г. Хабаровск |
|
08 ноября 2011 г. |
N 06АП-4548/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т. Д., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Областного государственного учреждения здравоохранения "Амурская областная клиническая больница": Набоева Татьяна Валентиновна, представитель по доверенности от 14.09.2011 N 28 АА 0192892;
от Управления Росздравнадзора по Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росздравнадзора по Амурской области
на решение от 17.08.2011
по делу N А04-2670/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению областного государственного учреждения здравоохранения "Амурская областная клиническая больница" (ОГРН 1022800524207, ИНН 2801020845)
к Управлению Росздравнадзора по Амурской области
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
областное государственное учреждение здравоохранения "Амурская областная клиническая больница" (далее - ОГУЗ "АОКБ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, Управлению Росздравнадзора по Амурской области о признании предписания Управления Росздравнадзора по Амурской области от 11.04.2011 N 34 в части пункта 1 об устранении нарушений требований законодательства незаконным.
В предварительном судебном заседании в суде первой инстанции заявитель уточнил наименование ответчика, просил считать ответчиком по делу Управление Росздравнадзора по Амурской области (далее по тексту - Управление).
Решением от 17.08.2011 суд заявленные требования удовлетворил частично. Признал недействительным, не соответствующим Приказу Минздрава РФ от 05.02.2008 N 51н, предписание Управления от 11.04.2011 N 34 части п. 1 об устранении нарушений требований законодательства. В удовлетворении остальной части требований отказал. Кроме того, взыскал с Управления в пользу учреждения судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения норм материального права.
ОГУЗ "АОКБ" в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя учреждения, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период с 10.11.2010 по 02.12.2010 на основании приказа Врио руководителя Управления от 26.10.2010 N 564 проведена проверка ОГУЗ "АОКБ".
В ходе проверки установлено нарушение требований пункта 6 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.02.2008 N 51н. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 02.12.2010 N 196.
По результатам проведения планового мероприятия по контролю Управлением вынесено предписание N 51 от 02.12.2010, которым ОГУЗ "АОКБ" предписано обеспечить соблюдение требований приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.02.2008 N51н о распределении средств по талону N2 родового сертификата на оплату услуг за оказанную стационарную помощь женщинам в период родов и послеродовой период лицам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь женщинам в период родов и послеродовой период в срок до 01.02.2011.
20.12.2010 ОГУЗ "АОКБ" в Управление направлены возражения на акт проверки 303-5386, в которых указано, что проверяющими лицами не указаны сотрудники, не оказывающие медицинскую помощь, их должности, фамилии, специальности.
В связи с истечением срока исполнения предписания от 02.12.2010 N 51, на основании приказа Врио руководителя Управления от 04.03.2011 N91 в период с 15.03.2011 - 11.04.2011 проведена проверка исполнения предписания от 02.12.2010 N 51.
Приказ о проведении внеплановой выездной проверки получен главным врачом ОГУЗ "АОКБ" 15.03.2011, о чем свидетельствует подпись главного врача Лысенко В.А.
В ходе проведенной проверки установлено невыполнение пунктов 1 и 2 предписания от 02.12.2010 N 51, о чем составлен акт проверки от 11.04.2011 N67. В названном акте указано, что установлен факт распределения денежных средств, на оплату труда акушера-гинеколога отделения патологии беременности О.С. Менгилевой. При этом оказание врачом акушером-гинекологом О.С. Менгилевой медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период медицинскими документами не подтверждено. Денежные средства, получены по талону N2 родовых сертификатов на оплату труда медицинскому персоналу отделения патологии беременности.
При проведении проверки присутствовал заместитель главного врача Судаков А.Г.
11.04.2011 Управлением вынесено предписание об устранении нарушений требований законодательства N 34.
Не согласившись с предписанием Управления N 34 от 11.04.2011, заявитель обжаловал его в суд, который, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Порядок финансового обеспечения расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, к числу которых относится ОГУЗ "АОКБ", услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 987 и принятым на его основе приказом Минсоцздравразвития от 05.02.2008 N 51н "О порядке расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет" (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.01.2007 N 50 "О порядке и условиях расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни" средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемой по критериям в соответствии с Приложением N 2, а также осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни, в соответствии с положением об оплате труда.
В силу пункта 6 Порядка расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением N 2, а также между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, осуществлявшими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет, в соответствии с положением об оплате труда.
Пунктом 2 Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 N 808н, установлено, что порядок оказания медицинской помощи женщинам в период беременности включает в себя два основных этапа: первый - амбулаторный, второй - стационарный, осуществляемый в отделениях патологии беременности (при акушерской патологии) или специализированных отделениях (при соматической патологии) учреждений здравоохранения.
Материалами дела подтверждается, что родильное отделение является структурным подразделением ОГУЗ "АОКБ", в нем предусмотрено 120 коек. Родильное отделение согласно штатному расписанию на 2011 год ОГУЗ "АОКБ" состоит из акушерского обсервационного отделения (60 коек) и акушерского отделения патологии беременности (60 коек).
Согласно пункту 2 Положения об организации деятельности родильного дома, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 N 808н, родильный дом (отделение) создается в виде учреждения здравоохранения с целью оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовой период, а также новорожденным.
В силу пункта 4 Положения об организации деятельности родильного дома, родильный дом (отделение) осуществляет следующие функции: оказание стационарной акушерско-гинекологической помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, медицинской помощи новорожденным, а также женщинам с заболеваниями репродуктивной системы.
Согласно пункту 10 приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.01.2008 N 11н, оплата родильным домам услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовой период, производится на основании талона N2 родового сертификата, представленного женщиной в родильный дом вместе с обменной картой, содержащей сведения о выдаче ей родового сертификата (серия, номер и дата выдачи родового сертификата), при поступлении на роды. Оплата услуг по медицинской помощи родильным домам производится региональным отделением Фонда по месту нахождения родильного дома, в котором проходили роды, на основании талона N2 родового сертификата, заполненного родильным домом при выписке женщины из родильного дома и представленного к оплате в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 N 73н, оплата родильным домам услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, производится на основании талона N 2 родового сертификата при поступлении на роды.
Понятие "период родов и послеродовой период" законодательством не определен.
В связи с этим, применительно к пункту 6 Порядка расходования средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.2008 N 51н, круг лиц, оказывающих медицинскую помощь (по беременности, родам, в послеродовой период) и соответствующий размер оплаты определяется локальным распорядительным актом лечебного учреждения непосредственно оказывающего перечисленные виды медицинской помощи.
Руководством ОГУЗ "АОКБ" разработано и утверждено 20.02.2006 положение о порядке оплаты труда по родовым сертификатам сотрудникам родильного дома в ОГУЗ "АОКБ", в соответствии с которым происходит распределение денежных средств перечисленных Амурским региональным Фондом социального страхования. При этом, лица занимающиеся медицинской помощью в период беременности и родов и имеющие право на доплаты денежных средств, полученных по талону N 2 родовых сертификатов, определяются самим лечебным учреждением.
Согласно должностной инструкции врача акушера-гинеколога акушерского отделения патологии беременности ОГУЗ "АОКБ", в обязанности врача входит в частности, проведение своевременного обследования и родоразрешения рожениц на уровне современных достижений науки и практики (пункт 2.3); обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных приказом МЗ и СЗ РФ от 28.11.2005 "О родовом сертификате" (пункт 2.9).
Представленными заявителем историями родов: N 509 роженицы Дюдюкиной Е.А., N 473 роженицы Бурдуковской Е.А., N 458 роженицы Мажаровой М.В., N 269 роженицы Волвенкиной Н.А., N 349 роженицы Лапиной Е.В., N 350 роженицы Осиповой Н.Н., N 237 роженицы Котяжовой Н.А., N 416 роженицы Степановой Н.В., N 548 роженицы Кириченко М.Ю., N 303 роженицы Орловой О.П. подтверждается, что врачом отделения патологии беременных Менгилевой О.С. проводились осмотры поступивших пациентов, ставились диагнозы, назначалось лечение, выносилось заключение о том, как будет проходить родоразрешение (естественным путем либо с применением операции кесарево сечение). При этом, врач самостоятельно определял когда у рожениц наступал период родов.
Таким образом, распределение денежных средств ОГУЗ "АОКБ" на основании талона N 2 родового сертификата сотрудникам отделения патологии беременных является обоснованным и соответствующим Положению об оплате труда в рамках трудовых сертификатов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания Управления Росздравнадзора по Амурской области от 11.04.2011 N 34 в части пункта 1 об устранении нарушений требований законодательства.
В остальной части в удовлетворении требований судом первой инстанции отказано в связи с уточнением заявителем требований и принятием уточнений судом.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.08.2011 по делу N А04-2670/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2670/2011
Истец: ОГУЗ "Амурская областная клиническая больниа"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту РФ Управление Росздравнадзора по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4548/11