копии платежных документов, обосновывающих фактические затраты. Все представленные истцом акты сдачи-приемки выполненных работ и отчеты о выполненных работах ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" были согласованы и подписаны без претензий. Однако расходы до настоящего момента не оплачены.
Поскольку истец выполнял работы и оплачивал выполненные другими организациями работы по поручению ответчика, в рамках исполнения договора N 1/03 от 01 марта 2007 года, а ответчик - ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" принял результат работ согласно актам сдачи-приемки выполненных работ и отчетам о выполненных работах без возражений, ответчик в соответствии с действующими нормами законодательства обязан возместить документально подтвержденные расходы, понесенные истцом.
Учредителем ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, МЧС России в пределах совей компетенции является главным распорядителем средств федерального бюджета.
Следовательно, по мнению истца, в качестве субсидиарного ответчика по делу должна выступать Российская Федерация в лице МЧС России как собственник имущества ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска".
В связи с этим истец просил взыскать с ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" сумму 19 407 271,82 рублей, а при недостаточности денежных средств учреждения с собственника его имущества - с Российской Федерации в лице МЧС, как главного распорядителя бюджетных средств.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных ООО "Лидер Девелопмент" требований.
Между тем данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным по следующим основаниям.
Как следует из содержания пункта 2.1 договора N 1/03 от 01 марта 2007 года, заключенного между ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" (Первая сторона) и ООО "Лидер Девелопмент" (Вторая сторона), - Первая сторона поручает, а Вторая сторона обязуется собственными силами либо силами привлеченных организаций, имеющих необходимую квалификацию, лицензии и сертификаты, обеспечить организацию и выполнение работ по сбору и оформлению документации, необходимой для подготовки распоряжений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о вовлечении в хозяйственный оборот частично неиспользуемого земельного участка с объектами недвижимости МЧС Российской Федерации, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Филевская, д. 32, общей площадью 1,92 га., а также материалов для проведения в установленном порядке конкурса по отбору инвесторов и организации на конкурсной основе инвестиционного строительства (в порядке инвестирования или соинвестирования) на земельном участке.
Расходы услуг по выполнению работ в рамках договора по инвестиционному контракту подлежат оплате победителем конкурса, согласно документально подтвержденным затратам Второй стороны, понесенных ею, в том числе, затратам по привлечению для выполнения работ третьих лиц (субподрядчиков) (пункт 5.1 договора).
Срок действия договора определен: начало - со дня подписания договора с приложением по конкретным объектам (объекту) недвижимости, земельному участку, вовлекаемым в хозяйственный оборот; окончание - по выполнении сторонами всех своих обязательств по договору (пункт 6.1 договора).
При этом сторонами не представлены доказательства, подтверждающие расторжение или прекращение срока действия договора.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, условиями договора предусмотрена оплата работ после их полного выполнения ООО "Лидер Девелопмент" и предоставления Государственному учреждению "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" всех документов предусмотренных договором (свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок, свидетельства о государственной регистрации прав собственности на имущество). Указанная оплата должна производиться победителем конкурса.
В дополнительном соглашении от 01 апреля 2007 года, на которое ссылается истец, также не содержится обязанности ответчика по оплате произведенных расходов.
Между тем, истцом до настоящего времени условия спорного договора в полном объеме не выполнены, конкурс также до настоящего времени не проведен.
Согласно пункту 5.2 договора N 1/03 от 01 марта 2007 года вознаграждение Обществу с ограниченной ответственностью "Лидер Девелопмент" за выполнение работ в рамках договора составляет 2,5% от оценочной стоимости вновь возводимых объектов по инвестиционному проекту.
Таким образом, истец вправе требовать от Государственного учреждения "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" только вознаграждения за выполненные работы.
Однако в судебном заседании представитель истца пояснил, что предметом иска является не вознаграждение в размере 2,5%, полагающееся по договору, а полное возмещение затрат ООО "Лидер Девелопмент".
При таких обстоятельствах ссылка истца на статьи 1001, 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Не может быть принят во внимание довод истца о том, что сумма иска подлежит взысканию с Государственного учреждения "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" на основании статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой права - по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из материалов дела видно, что услуги оказывались истцом не непосредственно Государственному учреждению "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска", не для нужд указанного государственного учреждения.
В связи с изложенным у ответчика нет обязанности по оплате этих услуг.
В письме N 072, направленном 16 марта 2009 года в адрес Государственного учреждения "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска", ООО "Лидер девелопмент" подтвердило, что оплата по договору будет произведена за счет инвестора, победившего в конкурсе, с включением соответствующего условия в конкурсную документацию (л.д.58 т.2).
В пункте 3.7 договора N 1/03 от 01 марта 2007 года предусмотрено, что Государственное учреждение "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" обязано определить, что оплата услуг Второй стороне при выполнении договора будет предусмотрена в перечне требований конкурсной документации, предъявляемых к потенциальным инвесторам.
В ходе судебного разбирательства представители Государственного учреждения "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" пояснили, что работы, выполненные ООО "Лидер Девелопмент" по спорному договору были приняты не для нужд учреждения, а для проведения конкурса по отбору инвесторов и организаций на конкурсной основе инвестиционного строительства на земельном участке.
Привлечение Российской Федерации в лице МЧС России в качестве субсидиарного ответчика является необоснованным, поскольку условия спорного договора не содержат обязанности МЧС России по оплате выполненных истцом работ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении иска ООО "Лидер Девелопмент" следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2011 года по делу N А41-816/11 отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-816/2011
Истец: ООО "Лидер Девелопмент"
Ответчик: ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска", ГУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" МЧС России, Министерство РФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий- МЧС России, МЧС России
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Минфин РФ, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ