г. Ессентуки |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело N А15-1598/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У.,
судей Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу государственного учреждения Аптека N 96 (ИНН 0545000513, ОГРН 1020502129889; Республика Дагестан г. Каспийск ул. Ленина 13)
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.2011 по делу N А15-1598/11 (судья Цахаев С.А.)
по заявлению прокурора г. Каспийска (Республика Дагестан г. Каспийск ул. Ильяшенко 4) о привлечении государственного учреждения Аптека N 96 к административной ответственности,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.2011, принятым по заявлению прокурора г. Каспийска (далее также - заявитель), государственное учреждение "Аптека N 96" (далее - учреждение) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. В частности, учреждение считает, что вменяемое правонарушение (отсутствие пандуса на входе) не является нарушением лицензионных требований, влекущим ответственность по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Отзыв на апелляционную жалобу прокурором не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли.
От учреждения поступила телеграмма, содержащая ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя по причине временной нетрудоспособности.
В силу части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Заявленное учреждением ходатайство подлежит отклонению в виду отсутствия его документального обоснования.
В соответствии со статьей 156 апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителей сторон.
Правильность обжалуемого решения проверена апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, прокуратурой с привлечением специалиста Управления соцзащиты населения в муниципальном образовании г. Каспийск проведена проверка соблюдения учреждением требований федерального законодательства о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения.
В ходе проверки установлен факт отсутствия на входной группе в учреждение устройства беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандуса.
По итогам проверки прокуратурой с участием законного представителя учреждения 24.06.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Материалы проверки на основании части 1 статьи 23.1 Кодекса прокурором направлены в арбитражный суд для привлечения аптеки к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) учреждения состава вменяемого правонарушения.
Проверяя законность и обоснованность судебного акта, повторно рассмотрев дело по имеющимся в деле доказательствам, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 15) пункт 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор и его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении. Положения статей 28.4 и 28.8 Кодекса определяют полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. В силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
В силу части 1 статьи 28.4 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 19.28, 19.29, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса).
Частью 4 статьи 14.4 Кодекса предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) фармацевтическая деятельность - это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Примечанием к статье 14.1 Кодекса определение понятия грубого нарушения в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение) в редакции от 13.11.2010.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 Положения.
Подпунктами "а" и "г" пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности отнесены в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям, и соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 3 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Пунктом 3.1 Отраслевого стандарта установлено, что все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует при этом предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Полномочия по разработке и утверждению нормативных правовых актов по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств, а также определяющих порядок фармацевтической деятельности, возложены на Минздрав России как федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения (статья 12 Закона о лекарственных средствах).
Заявителем в ходе проверки установлено несоответствие используемого заинтересованным лицом в своей хозяйственной деятельности помещения указанным требованиям.
Технические требования к оборудованию вход (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрена в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.06.2001 N 73.
Согласно пунктам 3.9, 3.13 и 3.14 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема; в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ РФ 51261.
Суд установил, что учреждение не обеспечило осуществление фармацевтической деятельности в занимаемом помещении, в соответствии с приведенными нормативными правовыми актами и тем самым допустило грубые нарушения условий лицензирования фармацевтической деятельности.
Исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совершение учреждением вменяемого ему административного правонарушения достоверно подтверждается представленными административным органом доказательствами.
Таким образом, доводы прокуратуры о совершении учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют материалам дела.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления прокуратуры и привлечении учреждения к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется (статья 270 АПК РФ), в связи с чем, руководствуясь статьями 266 - 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.2011 по делу N А15-1598/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
М.У.Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1598/2011
Истец: Прокуратура г. Каспийска
Третье лицо: ГУ "Аптека N96"