г. Санкт-Петербург |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело N А56-21994/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Анисимов Р.Ю. по доверенности от 01.06.2011 N 01/06;
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9452/2011) Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2011 по делу N А56-21994/2011 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Петербургское Агентство Недвижимости"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконными и отмене двух постановлений и представления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Петербургское Агентство Недвижимости" (191186, г. Санкт-Петербург, Волынский пер., дом 1/36, ОГРН 1027809248004, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, предмет которого изменен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными и отмене двух постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (191123, г. Санкт-Петербург, наб. Робеспьера, 10, лит. А, ОГРН 1027809169629, далее - Управление) от 21.03.2011 N N 04-23/47-1/1, 04-23/47-1/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления Управления от 31.01.2011 (исх. N 04-12/2-1363 от 01.04.2011) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 13.07.2011 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявления Общества. По мнению административного органа, Общество является субъектом вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 04.03.2011 N 04-03.2011 в период с 17.03.2011 по 25.03.2011 проведена выездная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2007 по 28.02.2011. В ходе проверки установлено, что Общество зарегистрировано 19.09.1997; в числе видов деятельности, которыми Общество может заниматься, согласно Уставу (пункт 2.2), указана риэлтерская деятельность с кодом ОКВЭД 70.31.12 - посреднические услуги при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества. При этом Обществом, в нарушение требований статьей 6, 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) документально не зафиксированы и не представлены в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, а также в нарушение положений пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 N256 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Обществом не исполнена обязанность по организации внутреннего контроля, а именно: не предъявлены данные и документы, подтверждающие факт прохождения должностными лицами вводного инструктажа, планового инструктажа, внепланового инструктажа, участия работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (целевой инструктаж), а также самостоятельного изучения работниками соответствующего законодательства в данной области, правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления. Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.03.2011 N 29.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, 25.03.201 Управлением в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях N 04-23/47-1/1, N 04-23/47-1/2.
Постановлением от 31.03.2011 N 04-23/47-1/1 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, с учетом применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения. Названным постановлением Обществу вменено неосуществление внутреннего контроля.
Постановлением от 31.03.2011 N 04-23/47-1/2 Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за неисполнение обязанности документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
В этот же день (31.03.2011) Управлением вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (исх. N 04-12/2-1363 от 01.04.2011). Управлением установлено, что причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения, признаются недостаточное знание действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также недостаточная организация в Обществе работы по исполнению указанной отрасли законодательства РФ. На основании статьи 29.13 КоАП РФ Обществу предписывалось принять меры по устранению указанных причин и условий (провести работу по улучшению организации указанной работы, назначить соответствующее лицо, принять иные меры, направленные на недопущение указанных нарушений в будущем) и сообщить о них в месячный срок со дня получения представления.
Общество оспорило постановления и представление Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, установив, что наличие в Уставе указания на возможность осуществления деятельности по предоставлению посреднических услуг при отсутствии доказательств фактического оказания таких услуг, не является основанием отнесения Общества к субъектам, указанным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Статьей 15.27 КоАП РФ (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С 24.01.2011 вступила в действие новая редакция статьи 15.27 КоАП РФ, частью 2 которой предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии со статьей 3 Закона N 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Данные организации обязаны идентифицировать организацию, являющуюся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и проверить, относится ли она к организации, в отношении которой имеются полученные в установленном в соответствии с Законом N 115-ФЗ порядке сведения о ее причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическому лицу, прямо или косвенно находящемуся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическому или юридическому лицу, действующему от имени или по указанию таких организации или лица.
При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, перечисленные в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 указанного закона сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной сумме 3000000 рублей, или превышает ее. В силу пункта 1 указанной статьи операция подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, указанных в данной статье.
Как правильно указал суд первой инстанции, из анализа положений пункта 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ следует, что идентификация организации, являющейся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и ее проверка на предмет соответствия перечню указанных организаций возложена на организацию, оказывающую посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, только в случае фактического проведения операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава Общества предметом его деятельности является, в том числе, риэлтерская деятельность с кодом ОКВЭД 70.31.12 - предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество не является субъектом, на которого распространяются требования статьи 5 Закона N 115-ФЗ.
При проведении проверки срок привлечения к административной ответственности не истек по одной выявленной операции на сумму 15 106 173 руб. по договору N 30/ДА-10 от 31.01.2010, зарегистрированному в ФРС 23.06.2010.
Вместе с тем, как следует из текста договора долгосрочной аренды объектов нежилого фонда N 30/ДА-10 от 31.01.2010, заявитель является стороной сделки. Данный факт не оспаривается Управлением. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество фактически оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Указание в пункте 2.2. устава Общества на то, что одним из видов своей деятельности Общество осуществляет риэлтерскую деятельность, не является доказательством фактического осуществления заявителем такого рода деятельности.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом, данные о видах деятельности Общества внесены в ЕГРЮЛ на основании протокола внеочередного общего собрания его участников от 05.07.2010, о чем 19.07.2010 выдано Свидетельство ГРН 7107847927015, код ОКВЭД зафиксирован в госреестре и отражен в выписке из ЕГРЮЛ 19.07.2010, из чего следует, что на момент заключения спорной сделки 31.01.2010, сведения о ведении Обществом деятельности по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества в госреестре не содержались.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что административным органом не представлено доказательств наличия составов вмененных административных правонарушений в действиях (бездействии) Общества.
Согласно статье 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, признал незаконными и отменил оспариваемые постановления административного органа, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2011 по делу N А56-21994/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21994/2011
Истец: ООО "Петербургское Агентство Недвижимости"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9452/11