город Омск |
|
03 ноября 2011 г. |
Дело N А70-5413/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Грязниковой А.С., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8235/2011) общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24 августа 2011 года по делу N А70-5413/2011 (судья Демидова Е.Ю.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194) к закрытому акционерному обществу "СМП-280" (ОГРН 1027200818920, ИНН 7203047511) о взыскании 6 484 894 руб., 93 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Тюмень Водоканал" - представитель Клаузер Л.Ю. по доверенности N 299 от 05.04.2011,
от ЗАО "СМП-280" - представитель Шутова И.В. по доверенности от 17.06.2011, представитель Дубовик А.Н. по доверенности от 14.07.2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал") 06.06.2011 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к закрытому акционерному обществу "СМП-280" (далее - ЗАО "СМП-280") о взыскании 6 245 214 руб. 58 коп. задолженности по договору N 123/09 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения, 239 680 руб. 35 коп. неустойки.
Исковые требования со ссылками на статьи 779, 309, 310, 312, 314 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) мотивированы тем, что ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по оплате услуги по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.08.2011 по делу N А70-5413/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судом решения, ООО "Тюмень Водоканал", в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
ЗАО "СМП-280" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Тюмень Водоканал" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Считает взимание платы по договору обоснованным, так как сетями не может являться отдельный трубопровод, к которому подключается застройщик, в данном случае - ответчик. Сеть - это совокупность трубопроводов и других сооружений. Сети относятся к коммуникациям. В инвестиционной программе истца предусматриваются мероприятия по увеличению мощности и нагрузки в связи с подключением к сетям.
Представители ЗАО "СМП-280" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "СМП-280" на земельном участке, отведенном распоряжением N 1083/14-3 от 14.06.2002 для размещения многоэтажного 200 кв. жилого дома в границах улиц М.Горького-С.Щедрина-А.Матросова-Тарская, построен двенадцати-четырнадцати-этажный 109-квартирный жилой дом с офисными помещениями и теплой автостоянкой (первая очередь строительства: блок-секция N 3, вторая очередь строительства: блок-секция N 4), расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. М.Горького, 83.
Ответчику Тюменским унитарным муниципальным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства "Водоканал" были выданы технические условия на водопровод и канализацию для проектирования многоэтажного 200 -квартирного жилого дома в границах улиц С.Щедрина-Тарская-М.Горького от 23.10.2002 N 644т, срок действия которых составлял два года (л.д.67 т. 1).
ОАО "Градъ" в 2004 г.. разработан рабочий проект на строительство жилого дома в квартале улиц С.Щедрина-Тарская-М.Горького в г.Тюмени "Генплан и инженерные сети шифр 897-03-01- ГП;НВК;ЭС;НСС", в соответствии с которым рабочий проект по наружным сетям водопровода, канализации и ливневой канализации шифр 897-03-00-НВК выполнен, в том числе, на основании технических условий, выданных ТУМП "Водоканал" от 23.10.2002 N 644 (л.д.68-69 т. 1).
Письмом N 811-Т от 08.08.2006 указанный проект (шифр 897-03-00-НВК) рассмотрен ООО "Тюмень Водоканал", строительство канализации согласовано (л.д.65 т. 1).
ЗАО "СМП-280" в 2007 г.. построило водопровод, канализацию, т/трассу к жилому дому по ул. Тарская-М.Горького-Салтыкова-Щедрина, что подтверждается представленными в материалы дела исполнительной съемкой от 14.12.2007, выполненной Муниципальным унитарным предприятием "Городской архитектурно - инженерный центр" (л.д.134 т.1), актами освидетельствования скрытых работ (строительство наружных сетей водопровода, выполненных в жилой дом в квартале улиц С.Щедрина - Тарская - М.Горького в г.Тюмени), актом о проведении гидравлического испытания, составленными в октябре 2007 г.. (л.д.110-133 т.1).
Письмами N 3/638 от 24.10.2008, N 147 от 24.07.2009 ЗАО "СМП-280" обращалось к ООО "Тюмень Водоканал" с просьбой предоставить справку о выполнении технических условий N 644 т от 23.10.2002 и готовности наружных сетей водопровода и канализации к эксплуатации на законченном строительством объекте "Жилой дом по ул. С.Щедрина- Тарская - М.Горького 3 и 4 секции" (л.д.57-58 т.1).
ООО "Тюмень Водоканал" в письмах N 53п от 02.03.2009, N 1924-т от 09.12.2008, N 543 п от 26.11.2009, N 541 п от 26.11.2009 указало ЗАО "СМП-280" на истечение срока действия технических условий N 644 от 23.10.2002, необходимость получения новых технических условий, заключения договора о подключении и внесения платы за подключение (л.д.54, 56, 60, 61 т.1).
ООО "Тюмень Водоканал" выдало ЗАО "СМП-280" технические условия N 1396-т от 11.12.2009 подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения г.Тюмени: 12-14 эт., 109 кв., 3, 4 секции жилого дома с офисными помещениями и теплой автостоянкой по ул. М. Горького, 83. (л.д.142-142 оборот т.1). Согласно техническим условиям, подключение к сетям водоснабжения и водоотведения возможно в границах земельного участка, выделенного ЗАО "СМП-280" для строительства.
Между ЗАО "СМП-280" (заказчик) и ООО "Тюмень Водоканал" (исполнитель) заключен договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 18.12.2009 N 123/09 (л.д.7-13 т.1), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению возможности подключения 12-14-эт., 109 кв. 3, 4 секций жилого дома с офисными помещениями и теплой автостоянкой, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. М.Горького, 83, к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в соответствии с выданными условиями подключения, а заказчик обязуется внести плату за подключение согласно графику, указанному в пункте 5.3 договора (пунктом 1.1 договора). Стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения исполнителя по договору составляет 4 737 199 руб. 95 коп., в том числе НДС - 722 623 руб. 72 коп., к сетям водоотведения исполнителя - 2 871 705 руб. 14 коп., в том числе НДС - 438 056 руб. 72 коп. Общая стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя - 7 608 905 руб. 09 коп., в том числе НДС - 1 160 680 руб. 44 коп. Размер платы за подключение определен как произведение тарифа на подключение, установленного Постановлением Администрации города Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк "Об утверждении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)", и размера заявленной потребляемой нагрузки, представленной в расчете водопотребления и водоотведения, выполненного лицензированной проектной организацией, являющегося обязательным приложением к письменной заявке заказчика (пункт 5.1 договора). Заказчик производит исполнителю оплату по договору в соответствии с графиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Днем оплаты считается день поступления денежных средств на расчетный счет исполнителя. До 31.12.2009 включительно заказчик обязался оплатить 760 000 руб., до 31.01.2010 - 301 400 руб., до 28.02.2010 - 301 400 руб., до 31.03.2010 - 1 561 400 руб., до 30.04.2010 - 1 561 400 руб., до 31.05.2010 - 1 561 400 руб., до 30.06.2010 - 1 561 905 руб. 09 коп. (пункт 5.3 договора в редакции протокола согласования разногласий от 01.12.2009).
Платежными поручениями N 526 от 30.12.2009, N 263 от 28.01.2010, N 502 от 25.02.2010 ответчик перечислил на расчетный счет истца 1 363 690 руб. 51 коп. (л.д.25-27).
Дополнительным соглашением от 08.12.2010 к договору стороны установили, что заказчик производит оплату по настоящему договору в срок до 28.02.2011 включительно (л.д.23 т. 1).
Поскольку в установленный срок задолженность в размере 6 245 214 руб. 58 коп. по договору N 123/09 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения ответчиком не уплачена, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно пунктам 7, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения и предоставления технических условии подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно - технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение.
Согласно подпункту 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Правильно применив указанные правовые нормы, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что действующее законодательство предусматривает обязанность внесения платы за подключение только в том случае, если для подключения к сетям коммунальной инфраструктуры требуется создание или реконструкция таких сетей и (или) проведение мероприятий по увеличению мощности сети.
Решением Тюменской городской Думы от 27.10.2006 N 456 для ООО "Тюмень Водоканал" утверждена Инвестиционная программа по развитию коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007 - 2011 годы (л.д.70, 71-109 т. 1).
При оценке Инвестиционной программы на предмет включения в неё мероприятий, связанных с созданием (реконструкцией) сетей инженерно-технического обеспечения либо увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой непосредственно будет подключаться объект капитального строительства по ул. М.Горького, 83 г. Тюмени, суд первой инстанции установил, что таких мероприятий в программе не предусмотрено.
Ссылка истца на то, что техническими условиями N 644т от 23.10.2002 было предусмотрено обеспечение отпуска и приема стоков после реконструкции Велижанского водозабора, строительства подводящего коллектора к КНС-8, окончания строительства и ввода в эксплуатацию 2-ой очереди расширения ГОСК, не принята судом первой инстанции в качестве доказательства наличия мероприятий, связанных с созданием (реконструкцией) сетей инженерно-технического обеспечения либо увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства по ул. М.Горького, 83, г. Тюмени.
Судом первой инстанции установлено, и истцом не оспаривается, что максимальная нагрузка в точке подключения к сетям водоснабжения согласно техническим условиям N 1396-т от 11.12.2009 по сравнению с техническими условиями N 644т от 23.10.2002 уменьшилась со 150 м3/сут. до 83,51 м3/сут. (л.д. 67, 142 т. 1). Из представленной истцом схемы сети канализации г.Тюмени (л.д.141 т.1) не следует, что ООО "Тюмень Водоканал" осуществило строительство и подключение канализации от жилого дома по ул. М.Горького, д.83, к КНС-8 или строительство подводящего коллектора к КНС-8. Из технических условий N1396-т от 11.12.2009 и Инвестиционной программы не усматривается, что требуется строительство, реконструкция сетей канализации, к которой непосредственно будет подключаться объект капитального строительства по ул. М.Горького, 83, г. Тюмени.
Согласно техническим условиям подключения объекта капитального строительства N 1396-т от 11.12.2009, подключение к сетям водоснабжения и водоотведения возможно в пределах границ земельного участка, выделенного заказчику под строительство, при этом в технических условиях не указано на необходимость строительства новых сетей или модернизацию существующих.
Ответчик указал, что после декабря 2007 г.. какие-либо работы по строительству водопроводов, канализации, т/трассы к жилому дому по ул. М.Горького д. 83, им либо истцом не проводилось. Истец доказательств обратного в материалы дела не представил.
Согласно пункту 2 Правил N 83, сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно- технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно подпункту 3 пункта 14 Правил N 360 плата за подключение не взимается.
Аналогичное положение содержится в абзаце 5 пункта 11 Правил N 83.
Таким образом, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается, что соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающего в части 1 статьи 12 взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения только в тех случаях, когда строительство или реконструкция объектов капитального строительства будут связаны с увеличением потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения иного объекта (Решение Верховного Суда РФ от 11.10.2010 N ГКПИ10-964 об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими подпункта 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360, и абзаца 5 пункта 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83).
При разрешении спора суд первой инстанции в соответствии со статьёй 71 АПК РФ исследовал и оценил представленные сторонами доказательства, в том числе Инвестиционную программу по развитию коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007 - 2011 годы, технические условия и пришёл к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети для подключения объекта ЗАО "СМП-280".
Обстоятельства о том, что Инвестиционной программой предусмотрены мероприятия, направленные на увеличение мощности и (или) пропускной способности сетей города Тюмени в целом, для разрешения настоящего спора правового значения не имеют.
Указанная правовая позиция соответствует изложенной в Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.04.2011 N ВАС-3898/11, от 15.04.2011 N ВАС-2954/11, от 25.08.2010 N ВАС-11133/10, постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2010 N А70-7674/2009.
В связи с чем раздел 5 заключенного сторонами договора не соответствует установленному порядку взимания платы за подключение.
В силу пункта I статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статьям 168, 180 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих её частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 18.12.2009 N 123/09, заключенный между ООО "Тюмень Водоканал" и ЗАО "СМП-280", в части пятого раздела ничтожен и не порождает обязательств между сторонами.
Основания для взимания с ответчика - ЗАО "СМП-280" платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствуют. Требование истца о взыскании задолженности, основанное на ничтожных условиях договора, не подлежит удовлетворению.
Отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит. Доводы апелляционной жалобы ООО "Тюмень Водоканал" отклоняются по мотивам, изложенным в настоящем постановлении, и жалоба оставляется без удовлетворения. Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.08.2011 по делу N А70-5413/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5413/2011
Истец: ООО "Тюмень Водоканал"
Ответчик: ЗАО "СМП-280"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд