г. Хабаровск |
|
08 ноября 2011 г. |
N 06АП-4713/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С. Б.,
судей Гетмановой Т.С., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубицыной Д. А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Аксеновой И.М., представителя по доверенности от 12.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального бюджетного учреждения - Войсковой части 45505, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 19.08.2011
по делу N А73-6227/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Д.Л.Малашкиным,
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к федеральному бюджетному учреждению - Войсковая часть 45505, Министерству обороны РФ
о взыскании 1 043 603,23 рубля,
третье лицо: открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК" (ОГРН - 1051401746769, ИНН - 1434031363, место нахождения: респ. Саха Якутия, г. Нерюнгри, пгт. Серебряный Бор)) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному бюджетному учреждению - Войсковая часть 45505 (далее - ФБУ в/ч 45505, (ОГРН - 1032700030219, ИНН - 2726005323, место нахождения: Хабаровский край, г. Комсомольск - на - Амуре, ул. Уральская, 9)), Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ о взыскании 1 043 603,23 рубля задолженности за потребленную тепловую энергию, из которых: 1 016 760,75 рубля - основной долг, 26 842,48 рубля - пеня (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 19.08.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взыскание осуществлено с ФБУ в/ч 45505, а при недостаточности денежных средств взыскание постановлено произвести с Министерства обороны РФ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом от 19.08.2011, ФБУ в/ч 45505, Министерство обороны РФ обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционных жалоб заявители ссылаются на трехстороннее соглашение от 10.02.2011, государственный контракт от 20.07.2010 N 1-ТХ, заключенный между Министерством обороны РФ и открытом акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ"), согласно которым обязанность осуществлять оплату потребленной в/ч 45505 тепловой энергии и горячей воды возложена на ОАО "РЭУ".
Кроме того, по мнению заявителей жалоб, судом первой инстанции неправомерно возложена субсидиарная ответственность по задолженности учреждения на Министерство обороны, поскольку статьей 120 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали.
Представитель истца в судебном заседании в отношении доводов жалоб представил возражения, решение суда от 19.08.2011 просил оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что между ОАО "ДГК" (Поставщик-Теплоснабжающая организация) и ФБУ - войсковая часть 45505 (Заказчик - Абонент) 01.01.2010 года заключен государственный контракт N 34/03311/00073 на поставку тепловой энергии и горячей воды, согласно которого Поставщик - Теплоснабжающая организация подает заказчику - Абоненту через присоединенную сеть, а Заказчик-Абонент на условиях настоящего контракта принимает и оплачивает тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду.
В Приложении N 1 к контракту сторонами согласованы договорные величины теплопотребления абонента.
Разделом 7 государственного контракта определен порядок расчетов за пользование тепловой энергией.
Между ОАО "РЭУ" (плательщик), ОАО "ДГК" (поставщик - теплоснабжающая организация) и ФБУ - войсковая часть 45505 (заказчик- абонент) 10.02.2011 заключено соглашение о порядке расчетов за тепловую энергию к государственному контракту на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2010 N 34/03311/00073, по условиям которого плательщик обязуется оплачивать тепловую энергию, поставляемую на объекты Минобороны России в период с 01.01.2011 по 30.06.2011 в рамках контракта поставщиком - теплоснабжающей организацией и принимаемую заказчиком - абонентом. При этом плательщик оплачивает только объемы тепловой энергии, подлежащие оплате за счет бюджетных средств. Объемы тепловой энергии, не подлежащие оплате за счет бюджетных средств, оплачиваются заказчиком - абонентом.
Пунктом 3 соглашения предусмотрена оплата за поставленную тепловую энергию за счет средств Министерства обороны РФ, предоставленных плательщику по государственному контракту от 20.07.2010 г.. N 1-ТХ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Минобороны России.
Энергоснабжающая организация в апреле 2011 поставила абоненту тепловую энергию на общую сумму 1 016 760,75 рубля, выставив к оплате счет-фактуру от 30.04.2011 N 3/4/1/020591.
Неоплата ответчиком тепловой энергии послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Наличие между сторонами договорных отношений, вытекающих из условий государственного контракта от 01.01.2010, объем оказанных услуг в апреле 2011 года, сумма задолженности подтверждаются материалами дела.
Поскольку ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств оплаты предъявленной истцом ко взысканию суммы долга не представлено, взыскание задолженности за тепловую энергию в сумме 1 016 760,75 рубля за рассматриваемый период соответствует действующему законодательству и является правомерным.
Представленные в апелляционную инстанцию доказательства оплаты (платеж от 02.08.2011) свидетельствуют об осуществлении платежей за март 2011 года, вместе с тем, данный период предметом иска не является. В этой связи довод жалобы об отсутствии долга во внимание не принимается.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте нахождения юридического лица учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства.
Таким образом, начисление истцом процентов за пользование чужими денежными средствами признается правомерным.
Следовательно, исходя из представленных в материалы дела доказательств, установив факт оказания услуг по контракту от 01.01.2010 в спорный период, при отсутствии оплаты долга, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Доводы заявителей жалоб о том, что ФБУ в/ч 45505 является ненадлежащим ответчиком, отклоняются судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Согласно государственному контракту от 01.01.2010, ОАО "ДГК" выступает как "Поставщик - Энергоснабжающая организация", а ФБУ Войсковая часть 45505 - как "Заказчик-Абонент".
В соответствии с условиями контракта энергоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию абоненту, а последний обязался принимать и оплачивать ее. Данный контракт регулирует отношения истца и ответчика.
Соглашением от 10.02.2011 о порядке расчетов за тепловую энергию к государственному контракту от 01.01.2010 N 34/03311/00073, заключенным между ОАО "ДГК" (поставщик), ФБУ Войсковая часть 45505 (заказчик-абонент), ОАО "РЭУ" (плательщик), стороны установили особенности порядка расчетов, привлекая к данному процессу ОАО "РЭУ".
При этом, в расчетных отношениях ОАО "РЭУ" выступает как исполнитель, поскольку в счет оплаты платежных документов истца, оформленных на имя ответчика, осуществляет перечисление бюджетных средств, поступивших от Минобороны РФ.
То есть источник финансирования по государственному контракту от 01.01.2010 после заключения соглашения от 10.02.2011 не изменился, а платежи осуществляются от имени ФБУ Войсковая часть 45505 за счет бюджетных средств, выделяемых (направляемых) Министерством Обороны РФ целевым назначением.
В рассматриваемом случае между ответчиками и ОАО "РЭУ" не было осуществлено никаких действий связанных с переводом долга.
При этом суд обоснованно возложил обязанность по оплате взысканных с ФБУ Войсковая часть 45505 сумм, при недостаточности у него денежных средств, на Российскую Федерацию в лице Минобороны России в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2011) собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность только по обязательствам казенного учреждения при недостаточности денежных средств у последнего.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.05.2011 N 2499, ФБУ - войсковая часть 45505 является федеральным бюджетным учреждением.
Статьей 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений: управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований.
Пунктом 12 вышеуказанного Федерального закона положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
Пунктом 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период.
Пункт 1 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), предусматривает, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Согласно подпункту 31 пункта 10 Положения Минобороны России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Таким образом, поскольку отношения по поставке тепловой энергии возникли между сторонами до 01.01.2011, положения абзаца 6 пункта 2 статьи 120 ГК РФ об исключении субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения при рассмотрении настоящего спора не применяются.
Следовательно, при отсутствии или недостаточности у ФБУ Войсковая часть 45505 денежных средств взыскание задолженности надлежит производить из федерального бюджета с главного распорядителя бюджетных денежных средств, в данном случае с Минобороны России.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность оспоренного в апелляционном порядке решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции от 19.08.2011 отмене не подлежит.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие безусловных оснований для отмены решения, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.08.2011 по делу N А73-6227/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6227/2011
Истец: ОАО Дальневосточная генерирующая компания - ХТСК - Комсомольское отделение теплосбыт, ОАО ДГК - ХТСК - Комсомольское отделение теплосбыт
Ответчик: Войсковая часть 45505, Министерство обороны, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, Федеральное бюджетное учреждение войсковая часть 45505
Третье лицо: ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "РЭУ", ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4713/11