г. Чита |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А19-14022/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения "Кобляковская средняя школа" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 сентября 2011 года по делу N А19-14022/2011 по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения "Кобляковская средняя школа" (ОГРН 1023802317307 ИНН 3823029410) к Отделу надзорной деятельности г. Братска и Братского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Иркутской области об отмене постановления от 07.07.2011 г.. N 2-13-1043 о назначении административного наказания (суд первой инстанции Шубина Т.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: не явились, извещены;
установил:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Кобляковская средняя общеобразовательная школа" (далее - МОУ "Кобляковская СОШ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об отмене постановления Отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района (далее - административный орган, ответчик) от 07.07.2011 N 2-13-1043 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Иркутской области от 7 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом первой инстанции установлено нарушение учреждением Требований пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 N 313. Факт наличия нарушений учреждением в ходе составления протокола от 23.06.2011 N 2-13-1043 не оспаривался. Доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых мер для устранения вменяемого правонарушения, в материалах дела отсутствуют. Обращения к Мэру Братского района (письма от 20.06.2010 и от 12.05.2009) по вопросу ремонта пожарного водоема не свидетельствуют об исполнении возложенной на учреждение обязанности по соблюдению норм пожарной безопасности. Проверка была проведена 23.06.2011, в рамках периода, указанного в распоряжении от 30.05.2011 N 70. Наказание административным органом назначено в минимальном размере, установленном частью 2 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации. Правонарушение совершенно в области пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (согласно Решению Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности N 6 от23.05.2011), с учетом специфики деятельности учреждения (средняя общеобразовательная школа), степень его потенциальной общественной опасности не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным и применить положения статьи 2.9 КоАП.
Не согласившись с решением суда первой инстанции МОУ "Кобляковская СОШ" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указано, что судом первой инстанции не изучены, не исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследована законность и обоснованность оспариваемого постановления. По мнению заявителя апелляционной жалобы, выявленные нарушения требований пожарной безопасности изначально квалифицированы не верно. Судом не учтено, что срок проведения проверки, установленный в распоряжении органа государственного контроля N 70 от 30.05.2011 превышает допустимый, в распоряжении о проведении проверки отсутствует дата начала и дата окончания проведения проверки. МОУ "Кобляковская СОШ" является бюджетным учреждением, финансируется за счет местного бюджета в порядке сметного финансирования и самостоятельно не в силах осуществить устранение нарушений, требующих значительных финансовых затрат. Школа неоднократно обращалась с ходатайствами к собственнику имущества об оказии помощи, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами. Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ при рассмотрении апелляционной жалобы истек, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен 23 июня 2011 года.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 12.10.2011 15:25:13 МСК.
Представитель МОУ "Кобляковская СОШ" в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Представитель Отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 23.06.2011 должностным лицом Отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района на основании распоряжения главного государственного инспектора по г. Братску и Братскому району по пожарному надзору от 30.05.2011 N 70 проведена плановая выездная проверка исполнения требований пожарной безопасности МОУ "Кобляковская СОШ".
В ходе проверки административным органом были выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, в том числе:
- второй эвакуационный выход из здания школы первого этажа во двор школы забит, на пути к выходу установлена металлическая раздевалка, препятствующая свободной эвакуации, в тамбуре на эвакуационном выходе (втором), установлен пожарный щит, чем нарушены п. 51,52,53 Правил пожарной безопасности 01-03;
- пожарный водоем, расположенный на территории школы находится в нерабочем состоянии (отсутствует вода, трещина в корпусе), чем нарушены ст. 62 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе N 2-13-1043 от 23.06.2011.
По итогам рассмотрения административного дела 07.07.2011 Отделом ГПН вынесено постановление N 2-13-1043 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Рассмотрев дело по существу и отказав заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, на основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Как следует из совокупности приведенных норм КоАП РФ и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенное соответствует правовым позициям, выраженным в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года N 8908/03 и от 28 апреля 2009 года N 13798/08.
Согласно пункту 1 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196, к общеобразовательным учреждениям относятся: начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); лицей
На основании пунктов 6, 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Согласно пункту 3.2 Устава Муниципальное общеобразовательное учреждение "Кобляковская средняя общеобразовательная школа" является некоммерческой организацией, основными задачами которого являются:
-охрана и укрепление здоровья обучающихся;
- развитие личности, ее самореализации и самоопределения;
- формирования у обучающихся современного уровня знаний
- осознанного выбора профессии.
С учетом положений статей 27, 29 и 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также принимая во внимание фактические обстоятельства дела, статус заявителя, характер и цели его деятельности, суд апелляционной инстанции полагает, что совершенное административное правонарушение не связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем, рассматриваемый спор не может быть рассмотрен по существу арбитражным судом.
Делая подобный вывод, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать также на следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П, данное конституционное право - право на законный суд - является необходимой составляющей закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда. Этим конституционным предписаниям корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, прежде всего Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, обязывающие государства обеспечивать каждому защиту его прав путем справедливого разбирательства дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона компетентным, то есть обладающим соответствующими полномочиями по рассмотрению конкретного дела в силу установленных законом правил подведомственности и подсудности, судом.
Таким образом, рассмотрение судом первой инстанции настоящего дела по существу свидетельствует о нарушении конституционного права на законный суд.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 этого Кодекса прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции. В других случаях прекращению подлежит производство по апелляционной жалобе.
В рассматриваемом случае дело об оспаривании постановления Отдела МЧС о назначении административного наказания изначально не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и прекращения производства по делу (пункт 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Одновременно суд апелляционной инстанции считает необходимым разъяснить Муниципальному общеобразовательному учреждению "Кобляковская средняя общеобразовательная школа", что оно вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 268, частью 3 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2011 года по делу N А19-14022/2011 отменить. Производство по делу прекратить.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14022/2011
Истец: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Кобляковская средняя общеобразовательная школа"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4269/11
26.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6497/11
14.12.2011 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6180/11
07.11.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4269/11
07.09.2011 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-14022/11