г. Томск |
|
09 ноября 2011 г. |
Дело N 07АП-8813/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2011 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дедковой И.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Безугляк В.В. по доверенности от 11.01.2011 г.. (по 31.12.2011 г..) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления лесами Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 06 сентября 2011 года по делу N А03-9821/2011 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж"
(ОГРН 1022201145230, ИНН 2222015795)
к Управлению лесами Алтайского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" (далее - заявитель, Общество, ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановлений Управления лесами Алтайского края (далее - Управление) от 30.06.2011 N 07-01-21/111 и N 07-01-21/112 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 и статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дела, возбужденные по указанным заявлениям (N А03-9820/2011, N А03-9821/2011), определением от 05 сентября 2011 судом объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А03-9821/2011.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.09.2011 г.. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый акт, мотивируя несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, в частности не применен закон, подлежащий применению, не правильно истолковал закон; доводы Управления со ссылкой на ч. 2 ст. 61, ст.87 Лесного Кодекса РФ, п.45 Правил лесовосстановления, ст. 13 Федерального Закона от 04.12.2006 г.. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного Кодексам РФ" не получили оценки суда; делая вывод о том, что на момент обследования лесокультурных площадей еще не истек срок лесовосстановительных работ, суд не учел, что лесовосстановительные работы в это время были выполнены, сеянцы уже были высажены, что подтверждается актами обследования; таким образом, нарушив сроки посадки лесных культур, Общество не обеспечило соблюдение Правил лесовосстановления и условия договоров аренды при выполнении лесовосстановительных работ; суд допустил противоречия в своих суждениях, соглашаясь с доводом Управления об обязанности заявителя выполнить мероприятия по искусственному лесовосстановлению на обследованных площадях весной 2011 г.., одновременно согласился с доводом заявителя о его праве выполнять эти работы до 30.06.2011 г.., основываясь на Приложении N 6 к договорам аренды.
ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" отзыв на апелляционную жалобу не представило (ст. 262 АПК РФ), извещенное в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило.
В соответствии с ч.1 ст.266, ч.3 ст.156 АПК РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрение в отсутствие неявившего представителей ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления лесами Алтайского края, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" является арендатором участка лесного фонда на основании договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 7/4.
12.05. 2011 г.. должностными лицами Управления в присутствии инженера охраны, защиты и воспроизводства лесов Общества Леонова Н.П. проведено обследование лесокультурных площадей территорий Обского и Червянского участковых лесничеств Боровлянского лесничества, на которых Обществом осуществлена посадка лесных культур, в результате чего выявлено:
- в квартале 48 выделе 31 Червянского участкового лесничества на площади 2,7 га. ширина между бороздами не выдержана и колеблется от 5,1 м до 9 м., при плане посадки 4,4 тыс. сеянцев на 1 га. фактически высажено 3.7 тыс. сеянцев на 1 га;
- в квартале 60 выделе 52 Червянского участкового лесничества на площади 0,5 га. По периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 65 выделе 29 Червянского участкового лесничества на площади 1,7 га. Не выдержана схема смешения пород: по проекту лесовосстановления С-С-С-Л, а фактически -С-С-С-С, выявлена неудовлетворительная заделка корневой системы при посадке сеянцев; по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 98 выделе 44 Обского участкового лесничества на площади 1,0 га. выявлена неудовлетворительная заделка корневой системы при посадке сеянцев лиственницы; при плане посадки 4,4 тыс. сеянцев на 1 га, фактически высажено 2,0 тыс. сеянцев на 1 га;
- в квартале 87 выделе 50 Обского участкового лесничества на площади 2,1 га. подготовка почвы неудовлетворительная, наблюдается захламленность порубочными остатками; ширина между бороздами не выдержана и колеблется от 5,0 м до 7,1 м.; выявлена неудовлетворительная заделка корневой системы при посадке сеянцев лиственницы; при плане посадки 4,4 тыс. сеянцев на 1 га, фактически высажено 2,9 тыс. сеянцев на 1 га., что зафиксировано в актах обследования от 12.05.2011 N N 1417, 20.
ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" также является арендатором лесного участка на основании договора аренды участка лесного фонда от 22.12.2008 N 7/5.
По результатам проверки, проведенной в период с 11 по 12 мая 2011 должностными лицами Управления в присутствии инженера охраны, защиты и воспроизводства лесов Общества Леонова Н.П. лесокультурных площадей территорий Южаковского, Боровлянского, Зонального, Акутихинского участковых лесничеств Боровлянского лесничества, на которых Обществом осуществлена посадка лесных культур, в результате чего выявлено:
- в квартале 8 выделе 70 Зонального участкового лесничества на площади 2,3 га. на лесокультурной площади наблюдается захламление лесосечными отходами, вследствие чего подготовка почвы и посадка лесных культур проведена не на всей лесокультурной площади. Выявлена неудовлетворительная заделка корневой системы при посадке сеянцев лиственницы;
- в квартале 8 выделе 69 Зонального участкового лесничества на площади 2,0 га. при плане посадки 4.4 тыс. сеянцев на 1 га, фактически высажено 2,6 тыс. сеянцев на 1 га., участок не полностью очищен от порубочных остатков, неудовлетворительная подготовка почвы, борозды нарезаны хаотично, заделка корневой системы неудовлетворительная, не выдержана схема посадки;
- в квартале 9 выделе 52 Зонального участкового лесничества на площади 3,2 га. подготовка почвы и посадка лесных культур произведена не на всей площади;
- в квартале 173 выделах 16, 18 Акутихинского участкового лесничества на площади 5,3 га. выявлена неудовлетворительная подготовка почвы, участок не полностью очищен от порубочных остатков;
- в квартале 167 выделе 5 Акутихинского участкового лесничества на площади 2,2 га. по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 113 выделе 54 Южаковского участкового лесничества на площади 2,6 га. по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 113 выделе 53 Южаковского участкового лесничества на площади 2,4 га. по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 63 выделе 3 Боровлянского участкового лесничества на площади 2,5 га. по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 61 выделе 34 Боровлянского участкового лесничества на площади 1,6 га. по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 62 выделе 20 Боровлянского участкового лесничества на площади 2,1 га. размещение посадочных мест не соответствует проекту лесовосстановления; по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 59 выделе 54 Боровлянского участкового лесничества на площади 3,0 га. не выдержана схема смешения пород; по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы;
- в квартале 60 выделе 36 Боровлянского участкового лесничества на площади 5,2 га. не выдержана схема смешения пород; по периметру лесокультурной площади не созданы противопожарные минерализованные полосы.
Данные обстоятельства отражены в актах обследования от 11-12 мая 2011 года N N 1-11, 13.
Наличие указанных действий (бездействия) вменены Управлением Обществу в качестве нарушения п.п.14-17, 21 Проекта лесовосстановления, п.п. 8, 22, 31, 39 Правил лесовосстановления, п.п. 3.4.15, 3.4.22 договоров N N 7/4, 7/5.
По фактам нарушений, выявленных на территории Обского и Червянского участковых лесничеств, в отношении Общества 14.06.2011 составлен протокол N 07-1- 21/112 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 и статьей 8.27 КоАП РФ; 30.06.2011 старшим государственным лесным инспектором Безугляком В.В. вынесено постановление N07-1-21/112 о привлечении Общества к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
По фактам нарушений, выявленных на территории Южаковского, Боровлянского, Зонального, Акутихинского участковых лесничеств, в отношении Общества 14.06.2011 составлен протокол N 07-1-21/111 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.25 и статьей 8.27 КоАП РФ.
30.06.2011 старшим государственным лесным инспектором Безугляком В.В. вынесено постановление N 07-1-21/111, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что указанные постановления не соответствуют закону, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные ООО УПТК "Алтайагроспеционтаж" требования и признавая незаконными постановления Управления лесами Алтайского края, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент проверки срок лесовосстановительных работ не истек; Общество имеет объективную возможность до 30.06.2011 г.. в полном объеме осуществить лесовосстановительные работы, предусмотренные законодательством, проектами лесовосстановления и договорами N 7/4, 7/5.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из фактически установленных обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Статьей 8.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами, а в силу ст. 62 Лесного кодекса лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Пунктом 31 Правил лесовосстановления (далее- Правила) предусмотрено, что частичная механическая обработка почвы осуществляется путем полосной вспашки, минерализации или рыхления почвы на полосах или площадках, нарезки борозд или траншей, образования микроповышений (пластов, гряд, гребней, холмиков), подготовки ямок. При обработке почвы бороздами или полосами должны обеспечиваться их прямолинейность и параллельность.
Пунктом 39 указанных Правил определено, что на вырубках первоначальная густота культур, создаваемых посадкой сеянцев на сухих почвах и в лесостепной зоне - 4 тыс.на 1 гектаре.
В соответствии с пунктом 22 Правил при подготовке лесного участка для создания лесных культур проводятся мероприятия по созданию условий для качественного выполнения всех последующих технологических операций, а также для уменьшения пожарной опасности и улучшения санитарного состояния лесных культур.
В силу пункта 8 Правил лесовосстановления лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления. Проект лесовосстановления должен содержать: характеристику местоположения лесного участка (наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка); характеристику природно-климатических условий лесного участка (в т.ч. рельефа, гидрологических условий, почвы и др.); характеристику вырубки (количество пней на единице площади, состояние очистки от порубочных остатков и валежной древесины, характер и размещение оставленных деревьев и кустарников, степень задернения и минерализации почвы и др.); характеристику имеющегося подроста и молодняка лесных древесных пород (состав пород, средний возраст, средняя высота, количество деревьев и кустарников на единице площади, размещение их по площади лесного участка, состояние лесных насаждений и его оценка, др.); обоснование проектируемого способа лесовосстановления, породного состава восстанавливаемых лесов; сроки и способы выполнения работ по лесовосстановлению; показатели оценки восстанавливаемых лесов для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, состав пород, средняя высота и другие).
Пунктами 3.4.15, 3.4.22 договоров аренды N N 7/4, 7/5 предусмотрена обязанность Общества соблюдать Правила лесовосстановления иные нормы и правила, установленные действующим законодательством, строго соблюдать агротехнику при создании лесных культур.
Пунктами 14, 15, 16, 17, 21 Проекта лесовосстановления предусмотрено: борозды на лесокультурной площади должны быть размещены параллельно, рядами, расстояние между центрами борозд -3,5 м, ширина борозд -0,7 м. Расстояние между рядами -3,5 м, в рядах -0,65 м. Количество посадочных мест -4,4 тыс. штук на 1 га. Схема смешения пород: С-С-С-Л-С-С-Л-С-С-Л. Лесокультурная площадь должна быть опахана по периметру минерализованной полосой шириной 1,4 м.
Согласно пункта 3 Правил лесовосстановления искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений.
Пунктом 3.4.11 договоров N N 7/4, 7/5 на Общество возложена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в приложении N 6 к настоящему договору и проекте освоения лесов.
Из оспариваемых постановлений Управления следует, что в нарушение вышеуказанных норм Общество при выполнении работ по искусственному лесовосстановлению не подготовило лесной участок для создания лесных культур, не очистило участок от порубочных остатков, не обеспечило прямолинейность и параллельность борозд, а также расстояние между центрами борозд 3,5 м, допустило снижение первоначальной густоты культур менее 4 тыс. штук на 1 га, неудовлетворительно выполнило заделку корневой системы сеянцев, подготовку почвы и посадку лесных культур Общество провело не на всей лесокультурной площади, по периметру лесокультурной площади Обществом не созданы противопожарные минерализованные полосы.
Признавая незаконными постановления, суд указал на то, что в соответствии с приложением N 6 к договорам N 7/4, 7/5, вышеперечисленные лесовосстановительные работы, должны быть осуществлены Обществом во 2, либо 2-3 кварталах каждого текущего года.
Таким образом, арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что на момент проверки (11-12 мая 2011 г..) срок выполнения лесовосстановительных работ не истек.
Довод Управления со ссылкой на пункт 45 Правил лесовосстановления, согласно которому лучшим сроком посадки и посева лесных культур является ранняя весна, до начала распускания почек, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку конкретные сроки проведения лесовосстановительных работ закреплены в приложениях N 6 к договорам NN7/4, 7/5, а равно ссылку на завершение Обществом на момент проверки лесовосстановительных работ на лесокультурных площадях, как не подтвержденную документально.
Доводы подателя апелляционной жалобы на необходимость применения в данном случае Указаний по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материала, которыми установлен период технической приемки исходя из сроков окончания лесовосстановительных работ - не ранее 10 и не позднее 20 дней с момента окончания работ, а в приложении N 6 к договору аренды указан период, в течение которого лесовосстановительные мероприятия осуществляются, отклоняются, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ состоит в том, что лесопользователь нарушает установленные заключенным договором условия использования леса, то есть в данном случае, доказыванию административным органом подлежит нарушение условий заключенных договоров, а не указаний по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению; объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ является нарушение Правил лесовосстановления, при этом, исходя из пункта 8 Правил лесовосстановления сроки и способы выполнения работ по лесовосстановлению должны содержаться в проекте лесовосстановления; в связи с чем, положения Правил лесовосстановления подлежат применению наряду с проектом лесовосстановления, проекты лесовосстановления для арендованных лесных участков Обществу были утверждены отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Боровлянскому лесничеству Управления лесами Алтайского края, в которых определены виды и способы ухода, их кратность и время проведения (месяц) (указаны месяцы июнь- август, дело N А03-9821/2011, л.д.100-103, 105-107, т.1; дело N А03-9820/2011 л.д.96-99, 102-105, т.1), то есть на момент проведения проверки сроки лесовосстановления также не истекли.
Арбитражный суд, согласившись с доводом Управления о том, что проектами лесовосстановления Общества проведение мероприятий по искусственному лесовосстановлению предусмотрено весной 2011 г.., правомерно указал, на факт проведения проверки до окончания последнего весеннего месяца и в данной части, суд апелляционной инстанции не находит противоречий в суждениях арбитражного суда.
При таких обстоятельствах, вывод суда о не истечении к моменту проверки сроков лесовосстановительных работ, в связи с чем, Общество имело объективную возможность до 30.06.2011 в полном объеме осуществить лесовосстановительные работы, предусмотренные законодательством, проектами лесовосстановления и договорами N N 7/4, 7/5 соответствует фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, приводимые Управлением в апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не принятие судом первой инстанции возражений Управления относительно заявленных требований мотивированы; противоречий в выводах суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, учитывая, что на момент проверки и вынесения оспариваемых постановлений срок проведения работ по уходу за лесными культурами, лесовосстановительных работ не истек, неоспоримых доказательств не проведения Обществом указанных работ в установленный срок в материалы дела не представлено, судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие в действиях Общества событий вменяемых ему административных правонарушений, в связи с чем, обоснованно признаны незаконными и отменены оспариваемые постановления.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющимися в силу статей 268, 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, частью 5.1 статьи 211, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 сентября 2011 года по делу N А03-9821/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9821/2011
Истец: ООО Управление производственно-Технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж", ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж"
Ответчик: Управление лесами Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8813/11