г. Санкт-Петербург |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А26-4490/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б. Лопато, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16244/2011) ОАО "Муезерский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.08.2011 по делу N А26-4490/2011 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Муезерский леспромхоз"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
открытое акционерное общество "Муезерский леспромхоз" (ОГРН 1021001770074; место нахождения: 186960, Республика Карелия, п. Муезерский, ул. Советская, д. 24) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Управление) от 07.06.2011 N 03-032(4)-2011/ЮЛ, N 03-024(2)-2011/ЮЛ и N 03-031(3)-2011/ЮЛ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 11.07.2011 заявления общества объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу номера А26-4490/2011.
Решением суда от 10.08.2011 постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 07.06.2011 N 03-032(4)-2011/ЮЛ признано незаконным и изменено в части размера санкции, размер штрафа снижен до 50000 рублей. В удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановлений от 07.06.2011 N 03-024(2)-2011/ЮЛ, N 03-031(3)-2011/ЮЛ отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Муезерский леспромхоз", ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 10.08.2011 отменить и признать незаконными оспариваемые постановления. Податель жалобы полагает, что Управлением не доказано осуществление обществом деятельности, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Кроме того, податель жалобы полагает, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем совершенное обществом правонарушение может быть признано малозначительным. Общество указывает, что нарушение срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду произошло в связи с несвоевременным поступлением выручки от контрагентов общества, а также ссылается на нестабильное финансовое положение общества.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе осуществления контроля полноты и своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия были выявлены факты нарушения ОАО "Муезерский леспромхоз" сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Расчёт платежей за негативное воздействие на окружающую среду производился обществом в связи с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов. Согласно расчётам, представленным обществом администратору платежей - Беломорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за 2 и 3 кварталы 2010 года, а также Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия за 4 квартал 2010 года суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду составили:
- за 2 квартал 2010 года - 25355,75 рублей;
- за 3 квартал 2010 года - 4414,11 рублей;
- за 4 квартал 2010 года - 68325,75 рублей.
В нарушение требований природоохранного законодательства плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 и 4-й кварталы 2010 года внесена обществом с нарушением установленных законом сроков:
- за 2 квартал 2010 года - 22.07.2011 при установленном сроке до 20.07.2010, т.е. с нарушением срока на 2 дня;
- за 3 квартал 2010 года - 20.01.2011 при установленном сроке до 20.10.2010, т.е. с нарушением срока на 90 дней;
- за 4 квартал 2010 года - 14.04.2011 при установленном сроке до 20.01.2011 т.е. с нарушением срока на 85 дней.
По фактам выявленных нарушений внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду Управлением 21.04.2011 вынесены определения N 03-032-2011/ЮЛ, N 03-024-2011/ЮЛ и N 03-031-2011/ЮЛ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
31.05.2011 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях N 03-032(4)-2011/ЮЛ, N 03-024(2)-2011/ЮЛ и N 03-031(3)-2011/ЮЛ.
Постановлениями N 03-032(4)-2011/ЮЛ, N 03-024(2)-2011/ЮЛ и N 03-031(3)-2011/ЮЛ от 07.06.2011 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 75000 рублей (постановление N 03-032(4)-2011/ЮЛ) и 50000 рублей (постановления N 03-024(2)-2011/ЮЛ и N 03-031(3)-2011/ЮЛ).
Полагая постановления о привлечении к административной ответственности незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (часть 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, обществом несвоевременно внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду:
- за 2-й квартал 2010 года сумма платежа в размере 25355,75 рублей внесена 22.07.2010 (просрочка составила 2 дня);
- за 3-й квартал 2010 года сумма платежа в размере 4414,11 рублей внесена 20.01.2010 (просрочка составила 90 дней);
- за 4-й квартал 2010 года сумма платежа в размере 66046,37 рублей внесена 14.04.2011 (просрочка составила 85 дней).
Доводы подателя жалобы со ссылкой на постановление президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14561/08 от 17.03.2009 о том, что Управлением не доказано осуществление обществом деятельности, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правомерно отклонены судом первой инстанции. Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, ОАО "Муезерский леспромхоз" в процессе осуществления деятельности (лесозаготовка) оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выброса вредных веществ от стационарных и передвижных объектов, в связи с чем в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды. При этом расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (в связи с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов) произведен обществом самостоятельно и представлен администратору платежей (л.д.77-79, 102-14, 127-129).
Доказательства невозможности исполнения обществом своей публично-правовой обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.
Судом первой инстанции также не установлены основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В данном случае суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, а также указав на систематический характер совершенных обществом нарушений, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
Правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, посягает на установленный порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, носящей компенсационный характер. Внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо для своевременного решения задач в сфере сохранения благоприятной окружающей среды, осуществления государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние.
Судом также принято во внимание, что общество систематически нарушает установленные сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (2, 3, 4 кварталы 2010 года), что также свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к выполнению своих публичных обязанностей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Ссылки общества на тяжелое финансовое положение и несвоевременное исполнение обязательств контрагентами отклоняются судом апелляционной инстанции как неподтвержденные документально. Кроме того, указанные обстоятельства не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения, а в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае постановлениями N 03-024(2)-2011/ЮЛ и N 03-031(3)-2011/ЮЛ от 07.06.2011 обществу назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.41 КоАП РФ. В отношении постановления Управления N 03-032(4)-2011/ЮЛ суд первой инстанции, учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и наличие смягчающих, снизил размер назначенного обществу административного штрафа до минимального размера, установленного санкцией статьи 8.41 КоАП РФ (до 50000 рублей).
Судом также не установлено нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности. Оспариваемые постановления вынесены административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда от 10.08.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы общества отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10 августа 2011 года по делу N А26-4490/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Муезерский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4490/2011
Истец: ОАО "Муезерский леспромхоз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия
Третье лицо: Представитель заявителя Петрунина Мария Михайловна
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16244/11