Пермь |
|
25 апреля 2007 г. |
N 17АП-2409/07-АК |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей: Нилоговой Т.С., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2007 г..
по делу N А50-20250/2006-А11, принятое судьей Вшивковой О.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергострой"
к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Пермскому краю
о признании недействительным решения в части,
при участии:
от заявителя - Калинин О.В., представитель по доверенности,
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Энергострой" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС РФ N 2 по Пермскому краю от 01.11.2006 г.. за N 13.97 в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога, по ст.123 НК РФ за неполное перечисление суммы налога, подлежащего удержанию и в части предложения уплатить ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и пени.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.02.2007 г.. заявленные требования удовлетворены частично - оспариваемое решение налогового органа признано незаконным в части касающейся взыскания штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 6 485,29 руб., по ст.123 НК РФ в сумме 2 737,80 руб., доначисления ЕСН в сумме 26 695,87 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 5 730,58 руб. и пени - 6 533,73 руб., поскольку имеющимися в деле документами не доказан размер налоговой базы, с которой налоговым органом доначислены налоги. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано.
МИ ФНС РФ N 2 по Пермскому краю с решением суда первой инстанции не согласна в части удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение норм материального права.
ООО "Энергострой" в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 268 АПК РФ, только в обжалуемой части, при отсутствии возражений сторон.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителя по делу, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ООО "Энергострой" по вопросам соблюдения налогового законодательства правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст.224 НК РФ за период с 01.01.2003 г.. по 30.04.2006 г.., ЕСН за период с 01.01.2003 г.. по 31.12.2005 г.. и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 г.. по 31.12.2005 г.., составлен акт от 30.06.2006 г.. N 13.97/9729дсп (л.д.49-62 т.1).
На основании указанного акта, налоговым органом вынесено решение от 01.01.2006 г.. N 13.97, в том числе, о доначислении ЕСН за 2003-2005 г..г. в сумме 26 695, 87 руб., страховых взносов на ОПС в сумме 5 730,58 руб., соответствующих пени в общей сумме 6 533,73 руб. и привлечении общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штраф в сумме 6 485,29 руб., по ст.123 НК РФ в сумме 2 769,60 руб. (л.д.9-20 т.1)
Основанием для доначисления вышеуказанных налогов и привлечения к налоговой ответственности послужили факты неполной уплаты обществом ЕСН за 2003-2005 г..г. в результате занижения налоговой базы, а также неполного е перечисления сумм НДФЛ (налоговый агент).
Удовлетворяя заявленные требования общества частично и, признавая оспариваемое решение налогового органа незаконным в части в части касающейся взыскания штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 6 485,29 руб., по ст.123 НК РФ в сумме 2 737,80 руб., доначисления ЕСН в сумме 26 695,87 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 5 730,58 руб. и пени - 6 533,73 руб., суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не был установлен точный размер дохода, полученный работниками и от суммы которого был исчислен налог, а, следовательно, и размер штрафных санкций по п.1 ст.122, ст.123 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано.
Решение суда первой инстанции в оспариваемой части соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", объектами обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Положениями ст. 226 НК РФ закреплена обязанность работодателей (налоговых агентов), выплачивающих доходы налогоплательщикам, исчислить, удержать из доходов налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 123 НК РФ в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, с последнего взыскиваются штрафные санкции в размере 20% от суммы подлежащего удержанию и перечислению налога.
Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов установлена п. 2 ст. 27 Закона о пенсионном страховании.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, налоговым органом неправомерно доначислен НДФЛ и страховые взносы в отношении работников ООО "Энергострой", поскольку сумма доходов, выплаченных им, подлежащая удержанию и перечислению в бюджет и не включенная в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определена налоговым органом на основании свидетельских показаний. Из протоколов допроса от 24.08.2006 г.. Коровкина С.И. (л.д.28 т.1) и других работников общества (л.д.47-58 т.2), следует, что сумма полученных ими доходов названа приблизительно. Иного налоговым органом в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, сборы и в каком порядке он должен платить. Реализуя волю законодателя, налоговые органы обязаны на основании конкретных доказательств, полученных в результате проверки, определить сумму налога, подлежащую, по их мнению, внесению в бюджет налогоплательщиком за определенный налоговый период. Иными словами, решение налогового органа по результатам проверки должно быть обоснованно и подтверждено надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии у налогоплательщика в соответствующем периоде объекта налогообложения, обязанностей по удержанию и перечислению налога, иных законодательно установленных обязанностей, неисполнение которых влечет негативные последствия в виде доначисления налогов, пени и привлечение к налоговой ответственности.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе определять суммы налога, подлежащие внесению в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, предусмотренных данным подпунктом, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Данные положения необходимо применять и при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Расчет, согласно которому налоговым органом определена сумма полученных работниками общества доходов, не включенных в базу для исчисления НДФЛ, ЕСН и страховых взносов, не отвечает требованиям налогового законодательства, вследствие чего сумма заниженных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также сумма НДФЛ, подлежащего удержанию с указанных работников и перечислению в бюджет, определена налоговым органом неверно.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал решение налогового органа в оспариваемой части неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы о невключении обществом суммы реальной заработной платы в налоговую базу налогоплательщиков, что повлекло привлечение общества к налоговой ответственности по ст.123, п.1 ст.122 НК РФ и доначислении налогов и страховых взносов, апелляционным судом отклоняются, поскольку налоговым органом неподтвержденный материалами дела расчет реального дохода.
Ссылка налогового органа о том, что в резолютивной части оспариваемого решения суда первой инстанции сумма пени указана в размере 3 111,44 руб. не нашла своего подтверждения (л.д.104 т.2).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, а также для удовлетворения апелляционной жалобы - не имеется.
В силу ст.110 АПК РФ с налогового органа за рассмотрение апелляционной жалобы следует взыскать госпошлину в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2007 г.. по делу N А50-20250/2006-А11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Т.С.Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20250/2006
Истец: ООО "Энергострой"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Пермскому краю, Межрайонная ИФНС России N2 по Пермскому краю, МИФНС России N2 по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2409/07