г. Челябинск |
|
07 ноября 2011 г. |
N 18АП-10410/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Арямова А.А.,
судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2011 по делу N А76-2997/2011 (судья Первых Н.А.),
В заседании приняли участие представители:
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области - Неволина Т.Н. (доверенность N 14 от 11.01.2011);
Фонда развития жилищного строительства "Ваш дом - Челябинск" - Фальковский В.В. (доверенность от 01.06.2011).
Фонд развития жилищного строительства "Ваш дом - Челябинск" (далее - Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предупреждения от 02.02.2011 N 04-26-470/1100 в части указания на противоречие пунктов 2.3.2 и 4.2.3 Устава "Фонда развития жилищного строительства "Ваш дом - Челябинск" Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2011 (резолютивная часть решения объявлена 19.08.2011) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предупреждение Управления в части указания на противоречие пунктов 2.3.3, 4.2.3 Устава "Фонда развития жилищного строительства "Вам дом - Челябинск" Закону N 7-ФЗ.
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что исходя из анализа п.2 ст.7, п.2 ст.24 Закона N 7-ФЗ, п.п.2.3.2, 4.2.3 Устава Фонда, предпринимательская деятельность должна быть связана только со строительством и продажей жилья. Осуществление деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с 01.01.2010 возможно только членами специализированных саморегулируемых организаций на основании лицензии. Осуществление строительства и продажи жилья предполагает осуществление организацией коммерческой деятельности, что противоречит целям создания некоммерческих организаций. Считает, что Фонд не вправе осуществлять собственное производство и услуги в виде строительства или продажи жилья в связи с установленными законодательством ограничениями в этих сферах деятельности.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением в период с 12.01.2011 по 01.02.2011 проведена плановая документальная проверка Фонда на предмет соответствия деятельности организации, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В ходе проверки установлено в том числе, что пунктами 2.3.2, 4.2.3 Устава определено право Фонда самостоятельно устанавливать цены на продукцию и тарифы на продукцию собственного производства и услуги за исключением случаев, установленных законодательством. При этом имущество организации образуется за счет выручки от реализации товаров и услуг. Указанные положения Устава признаны Управлением нарушающими положения ст.7 Закона N 7-ФЗ.
По итогам проверки составлен акт проверки от 01.02.2011, а также вынесено предупреждение N 04-26-470/110 от 02.02.2011 об устранении до 15.03.2011 в том числе указанного нарушения.
Фонд, считая незаконным предупреждение в части указания на противоречие пунктов 2.3.2 и 4.2.3 Устава Фонда действующему законодательству, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренной части предупреждения.
Выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют закону.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, в силу указанной нормы требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей административного производства.
В силу п.п.1, 3 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со статьей 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.7 Закона N 7-ФЗ, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.
Согласно п.1 ст.2 Закона N 7-ФЗ, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (пункт 2 статьи 2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.24 Закона N 7-ФЗ. некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
В силу пункта 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Из материалов дела следует, что "Фонд развития жилищного строительства "Ваш дом - Челябинск" является некоммерческой организацией, в связи с чем, целью его создания не может являться извлечение прибыли (ст.ст.50, 118 Гражданского Кодекса российской Федерации и ст.2 Закона N 7-ФЗ, п.2.1 и 2.2 Устава Фонда). При этом, целями деятельности Фонда является: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу; аккумулирование добровольных взносов предприятий и организаций, предназначенных на жилищное строительство; поддержание участия граждан в финансировании строительства или приобретении жилья; эффективное использование средств на формирование рынка жилья как условие перемещения рабочей силы из регионов с высоким уровнем безработицы; содействие развитию производственной базы домостроения и обеспечение районов жилой застройки объектами инженерно - транспортной инфраструктуры; развитие конкуренции в сфере жилищного строительства; содействие проведению государственной и муниципальной политики в отношении жилищного строительства и реконструкции жилого фонда в городе Челябинске; разработка программ и проведение мероприятий, обеспечивающих поддержку жилищного строительства и реконструкции жилого фонда города Челябинска, содействие выполнению международных программ в этой области; содействие формированию образовательных, культурно - просветительных и информационных структур в плане поддержки жилищного строительства и реконструкции жилого фонда города Челябинска; содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций в жилищное строительство и реконструкцию жилого фонда города Челябинска, а также развитию сотрудничества между общественными и иными структурами в этой области; содействие увеличению объемов и повышению качества жилищного строительства, реконструкции жилого фонда, перестройке производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне, совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
В силу положений пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ, Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение указанных целей.
Положениями пунктов 2.3.2 и 4.2.3 установлено, что для достижения целей и задач, предусмотренных его уставом, Фонд вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию и тарифы на продукцию собственного производства и услуги за исключением случаев, установленных законодательством. При этом имущество Фонда образуется, в том числе, за счет выручки от реализации товаров, работ и услуг.
Такая формулировка положений Устава Фонда полностью соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 7-ФЗ, в связи с чем, оспоренное предупреждение в части вывода о несоответствии указанных положений Устава требованиям Закона N 7-ФЗ, а также в части предложения внести в Устав соответствующие изменения, следует признать необоснованным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно определенных ограничений, устанавливаемых законом для деятельности по выполнению инженерных изысканий, осуществлению проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также продаже жилья подлежат отклонению как не имеющие отношения к предмету спора, поскольку рассматриваемые положения Устава Фонда какой-либо ссылки на осуществление Фондом такой деятельности не содержат.
Поскольку предупреждение Управления в оспоренной части необоснованно возлагает на заявителя обязанность по внесению изменений в учредительные документы, а также ведет к ограничению прав заявителя на осуществление предусмотренной законом и Уставом деятельности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недействительности указанной части распоряжения.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2011 по делу N А76-2997/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б.Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2997/2011
Истец: развития жилищного строительства "Ваш дом-Челябинск", Некоммерческая организация "Фонд развития жилищного строительства "Ваш дом - Челябинск"
Ответчик: Главное управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10410/11