г. Пермь |
|
14 февраля 2011 г. |
N 17АП-23/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя (Аксенов Евгений Валентинович): Аксенов Е.В., предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Инспекция Федеральной налоговой службы России по Сысертскому району Свердловской области) (ИНН 6652004802): не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сысертскому району Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2010 года
по делу N А60-32701/2010,
принятое судьей Н.И. Ремезовой
по заявлению Аксенова Евгения Валентиновича
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сысертскому району Свердловской области
о признании незаконными действий налогового органа,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратился единственный участник Общества с ограниченной ответственностью "Завод элементов трубопроводов - Проект" (ООО "ЗЭТ-Проект") Е.В. Аксенов (заявитель) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области (Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи об исключении ООО "ЗЭТ-Проект" как недействующего юридического лица и обязании регистрирующего органа исключить соответствующую запись из государственного реестра.
Решением арбитражного суда от 24.11.2010 года (резолютивная часть решения оглашена 17.11.2010) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, принять судебный акт о признании действий Инспекции законными.
В обоснование жалобы ее податель указывает на отсутствие нарушений со стороны регистрирующего органа при совершении оспариваемых действий, на момент принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Инспекция не имела информации о ведении ООО "ЗЭТ-Проект" хозяйственной деятельности.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, правом на участие в судебном заседании не воспользовалось.
Заявитель по делу представил письменный отзыв, с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, изложенные в отзыве доводы поддержал в судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в жалобе и отзыве на жалобу, заслушав присутствующего в судебном заседании представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом положений действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "ЗЭТ-Проект" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.08.2006 года (ОГРН 1069652015476), о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (л.д. 9).
19.09.2008 года Инспекцией вынесено решение N 16 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (л.д.62). Основанием для принятия решения послужили данные о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, о чем в материалы дела представлены справки N291-О (л.д.60,61,62). Решение Инспекции опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" за 24.09.2008 N 38 (191) (л.д.13).
13.01.2009 года Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись N 2096652000476 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "ЗЭТ-Проект" как фактически прекратившего деятельность.
Полагая, что действия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ не соответствуют законодательству о регистрации юридических лиц, единственный участник Общества Аксенов Е.В. обратился в арбитражный суд с требованиями о признании указанных действий незаконными.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания Общества недействующим юридическим лицом, поскольку фактически Общество осуществляет деятельность.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ и пункту 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации.
Внесение записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим вышеуказанными Правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (п.п. 3, 4 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В рассматриваемом случае действительно, на момент вынесения решения о предстоящей ликвидации, Инспекция руководствовалась данными справок, отражающими достоверную информацию. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Вместе с тем из анализа статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в части 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ не влечет безусловное (обязательное) исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы данной статьи направлены на исключение из реестра лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что Общество фактически осуществляет хозяйственную деятельность, выполняет топографо-геодезические работы по землеустройству, о чем свидетельствуют постановления Главы Сысертского городского округа от 29.12.2007 N 3334, от 26.12.2008 N 3898, заключенный Обществом договор от 29.12.2007 года на указанные виды работ (л.д. 22, 23, 26, 31). Отсутствие операций по расчетному счету заявитель объяснил тем, что обороты Общества являются незначительными и расчеты осуществляются наличными денежными средствами.
Факт осуществления Обществом хозяйственной деятельности Инспекцией не оспаривается. Более того, 12.01.2009 Инспекцией в рамках поручения Межрайонной ИФНС N 5 по Удмуртской Республике, в адрес ООО "ЗЭТ-Проект" направлено требование о предоставлении документов для проведения встречной налоговой проверки (15), а 13.01.2009 вносится запись в ЕГРЮЛ об исключении Общества из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего деятельность. Указанные действия свидетельствуют о несогласованности и противоречивости действий Инспекции как регистрирующего органа, результатом которых явилось исключение из ЕГРЮЛ сведений о фактически действующем юридическом лице в нарушение требований Федерального Закона N 129-ФЗ.
С учетом вышеизложенного коллегия апелляционного суда считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным основаниям, указанным в пункте 1 статьи 21.1.
В связи с тем, что Инспекцией обстоятельства дела выяснены недостаточно полно, наличие совокупных признаков предусмотренных п.п. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ в рассматриваемой ситуации является недостаточным для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего, обжалуемые действия Инспекции обоснованно признаны судом незаконными.
Из материалов дела следует, что заявителю стало известно о нарушении своих прав в связи с исключением Общества как юридического лица из ЕГРЮЛ при получении выписки из ЕГРЮЛ, составленной по состоянию на 11.09.2009 года. С заявлением в Арбитражный суд Свердловской области Общество обратилось 07.09.2010 года, то есть в пределах срока, установленного пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ (л.д.5, 9).
Возражения апеллятора об императивном характере положений статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ основаны на неверном толковании закона и отклонены апелляционным судом.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судом полно и всесторонне, им дана надлежащая оценка, положения законодательства применены верно, нарушений процессуального права судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу является законным, обоснованным и не подлежит отмене. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 ноября 2010 года по делу N А60-32701/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32701/2010
Истец: Аксенов Евгений Валентинович
Ответчик: ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области