г. Пермь |
|
31 октября 2011 г. |
N 17АП-10548/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей Васевой Е.Е., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.
при участии:
от заявителя Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости" (ОГРН 1026600580104, ИНН 6602007646): не явился, извещен
от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ОГРН 1046604000277, ИНН 6671151707): Якимова Е.Н., доверенность от 25.11.2010 N 62-07-30/25;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2011 года
по делу N А60-18499/2011,
принятое судьей Куричевым Ю.А.
по заявлению Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
о признании недействительным предписания от 15.04.2011
установил:
Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости" Свердловской области (далее - учреждение, центр занятости) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - управление) от 15.04.2011 N 62-02-16/825, согласно которому учреждение должно отразить дебиторскую задолженность по предоставлению субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан в регистрах бюджетного учета и отчетности в срок до 15.06.2011.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о нарушении центром занятости порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, повлекшего искажение отчетности по состоянию на 01.01.2011.
Суд не принято во внимание тот факт, что списание финансовой помощи на организацию собственного дела происходил на основании приказа директора центра занятости об оказании финансовой помощи, предоставления гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица, и заверенной копии трудового договора, заключенного с безработным гражданином.
Нормативные акты, регулирующие порядок и условия оказания финансовой помощи на организацию собственного дела, и условия договора не возлагают на получателей финансовой помощи обязанность документально подтверждать факт целевого использования данных средств, а на учреждение обязанность истребовать соответствующие документы.
Управление на апелляционную жалобу представило письменный отзыв, в котором настаивает на законности вынесенного им предписания.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направило своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении центра занятости проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации за 2010 год.
По результатам проверки составлен акт от 08.04.2011, которым зафиксирован факт нарушения порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и искажение отчетности, выразившийся в не отражении дебиторской задолженности по предоставлению субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на общую сумму 8 173 200 руб.
15.04.2011 руководителем управления в адрес центра занятости вынесено предписание N 62-02-16/825 по устранению выявленных вышеуказанных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в котором предписано отразить дебиторскую задолженность по предоставлению субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на общую сумму 8 173 200 руб. за 2010 год в срок до 15.06.2011.
Не согласившись с данным предписанием, центр занятости обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, рассмотрев которое суд подтвердил правомерность выводов управления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции считает, что оснований к отмене или изменению решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011 (далее - Постановление N 1011) определен порядок и условия предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанным Постановлением N 1011 субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в том числе, содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Постановлением Правительства Свердловской области N 1915-пп от 24.12.2009 утверждена Программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году (далее - Программа), в целях софинансирования которой бюджету Свердловской области предоставлена субсидия из федерального бюджета.
Пунктом 6 параграфа 3 данной Программы определено, что содействие самозанятости безработных граждан заключается в оказании безработным гражданам, изъявившим желание открыть собственное дело, безвозмездной финансовой помощи в виде социальной выплаты на организацию собственного дела. Финансовое обеспечение мероприятий программы осуществляется за счет средств субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2009 N 1915- ПП "Об утверждении Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году" Постановлением Правительства Свердловской области N 151-пп от 01.02.2010 разработано и утверждено Положение о порядке реализации мероприятий программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году (далее - Положение).
Согласно главе 7 данного Положения финансирование мероприятия самозанятости включает оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию собственного дела и (или) за каждое созданное гражданином, открывшим собственное дело, рабочее место, на которое трудоустроен по направлению центра занятости безработный гражданин.
Критериями отбора получателей финансовой помощи являются:
1) регистрация гражданина в качестве безработного;
2) положительное заключение по результатам тестирования по оценке предпринимательских возможностей;
3) положительная оценка технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана).
С безработным гражданином, желающим открыть собственное дело, центром занятости заключается договор о содействии самозанятости, в соответствии с которым он обязуется организовать собственное дело, представлять в центр занятости копии отчетности, направленной в налоговые органы.
Гражданин считается не обеспечившим самозанятость в случае государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, выхода из состава учредителей юридического лица, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 12 месяцев с момента получения финансовой помощи.
В п. 2.2. договора о содействии самозанятости указано, что обязанностями гражданина являются:
- организация и осуществление предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев с момента получения "финансовой помощи" в соответствии с экономическим обоснованием (бизнес-планом), подтверждающим эффективность избранного гражданином вида предпринимательской деятельности, получившего положительное заключение;
- использование финансовой помощи в соответствии с целевым назначением;
- не позднее 10 рабочих дней по истечении 12 месяцев с момента получения финансовой помощи представить в Центр занятости выписку из ЕГРИП, выданную не позднее 10 рабочих дней до истечения года с момента получения финансовой помощи, представлять по требованию центра занятости информацию и документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, представлять в Центр занятости копии годовой отчетности, представленной в налоговые органы.
Также в договоре предусмотрены условия возврата финансовой помощи гражданином в случае невыполнения условий договора и в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее 12 месяцев пропорционально периоду, в течение которого гражданин не выполнил свою обязанность по ведению предпринимательской деятельности.
Исходя из анализа норм бюджетного кодекса РФ, нормативных актов субъекта РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаты, осуществляемые центром занятости по договору о содействии самозанятости (иначе "финансовая помощь"), являются по существу своего назначения субсидией, определенной в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом данные выплаты (перечисления) производились центром занятости до возникновения затрат, то есть фактически в виде авансирования, что не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации и должны отражаться на соответствующих счетах бюджетного учета.
В соответствии с пп.1,4 статьи 9, п.2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п.3 Инструкции от 30.12.2008 N 148н, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами, отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 153 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, перечисленные учреждениями авансы должны учитываться на счете 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам".
Согласно п. 155 Инструкции зачет субсидий, имеющих целевое назначение, предоставленных организациям, согласно отчету о произведенных расходах, финансовым источником которых являются указанные субсидии, отражается по дебету счетов 030210830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", и кредиту счетов 020610660 "Расчеты по выданным авансам по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям".
Между тем, центром занятости в нарушение данных положений бюджетный учет по перечислению субсидий из средств федерального бюджета по предоставлению безработным гражданам на открытие собственного дела осуществлялся на счете 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" с одновременным списанием на финансовые результаты по счету 0 401 01 000 "Финансовый результата текущей деятельности учреждения" (без отражения данных операций на счетах авансирования).
Однако, согласно п.п. 217, 218 Инструкции от 30.12.2008 N 148н на счете 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" учитываются расчеты учреждения по платежам из бюджета с финансовыми органами на основании документов, приложенных к выписке со счета бюджета, предоставляемой финансовым органом соответствующим главным распорядителям (распорядителям) получателями средств бюджета.
Кроме того, по условиям договора предоставляемая финансовая помощь безработным гражданам имеет целевое назначение, в связи с чем, на центре занятости лежит обязанность по проверке целевого использования предоставляемой финансовой помощи.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что гражданин обязан не позднее 10 рабочих дней по истечении 12 месяцев с момента получения финансовой помощи представить в Центр занятости выписку из ЕГРИП, выданную не позднее 10 рабочих дней до истечения года с момента получения финансовой помощи, представлять по требованию центра занятости информацию и документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, представлять в Центр занятости копии годовой отчетности, представленной в налоговые органы.
Между тем, центром занятости в нарушение условий договора списание на финансовый результат производилось без наличия документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи.
Как установлено управлением по состоянию на 01.01.2011, документы, подтверждающие фактические затраты граждан на организацию собственного дела (произведенные в 2010 году), центром занятости не представлены и к регистрам бюджетного учета не приложены.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился в позицией управления о том, что центром занятости нарушен порядок ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и допущено искажение отчетности, выразившееся в не отражении дебиторской задолженности по предоставлению субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на общую сумму 8 173 200 руб.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Излишне уплаченная апеллятором жалобы госпошлина, подлежит возврату в соответствии со ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2011 года по делу N А60-18499/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости" (ОГРН 1026600580104, ИНН 6602007646) из федерального бюджета ошибочно уплаченную госпошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей по п/п 1711011 от 22.09.2011 года.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С. Н. Полевщикова |
Судьи |
Е. Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18499/2011
Истец: ГКУ центр занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости", ГУ занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости", ГУ занятости населения Свердловской области "Артемовский центр занятости" (государственное казенное учреждение службы занятости населения СО "Артемовский центр занятости")
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10548/11