г. Санкт-Петербург |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А56-25852/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Долониной С.И.
при участии:
от истца: Пудовой Т.С. (удостоверение ОД 0036309 от 31.03.2011 г.., доверенность N 78 АА 1143062 от 16.09.2011 г..)
от ответчика: Лаврика М.А. (доверенность N 78 ВМ 1115137 от 21.02.2011 г.., паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15962/2011) ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2011 г.. по делу N А56-25852/2011 (судья Корж Н.Я.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Н.Басманная, дом 2, ОГРН 1037739877295, далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" (198035, г. Санкт-Петербург, наб. Межевого Канала, дом 5, ОГРН 1027802712585, далее - Порт, ответчик) 2 544 руб. 30 коп. платы за пользование вагонами по акту общей формы N 20 от 02.09.10 г.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2011 г.. по делу N А56-25852/2011 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное применение норм материального права, просит принятый по делу судебный акт отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что истцом не подтвержден факт разметки спорных вагонов на 11 барочный путь. Кроме того, расчет платы за пользование вагонами произведен истцом без учета положения договора N 18/М. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. В течение двух часов с момента уведомления о предстоящей подаче вагонов (передаче ответчиком истцу размеченных вагонных листов) задержка в подаче вагонов отсутствует, поскольку вагоны стоят в пределах установленного пунктом 6 договора N 18/М срока на подачу вагонов.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что в силу абзаца 6 пункта 6 договора N 18/М вагоны подаются перевозчиком на места погрузки, выгрузки не позднее 2-х часов от момента передачи уведомления о предстоящей подаче.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.07.2010 г. между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - Железная дорога) и открытым акционерным обществом "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ОАО "Морской порт СПб") заключен договор N 18/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - договор N 18/М), регулирующий порядок подачи, расстановки на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новый Порт.
Согласно пункту 6 договора N 18/М с прибытием поезда на станцию Новый порт Железная дорога предъявляет ОАО "Морской порт СПб" вагонные листы и железнодорожные накладные с сопроводительными документами. Передача вагонных листов и железнодорожных накладных ОАО "Морской порт СПб" является уведомлением о прибытии груза.
Время передачи Железная дорога фиксирует в "Книге передачи документов вагонной группе порта".
По принятым вагонам ОАО "Морской порт СПб" на вагонных листах производит разметку, заверенную подписью, с указанием места подачи вагонов.
Размеченные вагонные листы возвращаются ОАО "Морской порт СПб" Железной дороге. Возврат размеченных вагонных листов является уведомлением о предстоящей подаче вагонов. Время возврата размеченных вагонных листов Железная дорога фиксирует в "Книге передачи документов вагонной группе порта".
Согласно п. 14 договора N 18/М, на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются технологические нормы на погрузку и выгрузку в соответствии с приложением N 2.
02.09.2010 г. в 02-05 на станцию Новый порт Октябрьской ж.д. в адрес открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ОАО "Морской порт СПб") в составе поезда N 3616 прибыли вагоны N N 68714120, 63348957, 61665220, 64391055, 61116281, 61460218, 68672252, 63502447, 63422604 с грузом "электроды графитированные и угольные, не поименованные в алфавите".
02.09.2010 г. в 05-00 ОАО "Морской порт СПб" как грузополучатель был уведомлен о прибытии вагонов: вагонные листы и железнодорожные накладные были переданы представителю ОАО "Морской порт СПб", о чем сделаны соответствующие записи в Книге передачи документов вагонной группе порта.
02.09.2010 г. в 05-30 документы, в том числе натурный лист поезда с произведенной ОАО "Морской порт СПб" разметкой вагонов, были возвращены Железной дороге, о чем также сделаны соответствующие записи в Книге передачи документов вагонной группе порта.
Как следует из содержания натурного листа, вагоны N N 68714120, 63348957, 61665220, 64391055, 61116281, 61460218, 68672252, 63502447, 63422604 с грузом "электроды графитированные и угольные, не поименованные в алфавите" как вагоны с грузом, относящимся к черным металлам, были размечены на 11 барочный путь.
Между тем, спорные вагоны на 11 барочный путь поданы не были и простаивали на путях станции с 05-30 12.09.2010 г. по 13-00 12.09.2010 г. по причине, зависящей от ОАО "Морской порт СПб", а именно по причине занятости мест выгрузки (11 барочного пути) в связи с невыполнением ОАО "Морской порт СПб" технологических норм выгрузки, о чем составлен акт общей формы N 20 от 02.09.2010 г.
Достоверность сведений, указанных в акте общей формы подтверждают памятки приемосдатчика на подачу и на уборку вагонов N N 35, 48.
За время простоя вагонов ОАО "Морской порт СПб" согласно ст. 39 УЖТ РФ была начислена плата за пользование вагонами в размере 2 544,30 руб.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Данная норма конкретизирована в подпункте 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии с которым основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Исходя из требований статьи 119 УЖТ РФ, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя, удостоверяются актом общей формы.
Акты общей формы о простаивании вагонов, прибывших в адрес Порта, на путях общего пользования по причине занятости мест выгрузки составлены с соблюдением требований, установленных Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что причиной задержки вагонов, принадлежащих Дороге и по которым начислена плата в сумме 2 544,30 руб., является невыполнение Портом технологических норм выгрузки, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы Порта о том, что из времени для начисления платы необходимо вычесть два часа, поскольку согласно пункту 6 договора N 18/М подача вагонов производится в течение 2-х часов с момента уведомления о предстоящей подаче вагонов, отклоняются апелляционным судом.
В силу абзаца 6 пункта 6 договора N 18/М вагоны подаются перевозчиком на места погрузки, выгрузки не позднее 2-х часов от момента передачи уведомления о предстоящей подаче.
Из буквального толкования данного условия следует, что истец имеет право подать вагоны в течение двух часов с момента уведомления о предстоящей подаче, главное, чтобы это время не превышало двух часов.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2011 г.. по делу N А56-25852/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25852/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", ОАО "Морской порт СПб"
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15962/11