г. Саратов |
|
|
Дело N А57-8696/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" ноября 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Камериловой В.А., Тимаева Ф.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Костоправова Ирина Анатольевна по доверенности N 01-4/49 от 06.06.2011,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Губин Сергей Владимирович по доверенности N 02-02/4 от 11.01.2011,
от муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" - Нежданов Сергей Александрович по доверенности б/н от 23.06.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение арбитражного суда Саратовской области от 26 августа 2011 по делу N А57-8696/2011,судья Алькова В.А.,
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов,
к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица:
муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова",
Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области,
о взыскании задолженности с субсидиарного должника,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г.Саратов с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Саратов" г.Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" г.Саратов, третьи лица: МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", г. Саратов, Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности основного долга муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району" в размере 1499690 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2011 г.. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Заявитель жалобы считает, что главным распорядителем средств бюджета города в отношении расходов, осуществляемых МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г.Саратова", могут выступать либо Комитет по ЖКХ, либо администрация Ленинского района г.Саратова.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, решением арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2007 года по делу N А57-16248/2006 на МУ "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г.Саратова", г.Саратов возложена обязанность произвести следующие ремонтные работы:
- произвести капитальный ремонт отмостки жилого дома N 15 по пр.Строителей, капитальный ремонт всех подъездов жилого дома N 15 по пр. Строителей, в том числе штукатурка и покраска лестничных клеток всех подъездов, побелка потолков лестничных клеток всех подъездов, ремонт электропроводки во всех подъездах;
- произвести капитальный ремонт отмостки жилого дома N 17 по пр. Строителей, капитальный ремонт цоколя жилого дома N 17 по пр. Строителей, капитальный ремонт всех подъездов жилого дома N 17 по пр. Строителей, в том числе штукатурка и покраска лестничных клеток всех подъездов, побелка потолков лестничных клеток всех подъездов, ремонт электропроводки во всех подъездах;
- произвести капитальный ремонт отмостки жилого дома N 19 по пр.Строителей, капитальный ремонт всех подъездов жилого дома N 19 по пр. Строителей, в том числе штукатурка и покраска лестничных клеток всех подъездов, побелка потолков лестничных клеток всех подъездов, ремонт электропроводки во всех подъездах;
- произвести капитальный ремонт отмостки и мягкой кровли жилого дома N 29 по пр.Строителей;
- произвести капитальный ремонт отмостки и мягкой кровли жилого дома N 29 А по пр.Строителей.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2010 года по делу N А57-16248/06 изменен способ и порядок исполнения решения суда от 28.12.2007 года и с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу истца взысканы денежные средства в размере 1499690 рублей.
На основании указанного судебного акта был выдан исполнительный лист серия АС N 001912792 на сумму 1499690 рублей.
В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный лист был направлен истцом в комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов". Письмом 19 мая 2011 года N 03-02/761 исполнительный лист возвращен без исполнения, в связи с отсутствием в комитете по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" лицевого счета, открытого МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова".
В связи с отсутствием добровольного исполнения судебного акта исполнительный лист серии АС N 001912792 был направлен для принудительного исполнения в Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области.
Постановлением Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области от 07.06.2011 года возбуждено исполнительное производство N 3549/11/46/64.
07 июня 2010 года, постановлением судебного пристава-исполнителя Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области Толмачева А. А. исполнительное производство N 3549/11/46/64 окончено, в связи с отсутствием у МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" имущества и денежных средств, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительный лист возвращен истцу.
Не исполнение МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" решения Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2007 г.. послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с законом (пункт 2 статьи 56, статьи 113, статьи 115, статьи 120, пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью.
В силу пункта 2 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Таким образом, объем правомочий учреждения ограничивается только денежными средствами, находящимися в распоряжении. В отношении имущества, в том числе приобретенного предприятием за счет приносящей доход деятельности, в силу статей 56, 115, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение лишено правомочий собственника.
Согласно пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Поскольку исполнительный лист серии АС N 001912792 до настоящего времени не исполнен, то истец обосновано на основании статей 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился с требованием о взыскании задолженности с собственника имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности.
МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" - должник по исполнительному листу является специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, и его имущество является собственностью города Саратова.
В соответствии с пунктом 3.2 решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов".
Согласно Положению о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 года N 19-172 (в редакции от 29.04.2009), Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы. К его функциям относится открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств, получение от главных распорядителей и получателей бюджетных средств отчетов по формам, установленным уполномоченными органами, об использовании средств бюджета города и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств, осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, осуществление функций главного администратора доходов бюджета города, представление в суде интересов казны города от имени муниципального образования "город Саратов".
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что разрешая такие споры, судам необходимо иметь ввиду, что на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент вынесения решения) главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Пунктом 12.1. части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции 30.12.2008 года) главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, в рассматриваемом случае является Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов". Следовательно, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности производится с муниципального образования "город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "город Саратов".
Аналогичная позиция изложена в постановлениях ФАС Поволжского округа от 02.09.2010 года по делу N А57-23581/2009, от 22.06.2010 года по делу N А57-23580/2009, от 24.03.2010 по делу N А57-10688/2009, от 19.05.2010 по делу N А57-4122/2009.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования о взыскании в порядке субсидиарной ответственности долга учреждения подлежат удовлетворению с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации г. Саратова за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
На основании пункта 12.1 части 1, пункта 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Исходя из основных задач и полномочий комитета, установленных Положением о Комитете, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 г.. N 19-172, вывод суда первой инстанции о том, что Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" является компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника муниципального учреждения, является обоснованным. Следовательно, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности производится с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова за счет средств казны города Саратова.
Доводы заявителя апелляционной жалобы изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку не подтверждены каким-либо доказательствами.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 августа 2011 года по делу N А57-8696/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8696/2011
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: МУ ДЕЗ по Ленинскому району, МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области