г. Челябинск |
|
07 ноября 2011 г. |
N 18АП-10563/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Бабкиной С.А., Ершовой С.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочневой М.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.08.2011 по делу N А47-5675/2011 (судья Мирошник А.С.).
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - Шаламова А.В. (доверенность от 14.10.2010), Огурцов С.А. (доверенность от 07.04.2011), Абросимов С.А. (доверенность от 28.06.2011);
муниципального учреждения "Центр социальных выплат города Оренбурга" - Жукова Л.А. (доверенность от 26.07.2011).
Муниципальное учреждение "Центр социальных выплат города Оренбурга" (далее - МУ "ЦСВ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - МИФНС России N 10 по Оренбургской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения регистрирующего органа от 24.05.2011 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы МУ "ЦСВ" и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.08.2011 требования истца удовлетворены, решение регистрирующего органа от 24.05.2011 признано незаконным, суд обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С указанным судебным актом не согласилась МИФНС России N 10 по Оренбургской области и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований МУ "ЦСВ" отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы регистрирующий орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что Общероссийским классификатором организационно-правовых форм (далее - ОКОПФ) не предусмотрена указанная МУ "ЦСВ" в заявлении по форме N Р13001 организационно-правовая форма - "муниципальное казенное учреждение". Податель жалобы ссылается на письма Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2011 N Ак-01-21/99 "О казённых учреждениях" и Управления Федерального казначейства по Оренбургской области (далее - УФК по Оренбургской области) от 13.09.2011 N 04-10/3152, согласно которым до утверждения и введения в действие новой редакции ОКОПФ при прохождении казёнными учреждениями государственной регистрации в переходный период используются коды 72 - "бюджетные учреждения" и 81 - "учреждения". Поскольку на данный момент организационно-правовая форма "казённое учреждение" УФК по Оренбургской области не используется, у регистрационного органа отсутствовали основания для государственной регистрации вносимых истцом изменений. Регистрирующий орган также ссылается на ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений", установившую переходный период до 01.07.2012, в течение которого федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения, применяются к казённым учреждениям в части, не противоречащей указанному Федеральному закону. Кроме того, указывает на отсутствие технической возможности самостоятельного внесения в Единый государственный реестр юридических лиц организационно-правовой формы, не содержащейся в ОКОПФ.
В своем отзыве на апелляционную жалобу заявитель полагает доводы регистрирующего органа необоснованными, считает, что отсутствуют основания для отмены решения арбитражного суда. МУ "ЦСВ" указывает, что при внесении изменений в сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица, в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), лист А заполняется в точном соответствии с учредительными документами в новой редакции либо с изменениями в учредительные документы, представленными для государственной регистрации. Заявление формы N Р13001 не имеет ссылки на то, что организационно-правовая форма должна быть заполнена в соответствии с ОКОПФ. Изменения в Устав МУ "ЦСВ" были внесены на основании Постановлении администрации города Оренбурга от 01.03.2011 N 1131-п "О создании муниципального казённого учреждения "Центр социальных выплат города Оренбурга", принятого в соответствии со ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Указанное регистрирующим органом письмо Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2011 N Ак-01-21/99 "О казённых учреждениях" не может являться правовым основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Заявитель считает, что при подаче документов для государственной регистрации предоставил полную и достоверную информацию и с соблюдением всех норм действующего законодательства.
Судебное заседание проводилось путем использования систем видеоконференц-связи в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МИФНС России N 10 по Оренбургской области заявил о своем несогласии с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просил судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Представитель заявителя полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 184, п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отказано в приобщении к материалам дела писем УФК по Оренбургской области от 13.09.2011 N 04-10/3152 и Федеральной службы государственной статистики от 19.09.2011 N 08-02-05-4282, поскольку ходатайство о приобщении к материалам дела указанных документов суду первой инстанции не заявлялось, кроме того, они датированы позже даты вынесения судом обжалуемого судебного акта и не могли быть известны суду первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением Администрации города Оренбурга от 01.03.2011 N 1131-п создано муниципальное казенное учреждение "Центр социальных выплат города Оренбурга" (далее - МКУ "ЦСВ") путем изменения типа существующего МУ "ЦСВ".
В соответствии с приказом Управления социальной защиты населения администрации города Оренбурга от 18.04.2011 N 128-к утвержден Устав МКУ "ЦСВ" и определен срок для проведения мероприятий по государственной регистрации МКУ "ЦСВ" и Устава МКУ "ЦСВ" в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц - до 01.06.2011.
Заявитель 17.05.2011 обратился МИФНС России N 10 по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы МУ "ЦСВ".
Для регистрации изменений, внесенных в Устав, в регистрирующий орган заявителем представлены:
- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);
- заверенный Устав МКУ "ЦСВ";
- заверенный приказ от 18.04.2011 N 128-к "О создании МКУ "ЦСВ";
- платежное поручение N 0069677 об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
На странице 4 листа А "Сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица" заявления по форме N Р13001 заявитель указал организационно-правовую форму - "муниципальное казенное учреждение" (п. 1.1) и полное наименование юридического лица - "Муниципальное казенное учреждение "Центр социальных выплат города Оренбурга" (п. 1.2).
24.05.2011 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации данных изменений в соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с непредставлением заявителем документов, определенных п. 1 ст. 17 указанного Закона.
Заявитель, не согласившись с данным решением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к следующим выводам: вносимые в Устав изменения, связанные с изменением наименования заявителя и его организационно-правовой формы, соответствуют требованиям Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; отсутствие в ОКОПФ такой организационно-правовой формы как "муниципальное казённое учреждение" не может являться основанием для вывода о том, что заявление формы N Р13001 не представлено, в связи с чем, принятое регистрирующим органом решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав МУ "ЦСВ", не соответствует законодательству.
Выводы суда первой инстанции апелляционная коллегия полагает верными по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения регистрирующего органа незаконным необходимо установить наличие двух обстоятельств: несоответствие такого решения действующему законодательству и нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" (введённой Федеральным законом N 83-ФЗ от 08.05.2010) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казённые.
Согласно ст. 7.1 указанного Закона (введённой Федеральным законом N 83-ФЗ от 08.05.2010) при изменении типа муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что МКУ "ЦСВ" образовано в соответствии с постановлением Администрации города Оренбурга от 01.03.2011 N 1131-п путем изменения типа существующего МУ "ЦСВ". Устав МКУ "ЦСВ" утвержден в соответствии с приказом Управления социальной защиты населения администрации города Оренбурга от 18.04.2011 N 128-к, и определен срок для проведения мероприятий по государственной регистрации МКУ "ЦВС" и Устава МКУ "ЦСВ" в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц - до 01.06.2011.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (п. 1 ст. 1 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с п. 4, 6 ст. 5 Закона о государственной регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных для государственной регистрации.
Согласно п. 1.1 и 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Формы заявлений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению", в том числе заявление по форме N Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", предусматривающее указание организационно-правовой формы и полное наименование юридического лица (лист А). Данный лист заполняется в соответствии с требованиями подпункта "а" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации в точном соответствии с учредительными документами в новой редакции либо с изменениями, внесенными в учредительные документы, представляемые для государственной регистрации.
Государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными гл. VI Закона о государственной регистрации.
Согласно ст. 17 названного Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
Заявителем для регистрации изменений, внесенных в устав 17.05.2011, в регистрирующий орган были сданы следующие документы: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001); заверенный Устав МКУ "ЦСВ"; заверенный приказ от 18.04.2011 N 128-к "О создании МКУ "ЦСВ"; платежное поручение N 0069677 об оплате государственной пошлины.
В заявлении формы N Р13001 (лист А) заявитель указал новую организационно-правовую форму учреждения как "муниципальное казённое учреждение" и новое полное наименование юридического лица - "муниципальное казённое учреждение "Центр социальных выплат города Оренбурга".
Согласно требованию, указанному в заявлении формы N Р13001 при заполнении п. 1 страницы 4 листа А формы данного заявления пункт, содержащий сведения о вносимых изменениях, заполняется в соответствии с требованиями подпункта "а" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации, то есть в точном соответствии с учредительными документами в новой редакции либо с изменениями, внесенными в учредительные документы, представленными для государственной регистрации.
В силу ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган 24.05.2011 принял решение об отказе в государственной регистрации внесенных заявителем изменений в учредительные документы, указав, что такая организационно-правовая форма как "муниципальное казённое предприятие" не предусмотрена ОКОПФ, в связи с чем заявление заполнено неверно и считается не представленным.
Однако, такого основания как отсутствие в ОКОПФ организационно-правовой формы "муниципальное казённое предприятие" для отказа в государственной регистрации, Законом о государственной регистрации не предусмотрено.
Так, согласно новой утвержденной редакции Устава МКУ "ЦСВ" полное наименование заявителя - муниципальное казённое учреждение "Центр социальных выплат города Оренбурга".
Поскольку Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", предусматривается создание муниципальным образованием казённых учреждений, данный тип и наименование заявителя не противоречит положениям указанного Закона, в связи с чем, указание регистрирующего органа на то, что заявителем неверно заполнено заявление формы N Р13001, является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что ОКОПФ принят Постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 30.03.1999 N 97 "О принятии и введении в действие Общероссийских классификаторов" и предназначен для формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах и т.п.
Однако действующим законодательством не предусмотрено, что заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица формы N Р13001, должно быть заполнено в соответствии с ОКОПФ.
Таким образом, оценив представленные регистрирующему органу документы, исходя из норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции полагает верным вывод арбитражного суда о том, что требования, предусмотренные ст. 17 Закона о государственной регистрации о предоставлении необходимого пакета документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявителем выполнены, следовательно, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации вносимых изменений в учредительные документы, является неправомерным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письма Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2011 N Ак-01-21/99 "О казённых учреждениях" и УФК по Оренбургской области от 13.09.2011 N 04-10/3152, согласно которым до введения в действие новой редакции ОКОПФ при прохождении казёнными учреждениями государственной регистрации целесообразно использовать код бюджетных организаций, является не состоятельной, поскольку указанные документы не могут служить правовым обоснованием принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации, поскольку не имеют силу закона или нормативно-правового акта. Кроме того, указанные рекомендации даны регистрирующему органу с целью обеспечения надлежащей регистрации таких учреждений.
Следует учитывать, что само по себе отсутствие у регистрирующего органа технической возможности осуществить надлежащим образом регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, не является основанием для отказа в такой регистрации.
Регистрирующим органом нарушено право заявителя при осуществлении хозяйственной деятельности указывать свою организационно-правовую форму в соответствии с учредительными документами.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.08.2011 по делу N А47-5675/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5675/2011
Истец: "Центр социальных выплат города Оренбурга"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области