г. Саратов |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело А06-3170/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Трансфер" - Босов С.В. по доверенности от 04.04.2011 г..,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Балтыкова Е.М. по доверенности N 1 от 11.01.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансфер" (Астраханская область, г. Ахтубинск)
на решение арбитражного суда Астраханской области от "29" июля 2011 года по делу N А06-3170/2011, принятое судьей Цепляевой Л.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансфер" (Астраханская область, г. Ахтубинск)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г.Астрахань)
заинтересованные лица: Государственное предприятие Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (г. Астрахань), муниципальное предприятие "Ахтубинское автотранспортное предприятие" (Астраханская область, г.Ахтубинск)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Астраханской области от 29.07.2011 г.. отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Трансфер" (далее - ООО "Трансфер", общество, заявитель) о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 16.02.2011 г.. N 32-К-03-11, которым ООО "Трансфер" и Государственное предприятие Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее - ГП АО "ПАТП N3") признаны нарушившими ч.2 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок на автомобильном транспорте по маршруту "Ахтубинск-Волгоград".
ООО "Трансфер", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Астраханской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, считает принятое по делу решение законным и обоснованным.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится без участия представителей ГП АО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3", муниципального предприятие "Ахтубинское автотранспортное предприятие" (далее - МП "Ахтубинское АТП"), извещенных надлежащим образом о времени и м есте проведения судебного заседания.
Как следует из материалов дела, ООО "Трансфер" осуществляет перевозку пассажиров по межобластному маршруту "г.Ахтубинск - г. Волгоград" в соответствии с лицензией от 14.11.2008 N АСС-30-14059-001 "На право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом вместимостью более 8 человек" и согласно утвержденному Паспорту автобусного маршрута N 516 внесенного в реестр Минтрансом России 18.06.2009 года за номером 3016516.
В УФАС России по Астраханской области поступило заявление ГП АО "ПАТП N 3" о нарушении им и ООО "Трансфер" Закона о защите конкуренции. В обосновании своей жалобы ГП АО "ПАТП N 3" указало на факт заключения между ГП АО "ПАТП N 3" и ООО "Трансфер" соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте "Ахтубинск-Волгоград" (т. 1, л.д. 72).
Решением УФАС России по Астраханской области от 16.02.2011 г.. по делу N 32-К-03-11 ООО "Трансфер" было признано нарушившим ч.2 ст.11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок на автомобильном транспорте по маршруту "Ахтубинск-Волгоград".
ООО "Трансфер", не согласившись с вынесенными антимонопольным органом решением, обратилось в арбитражный суд Астраханской области с указанными требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены судебного акта первой инстанции.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 г.. N 178 в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг, для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов разработан и утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 6 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает:
-схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);
- расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;
-размер платы за проезд и провоз багажа;
-график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Согласно пункту 3 Порядка, открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок предусматривает решение вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации, представление перевозчиками соответствующих документов, их регистрации, проведение по ним экспертиз, получение согласия на открытие маршрута.
Согласно пункту 9 Порядка, после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
В соответствии с пунктом 16 Порядка Министерство транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Трансфер" осуществляет перевозки пассажиров по маршруту N 516 "Ахтубинск-Волгоград" с июня 2009 года.
26.06.2009 г.. между ООО "Трансфер" и Казенным предприятием Астраханской области "Астраханьтрансавто" был заключен договор N 365 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок" (т. 3 л.д. 82-85).
В связи с реорганизацией Казенного предприятия АО "Астраханьтрансавто" путем присоединения к ГП Астраханской области "Пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (далее - ГП АО "ПАТП N 3") 26.08.2009 г.. между ГП АО "ПАТП N 3" и ООО "Трансфер" был заключен договор N 365/1 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок".
Согласно расписанию движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", утвержденному 23.12.2008 г.. и внесенному в реестр Министерства транспорта Российской Федерации 18.06.2009 г.. N 3016516, по маршруту движения имеется три остановочных пункта: Волгоград-Знаменск-Ахтубинск.
Согласно Тарифам на перевозку пассажиров и багажа регулярного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград" между субъектами Российской Федерации (лист 8 паспорта автобусного маршрута N 516 "Ахтубинск-Волгоград") для перевозчика ООО "Трансфер" установлены следующие тарифы: Ахтубинск - Знаменск - 60 рублей; Знаменск -Волгоград - 160 рублей; Ахтубинск- Волгоград - 220 рублей.
08.10.2009 г.. в адрес ГП АО "ПАТП N 3" от ООО "Трансфер" поступило письмо N 12 от 02.10.2009 г.. о внесении изменений в стоимость проезда пассажиров и провоза багажа по прилагаемым тарифам и схеме маршрута.
Согласно приложенной к вышеуказанному письму схеме регулярного междугородного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград", утвержденной директором ООО "Трансфер" Огриным О.Н. 02.10.2009 г.., помимо трех остановочных пунктов, установленных Расписанием движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", обозначены еще шесть остановочных пунктов, а именно: тр. Покровка, тр. Пологое Займище, тр. Капустин Яр, тр. Ленинск, тр. Средняя Ахтуба, тр. г. Волжский. На схеме от 02.10.2009 г.. указанные остановочные пункты обозначены как остановки по требованию.
05.03.2010 г.. в адрес ГП АО "ПАТП N 3" от ООО "Трансфер" в лице генерального директора общества О.Н. Огрина поступило письмо о внесении изменений стоимости проезда пассажиров и провоза багажа по прилагаемым тарифам и схеме с приложением вышеуказанной схемы регулярного междугородного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград", утвержденной директором ООО "Трансфер" Огриным О.Н. 02.10.2009 г.., с обозначением девяти остановочных пунктов, из которых шесть остановочных пунктов, а именно: тр. Покровка, тр. Пологое Займище, тр. Капустин Яр, тр. Ленинск, тр. Средняя Ахтуба, г. Волжский не указаны в Расписании движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", утвержденном 23.12.2008 г.. и внесенном в реестр Министерства транспорта Российской Федерации 18.06.2009 г.. N 3016516.
На основании письма ООО "Трансфер" от 05.03.2010 г.. ГП АО "ПАТП N 3" распоряжением от 12.03.2010 г.. N 52 "Об изменении стоимости проезда на маршруте N516 "Ахтубинск-Волгоград" с 13.03.2010 г.. организована продажа билетов по тарифам, определяющим стоимость проезда и провоза багажа для ООО "Трансфер" до остановочных пунктов "Покровка", "Пологое Займище", "Капустин Яр", "Ленинск", "Средняя Ахтуба", "г. Волжский", не указанных в Расписании движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", утвержденном 23.12.2008 г.. и внесенном в реестр Министерства транспорта Российской Федерации 18.06.2009 г.. N3016516.
Предполагая, что данные действия ГП АО "ПАТП N 3" и ООО "Трансфер" могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, распоряжением N 188 от 16.06.2010 г.. ГП АО "ПАТП N 3" отменило распоряжение N 52 от 12.03.2010 г.., прекратив тем самым реализацию билетов на остановочные пункты, не предусмотренные маршрутным расписанием ООО "Трансфер" (т. 1, л.д. 82).
Факты посадки-высадки пассажиров на остановочных пунктах, не предусмотренных Расписанием движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", утвержденным внесенным в реестр Министерства транспорта Российской Федерации 18.06.2009 г.. N 3016516, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что в соответствии с листом 3 паспорта маршрута, утвержденного для ООО "Трансфер", по данному маршруту имеются три остановочных пункта с указанием линейных сооружений: "Ахтубинск" - автовокзал, "Знаменск" - автобусные кассы; "Волгоград" - автовокзал.
Согласно листу 6 паспорта маршрута для ООО "Трансфер" по данному маршруту измерены расстояния между остановочными пунктами: Ахтубинск - Знаменск - 47 км, Знаменск - Волгоград - 121 км и Ахтубинск - Волгоград - 168 км.
Согласно листу 7 паспорта маршрута для ООО "Трансфер" по данному маршруту представлена Таблица расстояний между остановочными пунктами маршрута и номерами поясов, определяющих стоимость проезда и провоза багажа между остановочными пунктами, утвержденная директором ООО "Трансфер" Огриным О.Н. 06.12.2008 г.., в которой также отмечены три остановочных пункта: Ахтубинск - Знаменск - Волгоград.
Согласно листу 8 паспорта маршрута для ООО "Трансфер" рассчитана и утверждена стоимость перевозки пассажиров и багажа регулярного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград" между субъектами Российской Федерации, где указана полная стоимость билетов, а также определены категории пассажиров, имеющих льготы. Указанные тарифы рассчитаны для трех вышеперечисленных пунктов: "Ахтубинск АС", "Знаменск АК", "Волгоград АВ".
Кроме того, в расписании движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", утвержденном и внесенном в Реестр Министерства транспорта Российской Федерации 18.06.2009 г.. N 3016516, имеется запись о том, что помимо указанных, все промежуточные остановки являются техническими, выполняются на трассе в местах соответствующим образом оборудованных для кратковременного отдыха и приема пищи (т.2 л.д. 33).
Таким образом, разрешительной документацией остановки "по требованию" по маршруту N 516 "Ахтубинск - Волгоград", обслуживаемому перевозчиком ООО "Трансфер", не предусмотрены.
В соответствии с Разделом II Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо вышеуказанных сведений, содержит также временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт.
Согласно пункту 11 Правил, остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
Согласно пункту 12 Правил, остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если:
а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;
б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.
Однако согласно расписанию движения автобусов регулярного экспрессного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации "Волгоград-Ахтубинск", обслуживаемого ООО "Трансфер", утвержденному 23.12.2008 г.. и внесенному в Реестр Министерства транспорта Российской Федерации 18.06.2009 г.. N 3016516, по маршруту движения имеется три остановочных пункта: Волгоград-Знаменск-Ахтубинск. Какие-либо остановки "по требованию" отсутствуют.
Кроме того, в паспорте маршрута для ООО "Трансфер" (лист 8 паспорта) рассчитана и утверждена стоимость перевозки пассажиров и багажа регулярного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград" между субъектами Российской Федерации, полная стоимость билетов, а также определены категории пассажиров, имеющих льготы только для трех станций: "Ахтубинск АС", "Знаменск АК", "Волгоград АВ".
Таким образом, в паспорте маршрута для ООО "Трансфер" регулярного автобусного маршрута "Ахтубинск-Волгоград" отсутствует тариф (расчет стоимости) проезда и провоза багажа до каких-либо иных станций, кроме "Ахтубинск АС", "Знаменск АК", "Волгоград АВ", что также свидетельствует о невозможности производить посадку-высадку пассажиров на иных, кроме вышеперечисленных станций, на законных основаниях.
Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395, Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с п.5, п.5.2, п.5.2.1 указанного Положения Министерство транспорта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности - правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов.
Согласно пункту 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон N 259-ФЗ от 08.11.2007) (далее - Устав), маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Согласно части 3 статьи 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
То есть, второй вид перевозок без расчета стоимости тарифов по каждому остановочному пункту применим в случае, если установлена единая фиксированная стоимость поездки независимо от расстояния, например, при перевозках в городском сообщении.
Согласно части 4 статьи 19 Устава перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Однако, расписание движения автобусов по маршруту "Ахтубинск-Волгоград", обслуживаемому ООО "Трансфер", внесенное в реестр Минтрансом России 18.06.2009 N 3016516, не содержит остановок "по требованию", равно, как не содержит таких остановочных пунктов, как "Покровка", "Пологое Займище", "Капустин Яр", "Ленинск", "Средняя Ахтуба", "Волжский".
ГП АО "ПАТП N 3" с 06.10.2010 г.. состоит в Реестре хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр) по товарной группе "услуги автовокзалов (пассажирских автостанций)" в границах Астраханской области с долей более 50%.
Как следует из заявления ГП АО "ПАТП N 3" о нарушении антимонопольного законодательства, соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту "Ахтубинск-Волгоград" с остановочными пунктами, не предусмотренными утвержденным в установленном порядке для ООО "Трансфер" паспортом автобусного маршрута N 516, оказало влияние на конкуренцию на рынке услуг междугородных пассажироперевозок автомобильным транспортом по маршруту "Ахтубинск-Волгоград".
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Содержащиеся в письмах ООО "Трансфер" от от 02.10.2009 г.. N 12 и от 05.03.2010 г.. сведения, а также распоряжение ГП АО "ПАТП N3" от 12.03.2010 г.. N52 свидетельствуют о наличии соглашения между ГП АО "ПАТП N3" и ООО "Трансфер" об организации пассажирских перевозок по маршруту "Ахтубинск-Волгоград" с остановочными пунктами, не предусмотренными паспортом автобусного маршрута N516, утвержденным для ООО "Трансфер" (т. 1, л.д. 76-81).
Соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту "Ахтубинск-Волгоград" с остановочными пунктами, не предусмотренными утвержденным в установленном порядке для ООО "Трансфер" паспортом автобусного маршрута N 516 и совпадающими с остановочными пунктами, утвержденными для МП "Ахтубинское АТП", привело к уменьшению объемов оказываемых МП "Ахтубинское АТП" услуг по пассажироперевозкам на маршруте N 516 и как следствие - снижению доходности МП "Ахтубинское АТП", что в конечном итоге может привести к его уходу с данного рынка. Следовательно, данное соглашение может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту "Ахтубинск-Волгоград", что согласно п. 17 ст.4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
При рассмотрении дела N 32-К-03-10 у МП "Ахтубинское АТП" был запрошен расчет убытков, понесенных предприятием на маршруте N 516 в результате осуществления ООО "Трансфер" остановок для посадки-высадки пассажиров в остановочных пунктах, не предусмотренных расписанием.
Согласно письму от 25.11.2010 г.. убытки МП "Ахтубинское АТП" исходя из совокупной стоимости проданных билетов на автобусы ООО "Трансфер" до остановочных пунктов, не включенных в расписание, за период с декабря 2009 года по март 2010 года составили 83563,95 руб.
Согласно п. 19 ст.4 Закона о защите конкуренции "вертикальное" соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
В соответствии с заключенным между ООО "Трансфер" и ГП "ПАТП N 3" договором от 26.08.2009 г.. N 365/1 "На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок", ГП АО "ПАТП N 3" (продавец) оказывает ООО "Трансфер" (приобретателю) услуги автовокзалов. Действия продавца и приобретателя по заключению соглашения об организации пассажирских перевозок по маршруту "Ахтубинск-Волгоград" с остановочными пунктами, не предусмотренными паспортом автобусного маршрута N 516, утвержденным для ООО "Трансфер", совершены в рамках заключенного между ними договора. Следовательно, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данные действия являются "вертикальным" соглашением.
Статьей 12 Закона о защите конкуренции установлены случаи допустимости "вертикальных" соглашений: 1) соглашения в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии; 2) соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.
Соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту "Ахтубинск-Волгоград" с остановочными пунктами, не предусмотренными паспортом автобусного маршрута N 516, утвержденным для ООО "Трансфер", не является договором коммерческой концессии. ГП АО "ПАТП N 3" занимает долю на рынке автовокзалов (пассажирских автостанций) 100%, то есть превышает двадцать процентов. Следовательно, "вертикальное" соглашение между ГП "ПАТП N 3" и ООО "Трансфер" не является допустимым.
Согласно пункту 2.1 Договора N 365/1 ГП АО "ПАТП N3" берет на себя обязанность разработать и утвердить в министерстве расписание движения автобусов перевозчика (т. 1 л.д. 20). Однако, ООО "Трансфер" обратилось в ГП АО "ПАТП N3" не с просьбой о согласовании последним изменений маршрута в министерстве, а о внесении изменений непосредственно ГП АО "ПАТП N3 ". В договоре отсутствует обязанность ООО "Трансфер" обращаться за согласованием расписания движения автобусов в ГП АО "ПАТП N3", что не препятствует Обществу самостоятельно согласовать изменение расписания маршрута в соответствующих уполномоченных органах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что соглашение ГП АО "ПАТП N 3" и ООО "Трансфер" об организации пассажирских перевозок по маршруту "Ахтубинск-Волгоград" с остановочными пунктами, не предусмотренными утвержденным в установленном порядке для ООО "Трансфер" паспортом автобусного маршрута N 516, нарушает ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
В этой связи оснований для удовлетворения заявленных ООО "Трансфер" требований у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционная инстанция отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 г.. N 178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации" не предусмотрен порядок внесения изменений в паспорт маршрута, а также данный Приказ не регулирует вопросы внесения в схему маршрутов остановок по требованию, поэтому ООО "Трансфер" вправе было самостоятельно внести в паспорт маршрута изменения, дополнив маршрут дополнительными остановочными пунктами.
Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 утвержден порядок оформления паспорта маршрута и его форма. Паспорт маршрута в обязательном порядке включает в себя схему движения с указанием остановочных пунктов, расписание движения с указанием времени прибытия, стоянки, отправления.
Маршрут N 516 для перевозчика ООО "Трансфер" является межобластным, его открытие было согласовано органами исполнительной власти двух субъектов Российской Федерации, в связи с чем изменения в паспорт маршрута должны проходить процедуру, аналогичную процедуре открытия маршрута.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что антимонопольным органом не были учтены объективные причины заключения между ГП АО "ПАТП N 3" и ООО "Трансфер" договора N 365/1.
Между тем согласно п.17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции также являются иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Действия ООО "Трансфер" по перевозкам пассажиров до остановочных пунктов, не включенных в расписание, привели к уменьшению объемов оказываемых МП "Ахтубинское АТП" услуг по пассажироперевозкам на маршруте N 516. Следовательно, данное соглашение может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту "Ахтубинск-Волгоград", что согласно п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении решения полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "29" июля 2011 года по делу N А06-3170/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст.273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3170/2011
Истец: ООО "Трансфер"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, УФАС по АО
Третье лицо: ГП АО "ПАТП N3", МП "Ахтубинское автотранспортное предприятие"