г. Тула |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А54-2399/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Стахановой В.Н., Полынкиной Н.А.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Принеслик И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДТА-Сервис"
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 29.07.2011 по делу N А54-2399/2011 (судья Крылова И.И.)
по заявлению ООО "ДТА-Сервис"
к старшему государственному инспектору Рязанской области по охране природы Караушеву Юрию Владимировичу,
3-и лица: Министерство природопользования и экологии Рязанской области, прокурор Октябрьского района города Рязани,
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: Лисунова С.В. по доверенности,
от ответчика: Сурова И.В. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к старшему государственному инспектору Рязанской области по охране природы Караушеву Юрию Владимировичу об отмене с момента вынесения, как вынесенного с нарушением действующего законодательства РФ, постановления N 31 от 16.05.2011 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2011 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Министерством природопользования и экологии Рязанской области на основании приказа от 17.11.2010 проведена внеплановая проверка Общества по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами; по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде; по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по ликвидации последствий причинения такого вреда. Результаты проверки оформлены актом от 16.12.2010 N 7/10-ави.
В ходе проверки установлено, что Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов N ОТ-03-003542.
Письмами от 14.12.2010, от 22.11.2010, от 08.12.2010 Обществу предложено представить необходимые для проверки документы, в частности, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; паспорта на отходы 1-4 класса опасности, транспортированные и размещенные в 2010 году Обществом, либо переданные кому-либо для размещения; договоры на размещение и передачу отходов производства и потребления, в том числе, вывезенных с территории Волгоградской области и Ставропольского края; документы, подтверждающие проведение производственного контроля в сфере обращения с отходами; документы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; документы для транспортирования и передачи отходов I-IV классов опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV классов опасности, цели и места назначения их транспортирования; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; санитарно-эпидемическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для эксплуатируемых объектов по адресу г. Рязань, район Турлатово, 1; проект санитарно-защитной зоны для указанных объектов; акты ввода в эксплуатацию эксплуатируемых объектов с проектной документацией на них; утвержденную технологию по обращению с отходами в Обществе, а также технические средства и технологию обезвреживания отходов в Обществе.
Указанные документы заявителем не представлены.
Определением от 16.12.2010 N 12-ави Министерством в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования и составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ.
Постановлением от 09.03.2011 мирового судьи судебного участка N 18 объединенного судебного участка Октябрьского района г. Рязани производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Общества прекращено.
14.01.2011 Министерством в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Определениями Советского районного суда г. Рязани от 14.02.2011 и 24.03.2011 протокол от 14.01.2011 возвращен Министерству.
18.04.2011 Министерством в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
16.05. 2011 Министерством принято постановление N 31 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 120000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) нарушающие требования экологических и санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении любого из указанных видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, принимать неотложные меры по их ликвидации.
Пункт 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 27 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, в разделе ПНООЛР "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду" представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду. Информация о состоянии окружающей среды представляется с указанием: объектов и точек контрольных замеров, периодичности отбора проб загрязняющих веществ по компонентам окружающей среды; если для проведения контрольных замеров привлекаются сторонние организации, указывается наименование организации, данные об аттестации и аккредитации лаборатории, в приложении к ПНООЛР приводится копия соответствующего договора; результатов контрольных замеров за последние 2-3 года, с указанием случаев превышения нормативов качества окружающей среды. Сведения о результатах мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду приводятся в табличном виде согласно образцу 2.16 Приложения 2. В приложении к ПНООЛР приводится ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров, перечень используемых средств контроля и измерений с приложением свидетельств об их поверке.
В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона N 89 запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Согласно статье 16 Закона N 89-ФЗ транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов I - IV класса опасности; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов I -IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В пункте 1 статьи 26 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
Как установлено судом, 16.08.2010 между Обществом и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края заключен контракт N 56, согласно которому государственный заказчик (Министерство) поручает, а Подрядчик (ООО "ДТА-Сервис") принимает на себя обязанности по оказанию услуг по транспортировке и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений в соответствии с техническим заданием.
Исполнение сторонами указанного контракта подтверждается актами о выполнении работ по погрузке, отчетом об утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений из районов Ставропольского края, актом приемки выполненных работ от 14.10.2010, что свидетельствует о том, что Общество во исполнение контракта осуществляло услуги по захоронению, включая транспортировку опасных отходов.
Факт принятия и размещения отходов по контракту от 16.08.2010 N 56 на полигоне, расположенном по адресу: г. Рязань, район Турлатово, 1, Обществом не оспаривается и подтверждается вступившими в законную силу постановлениями Октябрьского районного суда г. Рязани от 14.02.2011 и 14.04.2011.
При этом на момент проверки (22.11.2010-16.12.2010) Обществом не были представлены Министерству документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта на отходы 1 -4 класса опасности, транспортированные и размещенные в 2010 году Обществом, либо переданные кому-либо для размещения, договоры на размещение и передачу отходов производства и потребления, в том числе, вывезенных с территории Волгоградской области и Ставропольского края; документы, подтверждающие проведение производственного контроля в сфере обращения с отходами, документы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; документы для транспортирования и передачи отходов I-IV классов опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV классов опасности, цели и места назначения их транспортирования; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; санитарно-эпидемическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для эксплуатируемых объектов по адресу г. Рязань, район Турла-тово, 1, проект санитарно-защитной зоны для указанных объектов, акты ввода в эксплуатацию эксплуатируемых объектов с проектной документацией на них, утвержденную технологию по обращению с отходами в Обществе, а также технические средства и технологию обезвреживания отходов в ООО "ДТА-Сервис".
Таким образом, Обществом нарушены положения ст. 11, 16, 18, 26 Закона N 89-ФЗ, ст. 25, 67 Закона об охране окружающей среды, которыми предусмотрена обязанность оформления такого рода документов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом административного органа о наличии в действиях Общества вины во вменяемом административном правонарушении.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по представлению указанных выше документов, а также осуществлению производственного контроля возложена на Общество. Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных выше требований, а равно доказательств наличия обстоятельств, воспрепятствовавших заявителю исполнить возложенные на него публичные обязанности, судом не установлено.
Материалы дела проверены в соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ. Нарушений не установлено.
Таким образом, в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод о том, что в распоряжение проверяющих были представлены все необходимые документы, перечень которых указан в апелляционной жалобе, также не принимается судом во внимание. Так, из перечисленных в жалобе документов, которые представлены обществом в материалы дела, к административной ответственности заявитель привлечен только за непредставление лимита на размещение опасных отходов, а также за непредставление протоколов испытаний, подтверждающих осуществление производственного контроля.
При этом представленный лимит на размещение опасных отходов выдан ООО "Дефа-М", а не заявителю (т.3 л.д. 6-12).
Представленные Обществом в подтверждение осуществления производственного контроля в сфере обращения с отходами протоколы результатов анализа проб отходов, исследования качества и анализа воды составлены в отношении иных организаций (ООО "ДЕФА", ООО "ДЕФА-М") и пробы отходов и воды брались до размещения Обществом опасных отходов (последняя проба -31.07.2009).
Таким образом, указанные документы не могут свидетельствовать о соблюдении Обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды.
За непредствление остальных документов, перечисленных в апелляционной жалобе (устава, лицензии, договоров аренды и безвозмездного пользования, актов приема-передачи бытовых отходов, лицензии, свидетельств о прохождении обучения, программы производственного контроля, государственного контракта, актов выполненных работ, перечня опасных отходов), Общество к административной ответственности не привлекалось.
В своей жалобе Общество ссылается на решение судьи Октябрьского районного суда г. Рязани от 13.05.2011, в котором сделан вывод о том, что в силу ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверяющий не вправе истребовать документы, а только обладает полномочиями по ознакомлению с ними. Так, податель жалобы указывает, что проверяющие не вправе были истребовать документы, а должны были самостоятельно с ними ознакомится на территории Общества.
Данный довод судом отклоняется, так как в настоящем случае Общество привлечено к административной ответственности не за сам факт непредставления документов, а за их отсутствие и в рассматриваемом случае не имеет существенного значения то обстоятельство, каким способом проверяющий осуществлял получение документов (путем истребования либо путем ознакомления с ними на территории заявителя).
Факт отсутствия указанных документов у Общества судом установлен и заявителем фактически не оспаривается (Общество ссылается на хищение названных документов).
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2011 по делу N А54-2399/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-2399/2011
Истец: ООО "ДТА-Сервис"
Ответчик: Старший государственный инспектор Рязанской области по охране природы (старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Рязанской области) Караушев Юрий Владимирович
Третье лицо: Министерство природопользования и экологии Рязанской области, Прокурор Октябрьского района города Рязани