г. Ессентуки |
|
27 июля 2007 г. |
Дело N А25-764/2006-7 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2007.
дата изготовления постановления в полном объеме 27.07.2007
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ничковой В.В., и участии в деле от истца - Карачаево-Черкесского Республиканского территориального фонда обязательного страхования - Чотчаева Ш.Х., Рокотьян М.В. (доверенности от 20.02.2007 N 1982), Коваль-Зайцева Е.Н. (доверенность от 23.07.2007 N 1490), Писаревой А.Г. (доверенность от 23.07.2007 N 1489), Карасовой К-Х.С. (доверенность от 23.07.2007 N 1487), от ответчика - Контрольно счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики -Кадралиева Х.Х. (доверенность от 12.07.2007 N 3), третьего лица - закрытого акционерного общества "МАКС-М" - Рокотьян Д.И. (доверенность от 16.04.2007 N 81), рассмотрев апелляционную жалобу Карачаево-Черкесского Республиканского территориального фонда обязательного страхования и апелляционную жалобу Контрольной счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.05.2007 по делу N А25-764/2006-7 (судья Кукоев А.А.), установил следующее.
Карачаево-Черкесский Республиканский территориальный фонд обязательного страхования (далее - территориальный фонд) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительным предписания от 28.04.2006 N 156 Контрольно счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики (далее - счетная палата).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено закрытое акционерное общество "МАКС-М".
Решением суда от 29.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.11.2006, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2007 решение от 29.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.11.2006 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-764/2006-7 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Решением суда от 22.05.2007 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд пришел к выводу о незаконности обжалуемого предписания счетной палаты от 28.04.2006 N 153.
Не согласившись с принятым решением, счетная палата обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.05.2007 и принять новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению счетной палаты, суд неверно применил нормы материального права, не исследовал фактические обстоятельства дела.
Не согласившись с принятым решением, территориальный фонд обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.05.2007 в части и принять новый судебный об удовлетворении заявленных требований полностью.
В судебном заседании представители территориального фонда и счетной палаты поддержали доводы жалобы и отзыва.
Представитель третьего лица ЗАО "МАКС-М" возражал против доводов жалобы счетной палаты.
Правильность решения от 22.05.2007 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, и выслушав доводы представителей сторон, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы счетной палаты и фонда социального страхования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, счетной палатой проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности территориального фонда по вопросу исполнения бюджета за 2005 год. Результаты проверки отражены в акте от 17.03.2006, на который поданы разногласия от 24.03.2006. По результатам рассмотрения разногласий счетной палатой выдано предписание от 28.04.2006 N 156.
Согласно предписанию от 28.04.2006 N 156, территориальный фонд должен восстановить: незаконную оплату ЗАО "МАКС-М" по застрахованным гражданам, без заключения договора на ведение дела в сумме 1963, 6 тыс. рублей; незаконно использованные средства по оплате труда на содержание сверхштатных единиц в сумме 1763, 9 тыс. рублей; незаконно использованные средства при проведении текущего ремонта в сумме 83,7 тыс. рублей, а также утвердить лимиты и списание ГСМ производить в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991 N 1499-1 (далее - Закон N 1499-1) медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства согласно заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
В статье 5 Закона N 1499-1 указано, что "каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис". Кроме того, в пункт 6.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/и, предусматривает, что полис является "документом, удостоверяющим заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан...".
Таким образом, гражданин считается застрахованным, если в отношении него заключен договор медицинского страхования со страховой медицинской организацией и ему выдан страховой медицинский полис, который является подтверждением того факта, что данный гражданин застрахован.
Судом первой инстанции установлено, что до 01.04.2005 территориальный фонд, кроме указанных в Законе N 1499-1 функций территориального фонда, одновременно осуществлял функции страховой медицинской организации.
Согласно договору от 01.04.2005 N 19/СМО/05, заключенного между ЗАО "МАКС-М" и территориальным фондом, ЗАО "МАКС-М" являлось страховщиком для 322016 человек - неработающих граждан, в отношении которых ЗАО "МАКС-М" заключило договор обязательного медицинского страхования с Правительством Республики от 08.04.2005 N 3. В декабре 2005 года заключены договоры на страхование работающих граждан в количестве 73155 человек.
Как следует из договора заключенного между фондом социального страхования и ЗАО "МАКС-М" установлена численность в количестве 395421 человека, фактическое финансирование осуществлялось в количестве 409267 человек, то есть на 13846 человек больше, чем указано в договоре.
Согласно пункту 1.2 договора территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности "Страховщик" в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным и договорам обязательного медицинского страхования граждан, а "Страховщик" в свою очередь принимает на себя обязательства использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями настоящего договора.
Пунктом 2.13 договора установлено, что "Страховщик" формирует из полученных от территориального фонда средств на основании утвержденных территориальным фондом единых нормативов: средства на оплату медицинской помощи в пределах установленных гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии с выставленными счетами на основании заключенных с лечебно-профилактическим учреждениями договоров; средства на ведение дела в размере 3% от полученных средств, а также средств, направленных на централизованный закуп лекарственных средств, изделий медицинского назначения, продуктов питания, мягкого инвентаря для нужд лечебно-профилактических учреждений республики, и средств, использованных этими учреждениями не по целевому назначению, утвержденных по уведомлению территориального фонда.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 1499-1, договор обязательного медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное, что согласно статье 12 Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений страхователей в виде единого социального налога, порядок исчисления и уплаты, который установлен Главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, поступающего после регистрации страхователя в порядке статьи 9.1 закона, в соответствующий территориальный фонд.
Согласно части 1 статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования должен быть заключен в письменной форме.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК РФ).
Динамика численности застрахованных граждан оформлялась актами приема-передачи базы данных и соответствующими письмами.
Согласно части 2 статьи 15 Закона N 1499-1, страховая медицинская организация обязана осуществлять деятельность по ОМС на некоммерческой основе. В типовом договоре ОМС работающих граждан, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1999 N 1418 и правилами обязательного медицинского страхования в Карачаево-Черкесской Республикие, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.10.2005 N 5 как таковое отсутствует условие об оплате страховщику расходов на ведение данного договора.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался разъяснениями федерального фонда обязательного медицинского страхования изложенных в письме от 25.04.2006 N 28/9/101 в котором указано, что в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.02.2004 N 23 "О республиканском государственном заказе на поставку медицинского оборудования, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров (работ, услуг) для нужд лечебно-профилактических учреждений республики" закупка лекарственных средств и изделия медицинского назначения для нужд медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС, за счет средств территориального фонда осуществляется централизованно, на конкурсной основе. Указанное постановление предусматривает направление на централизованные закупки до 70% финансовых средств, предусмотренных в структуре тарифов на оплату медицинской помощи в части затрат на медикаменты.
Временным порядком финансового взаимодействия (утвержден приказом ФОМС от 05.04.2001 N 1512/21-1 по согласованию с Минфином и Минздравом России, государственная регистрация в Минюсте России от 20.06.2001 N 2756) установлено, что территориальный фонд ОМС осуществляет финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным средне-душевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а расходы по лекарственному обеспечению входят в состав тарифа на медицинскую помощь, то оплата на ведение дела страховой медицинской организации, рассчитанной с учетом размера средств направленных на централизованную закупку медикаментов, не является нарушением в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Из письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 04.03.2004 N 639/80-1 "О применении Типовых правил ОМС" следует, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования полагает возможным внесение изменений в территориальные правила обязательного медицинского страхования, в том числе в приложение к ним, принятых в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и противоречащих законодательству Российской Федерации.
Следовательно, пункт 2.13 договора от 01.04.2005 N 19/СМО/05 отсутствующий в утвержденных типовых формах договора, но включенный в указанный выше договор между территориальным фондом и ЗАО "МАКС-М" не противоречит действующему нормативному правовому акту, так как реализует положения, закрепленные постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 13.02.2004 N 23 "О республиканском государственном заказе на постановку медицинского оборудования, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров (работ, услуг) для нужд лечебно-профилактических учреждений республики".
ЗАО "МАКС-М" заключены договоры с медицинскими учреждениями, имеющими лицензии на право оказания медицинской помощи по Программе ОМС на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Оспариваемым ненормативным актом территориальным фондом также предложено восстановить незаконно использованные средства по оплате труда на содержание сверхштатных единиц в сумме 1763,9 тыс. рублей.
В акте проверки указано (Раздел IV Расходы на содержание аппарата управления КЧР ТФОМС), что проверкой обоснованности установления нормативной численности работников ТФОМС установлено, что нормативная численность рассчитывается в соответствии с Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11.07.2000 N 57 "Об утверждении Методических указаний по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным, функциям". В акте отмечено, что данный приказ утвержден в 2000 году, в котором предусмотрены функции сбора, учета и контроля поступления страховых взносов и платежей на ОМС, а также функции страховщика. На момент проверки то есть с 2001 года функции сбора, учета и контроля поступления страховых взносов и платежей на ОМС переданы Министерству РФ по налогам и сборам, а с апреля 2005 года функции страховщика выполняет страховая медицинская организация.
Из акта проверки следует, что по штатным расписаниям, утвержденным руководителем счетной палаты в течение проверяемого периода несколько раз (с 01.01.2005 по 01.08.2005), по территориальному фонду штатная численность превышает данные, расчетные в ходе проверки, в среднем на 14,3 единиц.
Суд первой инстанции установил, что территориальным фондом штатное расписание утверждалось исполнительным директором в соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11.07.2000 N 57 "Об утверждении методических указаний по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям" (далее - Методические указания ), которые согласно пункта 1 приказа введены в действие с 01.01.2001. Факт передачи территориальным фондом с 2001 функции сбора, учета и контроля поступления страховых взносов и платежей на обязательное медицинское страхование налоговому органу, а с апреля 2005 функции страховщика страховой медицинской организации заявитель указывает на то, что отдел контроля за поступление средств утратил свою функцию лишь в указанной части, но продолжил осуществлять следующие:
- подготовка договоров на ОМС неработающего населения и осуществления контроля за выполнение обязательств по ним;
- оказание консультативной и методической помощи плательщикам;
- обеспечение сбора, учета и контроля поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения;
- регистрация и постановка на учет плательщиков страховых взносов, поддержание в актуальном состоянии базы данных;
- организация и проведения камеральных и документальных проверок плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения;
- осуществление контроля за порядком и срокам предоставления плательщиками страховых взносов расчетных ведомостей, правильностью их заполнения;
- участие в подготовке необходимых материалов для рассмотрения в суде спорных вопросов по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения;
- взаимодействие с органами УФНС по КЧР, Министерством финансов КЧР, Правительством КЧР, органами федерального казначейства;
- ежедневного получения реестров перечисленных поступлений к платежным поручениям, необходимых для составления ежедневной отчетности и для предоставления данных о поступлении налоговых платежей в доходы бюджетов фондов и бухгалтерию КЧР ТФОМС по вопросу перечисления в части: единого специального налога (взносы);
- недоимка, пени и штрафы по взносам в фонд обязательного медицинского страхования;
- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- единый сельскохозяйственный налог.
Законом Карачаево-Черкесской Республики " О внесении изменении в Закон КЧР" "О бюджете КЧР ТФОМС на 2005 год" от 08.12.2005 N 97-РЗ на выполнение управленческих функций территориального фонда в 2005 утверждена сумма расходов 17 551 тыс. рублей, что составляет 2,9% от плана по доходам бюджета территориального фонда.
Проверкой установлено, что отчисление на содержание исполнительной дирекции территориального фонда в 2005 составило 15 275 тыс. рублей, сумма недофинансирования составила 1797,2 тыс. рублей.
Из акта проверки следует, что смета расходов на содержание работников исполнительной дирекции территориального фонда корректировалась в течение 2005 года по статьям расходов исполнительным директором в пределах выделенных средств.
Пунктом 2 Приказа от 11.07.2005 N 57 "Об утверждении методических указаний по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям" установлено, что исполнительным директором территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется расчет штатной численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденными методическими указаниями с учетом установленного по согласованию с правлением территориального фонда ОМС и рекомендациями Федерального фонда ОМС норматива финансовых средств, выделенных на выполнение фондом управленческих функций.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что расходы на выполнение управленческих функций территориального фонда определены в соответствии с Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11.07.2000 N 57 "Об утверждении нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям", Законом Карачаево-Черкесской Республики от 08.12.2005 N 97-РЗ.
Судом первой инстанции установлено, что территориальным фондом заключены договоры на выполнение работ (оказания услуг) с гражданином Корнеевым И.Г. от 01.06.2005 N 42-1/У-05, от 01.07.2005 N 44-1/У-05, от 01.08.2005 N 46/У-05, от 01.09.2005 N 47/У-05.
Актами приема-передачи, выполненных работ (оказанных услуг), подписанными сторонами от 30.06.2005, от 31.07.2005, от 30.08.2005, от 30.09.2005, стоимость работ составила 83,7 тыс. рублей.
Согласно части 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, они должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Проверкой обстоятельств, указывающих на нарушение Федерального закона Российской Федерации от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" территориальным фондом при проведении текущего ремонта административного помещения не установлено.
Из письма РГУ "Управления государственной вневедомственной экспертизы строительства Карачаево-Черкесской Республики" от 06.07.2006 N 25 усматривается, что при проведении ремонтных работ, выполняемых за счет собственных средств, при отсутствии специалиста для осуществления технического надзора, предприятие вправе привлекать специалиста службы технического надзора и затраты на эти цели относятся к прочим.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Корнеевым И.Г. обязательства исполнены в полном объеме и в сроки, обусловленные договорами.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами решений, возлагается на соответствующий орган.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что счетная палата не доказала законность и обоснованность принятого ею предписания, а территориальный фонд представил суду необходимые доказательства о несоответствии данного предписания Контрольно счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (ст. 270 АПК РФ), отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.05.2007 по делу N А25-764/06-7 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-764/2006
Истец: обязательного медицинского страхования КЧР, Карачаево-Черкесский республиканский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (КЧР ТФОМС), КЧР ТФОМС
Ответчик: Контрольно-счётная палата Карачаево-Черкесской Республики (КСП КЧР), Контрольно-счетная палата КЧР
Третье лицо: ЗАО "Макс-М", ЗАО "Медицинская акционерная страховая компания" ЗАО "Макс-М", ЗАО "Московская акционерноая страховая компания" в лице филиала в г. Черкесске, Контрольно-счетная палата КЧР, Филиал ЗАО "Макс-А" в г.Черкесске, Филиал ЗАО "Макс-М" в г. Черкесске
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-737/07