г. Пермь |
|
22 июля 2010 г. |
N 17АП-6582/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей: Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.
при участии:
от заявителя Муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Гарант" - Пятунина А.Г., паспорт 57 03 N 843309, доверенность от 02.04.2010
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю - Плотникова Л.Б., паспорт 57 04 N 291973, доверенность N 29 от 31.12.2009
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 мая 2010 года
по делу N А50-4876/2010,
принятое судьей Виноградовым А.В.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Гарант"
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю
о признании ненормативного правового акта недействительным
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Коммунального хозяйства "Гарант" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными действий по выставлению 178 инкассовых поручений от 16.02.2010 N 1590-1703, 1705-1767, от 09.03.2010 N 1704 о взыскании налогов, пеней, штрафных санкций на общую сумму 11 018 761,76 руб., обязании налоговый орган отозвать незаконно направленные инкассовые поручения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2010 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконными действия инспекции по выставлению 178 инкассовых поручений от 16.02.2010 N 1590-1703, 1705-1767, от 09.03.2010 N 1704 о взыскании налогов, пеней, штрафных санкций на общую сумму 11018761,76 руб.
Обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и отозвать направленные в Пермский филиал "НОМОС-БАНК" (ОАО) инкассовые поручения от 16.02.2010 N 1590-1703, 1705-1767, от 09.03.2010 N 1704.
В порядке распределения судебных расходов суд взыскать налогового органа в пользу МУП "КХ Гарант" государственную пошлину в сумме 4000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и на неполное выяснение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
В частности, заявитель жалобы указывает о том, что судом не учтено, что 01.07.2007 редакция ст. 46 и 47 НК РФ предусматривала единый 60-ти дневный срок, в пределах которого налоговые органы имели право взыскать налог без обращения в суд.
После 01.01.2007 г. в статьях 46 и 47 НК РФ установлены сроки как для вынесения решения о взыскании налога, а также для принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества.
Таким образом, заинтересованное лицо приходит к выводу о том, что, своевременно начав процедуру бесспорного взыскания налога путем вынесения инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств, она должна быть продолжена путем направления соответствующих инкассовых поручений, что позволяет налоговому органу произвести перевыставление своевременно направленных в банк платежных поручений в пределах 1 года.
Кроме этого, инспекция полагает, что судом не принято во внимание тот факт, что предприятие признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Учитывая, что даты окончания налоговых и отчетных периодов по налогам наступили после даты принятия судом заявления о признании должника банкротом, данные платежи являются текущими, и требования по ним не включаются в реестр требований кредиторов, а подлежат взысканию в порядке, установленном НК РФ.
Предприятием представлен отзыв на апелляционную жалобу, из которого усматривается согласие с судебным актом в связи с правильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, представитель предприятия - возражения на нее.
Законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, Определением арбитражного суда Пермского края от 17.08.2008 по делу N А50-13409/2008 было принято заявление о признании предприятия банкротом и в отношении него введена процедура наблюдения.
Решением арбитражного суда Пермского края от 30.11.2009 заявитель признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
В связи с тем, что первоначальные инкассовые поручения, предъявленные инспекцией к расчетным счетам предприятия, были возвращены кредитным учреждением без исполнения из картотеки N 2, в связи с закрытием расчетных счетов налогоплательщиком, 16.02.2010 инспекция направила в Пермский филиал "НОМОС-БАНКа" (ОАО), в частности, 178 инкассовых поручений от 16.02.2010 и 09.03.2010 N 1704 о взыскании с МУП "КХ Гарант" налогов, пеней, штрафов на общую сумму 11 111 266 руб. 34 коп., что подтверждается копиями реестров о передаче документов в банк от 16.02.2010 и N 3687, 3690, 3691, 3692.
Согласно сведениям, содержащимся в выставленных инкассовых поручениях, указанные в них суммы налогов, пеней и штрафов были начислены налогоплательщику на основании решений налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках" от 15.12.2009, от 11.12.2009, от 19.11.2009, от 02.12.2009, от 14.10.2009, от 01.10.2009, от 16.09.2009, от 31.08.2009, от 27.08.2009, от 15.08.2009, от 02.08.2009, от 19.07.2009, от 23.06.2009, от 30.03.2009, от 30.04.2009, от 15.04.2009, от 01.06.2009, от 22.12.2008, от 29.04.2009, от 21.04.2009, от 20.04.2009, от 20.03.2009, от 28.10.2008, от 07.04.2009, от 20.02.2009, от 16.12.2008, от 02.02.2009, от 09.02.2009, от 18.11.2008, от 15.10.2008 (л. д. 26, 27).
Указанные решения были вынесены инспекцией в связи с неисполнением требований об уплате налога на добавленную стоимость за 3,4, кварталы 2008, 1,2,3 кварталы 2009 года; налога на прибыль за 9 месяцев 2008 г., 2008 г., полугодие, 9 месяцев 2009 г., налога на имущество за 2008 г., 1,2,3 кварталы 2009 г., транспортного налога за 2008 г., 1,2,3, кварталы 2009 г., земельного налога за 1,2,3, кварталы 2009 г., единого социального налога за 2008 г.., 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2009 г., ЕНВД за 4 квартал 2008 г..
Общество, не согласившись с выставлением данных инкассовых поручений, оспорило действия инспекции в судебном порядке.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемые действия по выставлению инкассового поручения не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, поскольку инспекцией пропущены сроки для принудительного взыскания спорной суммы задолженности.
Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 НК РФ.
Как установлено в ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 Кодекса).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 Кодекса).
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 46 НК РФ).
В силу п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Судом установлено, что действия налогового органа по первоначальному выставлению инкассовых поручений совершены в пределах установленного срока.
Вместе с тем, действия по перевыставлению 16.02.2010 и 09.03.2010 инкассовых поручений на расчетный счет N 40702810002720152701, открытый 14.01.2010 в Пермском филиале "НО-МОС-БАНК" на взыскание 11 018 761,76 руб. совершены на основании тех же решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств (от 15.12.2009, от 11.12.2009, от 19.11.2009, от 02.12.2009, от 14.10.2009, от 01.10.2009, от 16.09.2009, от 31.08.2009, от 27.08.2009, от 15.08.2009, от 02.08.2009, от 19.07.2009, от 23.06.2009, от 30.03.2009, от 30.04.2009, от 15.04.2009, от 01.06.2009, от 22.12.2008, от 29.04.2009, от 21.04.2009, от 20.04.2009, от 20.03.2009, от 28.10.2008, от 07.04.2009, от 20.02.2009, от 16.12.2008, от 02.02.2009, от 09.02.2009, от 18.11.2008, от 15.10.2008), за рамками предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ двухмесячного срока.
Как следует из пунктов 3, 4 и 7 статьи 46 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007), начатая налоговым органом процедура бесспорного взыскания налога должна быть продолжена путем направления соответствующего поручения в банк, а затем и вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика-организации, если на счетах налогоплательщика в банке недостаточно или отсутствуют денежные средства или отсутствует информация о счетах налогоплательщика.
То есть статья 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 НК РФ.
Поэтому налоговый орган, своевременно приняв предусмотренное пунктом 2 статьи 46 НК РФ решение о взыскании, обязан довести до конца начатую им процедуру бесспорного взыскания недоимки по налогу, включая направление поручения в банк, а также вынесение - при необходимости - решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика-организации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что первоначальные инкассовые поручения своевременно направленные в банк находились в картотеке N 2 в связи с отсутствием денежные средства на расчетных счетах общества.
Между тем, налоговый орган в порядке п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ не предпринял меры для вынесения Решения о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, в пределах сумм, указанных в требованиях, а перевыставил инкассовые поручения за пределами сроков, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ, которые снова были помещены в картотеку N 2.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия налогового органа признается незаконными, если установлено их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нарушение налоговым органом процедуры бесспорного взыскания имеющейся задолженности по налогам влечет признание данных действий незаконными, как не соответствующие процессуальным требования налогового законодательства.
Перевыставление на счет налогоплательщика в банке инкассовых поручений на списание недоимок по налогам, являющегося принудительным взысканием денежных средств, одним из существенных условий для применения которого предусмотрено ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств налогоплательщика, по истечении срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, независимо от причин пропуска, является недопустимым.
Действия инспекции, направленные на изъятие денежных средств общества во внесудебном порядке и совершенные с нарушением закона, нарушают право собственности общества и подлежат признанию незаконными.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий инспекции по выставлению 178 инкассовых поручений от 16.02.2010 N 1590-1703, 1705-1767, от 09.03.2010 N 1704 о взыскании налогов, пеней, штрафных санкций на общую сумму 11018761,76 руб.
Довод инспекции о том, что необходимо применять годичный срок для взыскания недоимки, рассмотрен арбитражным апелляционным судом и подлежит отклонению, так как инспекция в рассматриваемом деле минуя стадию взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика без вынесения решения по ст. 47 НК РФ, распространяет годичный срок на статью 46 НК РФ (взыскание задолженности за счет денежных средств), в то время как указанный срок установлен в ст. 47 НК РФ.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 мая 2010 года по делу N А50-4876/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Полевщикова |
Судьи |
Г. Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4876/2010
Истец: МУП коммунального хозяйства "Гарант", МУП КХ "Гарант"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по ПК, МИФНС России N2 по Пермскому краю