г. Москва |
|
09 ноября 2011 г. |
N 09АП-26762/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Москвиной Л.А.
Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2011 по делу N А40-6219/11-152-68 судьи Кузнецовой С.А.
по заявлению МГОАО "Промжелдортранс" (ОГРН 1027739788130; 109387, г. Москва, ул. Летняя, д.7, стр.1)
к Правительству Москвы
третьи лица Префектура ЮВАО, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Комитет по культурному наследию г. Москвы, ГУ города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от заявителя: Акимов В.И. по дов. от 24.10.2010, Арабханова И.М. по дов. от 08.10.2011;
от ответчика: Никоненко А.В. по дов. от 11.01.2011;
от третьих лиц: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Никоненко А.В. по дов. от 01.03.2011;
ГУ города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник", Чекалов В.Н. по дов. от 30.12.2010;
Префектура ЮВАО, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Комитет по культурному наследию г. Москвы, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2011 было удовлетворено заявление МГОАО "Промжелдортранс" (далее - Общество) о признании недействительным распоряжения Правительства Москвы от 27.04.2010 N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино" в части, предусмотренной пунктом 8 приложения к нему.
Правительство Москвы не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает данное решение необоснованным, поскольку оно принято с нарушением норм материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Просит решение отменить и принять новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении требований в полном объеме.
Отзывы на апелляционную жалобу Обществом и третьими лицами не представлены.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Префектуры ЮВАО г. Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Комитета по культурному наследию г. Москвы, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов г. Москвы высказал единую правовую позицию, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное принятие органом исполнительной власти решения о резервировании, предшествующее принятию решения об изъятии.
Пояснил, что основаниями изъятия для государственных нужд земельных участков, являлись, помимо ГК РФ, ЗК РФ, закона города Москвы о землепользовании, также постановления Правительства Москвы о выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы "Люблино", Концепция развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино", целевая программа сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 г.г.
Представитель третьего лица ГУ г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" в судебном заседании полностью поддержал правовую позицию Правительства Москвы и ДЗР г. Москвы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Пояснил, что вместо исполнения вступившего в законную силу решения суда об обязании ДЗР г. Москвы заключить договор аренды земельного участка, Правительство Москвы приняло оспариваемое распоряжение об изъятии земельного участка.
Указал на то, что вопреки требованиям постановления Правительства Москвы, регламентирующего порядок изъятия земельных участков, оспариваемое распоряжение не содержит указания на цели изъятия.
Обратил внимание на то, что решение о резервировании земельного участка для государственных нужд ответчиком не принималось.
Отметил, что изымаемый земельный участок не входит в состав особо охраняемых территорий.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и третьих лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МГОАО "Промжелдортранс" является собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д.7 стр. 1, 2 (Свидетельства о праве собственности от 30.12.2005 серии 77АГ N 0154286 и 77АГ N 0185523).
12.07.2001 между ДЗР г. Москвы и МГОАО "Промжелдортранс" был заключен договор N М-04-504853 аренды земельного участка площадью 3 180 кв.м с кадастровым номером 77:04:04008:007 сроком действия 3 года для эксплуатации зданий.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2010 по делу N А40-73569/09-49-306 на Департамент земельных ресурсов г. Москвы была возложена обязанность заключить с МГОАО "Промжелдортранс" договор аренды земельного участка площадью 3 180 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Летняя, вл.7.
На момент рассмотрения настоящего дела решение суда не исполнено, договор аренды земельного участка ДЗР г. Москвы с Обществом не заключен.
Распоряжением Правительства Москвы от 27.04.2010 N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино" принято решение об изъятии для государственных нужд земельных участков, относящихся к категории земель особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах территории исторической усадьбы "Люблино" и охранной зоне памятника садово-паркового искусства.
В Перечень подлежащих изъятию земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, под пунктом 8 включен, в том числе, земельный участок площадью 3 180 кв.м по адресу: ул. Летняя, вл.7 (кадастровый номер 77:04:04008:007).
Согласно преамбуле оспариваемое распоряжение принято в целях реализации постановлений Правительства Москвы от 30.10.2007 "О выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы "Люблино" и утверждении Концепции развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино" и от 15.04.2008 N 298-ПП "О Среднесрочной целевой программе сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 гг.", в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков" и от 13.10.2009 N 1096-ПП "О дополнительных мерах по реализации постановления Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 943-ПП".
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при принятии оспариваемого распоряжения Правительством Москвы нарушен порядок изъятия земельного участка для государственных нужд, поскольку решение о резервировании с целью последующего изъятия земельных участков органом исполнительной власти города Москвы не принималось и о таком решении заявитель не уведомлялся.
При этом суд правомерно указал на то, что согласно постановлению Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1166-ПП "О градостроительном плане развития территории Юго-Восточного административного округа до 2020 года" в целях обеспечения реализации Генерального плана развития города Москвы, а также регулирования градостроительной деятельности на территории Юго-Восточного административного округа на период до 2020 года приоритетными в развитии территории Юго-Восточного административного округа до 2020 года в соответствии с разработанным градостроительным планом считаются следующие направления, в том числе, реконструкция и благоустройство исторических территорий, территорий усадеб - памятников садово-паркового искусства: Лефортово, Кузьминки-Люблино; реставрация памятников архитектуры: усадебных построек и культовых сооружений; строительство новых культовых сооружений.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.03.2002 N 209-ПП "О проекте планировки территории "Кузьминки-Люблино" и дальнейшем развитии природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино" утверждены откорректированные границы природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино". Установлены режимы регулирования градостроительной деятельности на территории Природного комплекса в соответствии с приложением 4.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 21.02.2006 N 111-ПП "О создании природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" образована особо охраняемая природная территория регионального значения "Природно-исторический парк "Кузьминки-Люблино" в границах территории природного комплекса "Кузьминки-Люблино", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26.03.2002 N 209-ПП "О проекте планировки территории "Кузьминки-Люблино" и дальнейшем развитии природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино".
Постановлением Правительства Москвы от 13.12.2005 N 1005-ПП "О передаче Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" исторической усадьбы "Люблино" (Юго-Восточный административный округ)" принято предложение префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы, Комитета по культурному наследию города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы о передаче Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" в установленном порядке исторической усадьбы "Люблино": зданий, строений, сооружений - в оперативное управление, земельного участка - в постоянное (бессрочное) пользование.
Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 943-ПП "О выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы "Люблино" и утверждении Концепции развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино" утверждена Концепция развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино" в границе территории памятника истории и культуры, в соответствии с которой для воссоздания и развития исторической усадьбы в едином комплексе необходимо осуществить:
1. Вывод сторонних землепользователей с территории усадьбы (всего 8 объектов площадью около 3 га).
2. Вывод арендаторов и собственников зданий (всего 15 зданий общей площадью около 10 000 кв. м, в том числе, 7 памятников архитектуры, 3 200 тыс. кв.м).
В Приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.10.2007 N 943-ПП установлены этапы и сроки вывода непрофильных и сторонних организаций, предназначенных к выводу с территории памятника федерального значения "Историческая усадьба "Люблино".
Статьей 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе, путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.24 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что для государственных нужд города Москвы земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, изымаются в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также для:
1) реализации городских целевых программ при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соответствующей программой;
2) выполнения обязательств города Москвы по соглашениям и договорам города Москвы при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соглашением или договором;
3) застройки в соответствии с Генеральным планом города Москвы, правилами землепользования и застройки в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы.
Пунктом 4.2 постановления N 257-ПП и п.1.5 Положения предусмотрено, что Правительством Москвы первоначально принимается решение о резервировании с целью последующего изъятия земельного участка, а также расположенных на них объектов жилищного и нежилого фонда.
При этом Департамент земельных ресурсов обязан письменно уведомить обладателя прав на земельный участок либо нежилые помещения о принятых решениях о резервировании с целью последующего изъятия и, в дальнейшем, непосредственно о самом изъятии земельного участка или нежилых помещений для государственных нужд (пункт 1.5 Положения).
Оценивая соблюдение Правительством Москвы установленного порядка изъятия земельного участка при вынесении оспариваемого распоряжения, суд правильно установил, что в нарушение указанного порядка решение о резервировании с целью последующего изъятия земельного участка с кадастровым номером 77:04:04008:007 органом исполнительной власти города Москвы не принималось и о таком решении заявитель не уведомлялся.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2011 по делу N А40-6219/11-152-68 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6219/2011
Истец: МГОАО "Промжелдортранс"
Ответчик: Правительство города Москвы, Правительство Москвы
Третье лицо: ГУ г.Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Коломенское-Лефортово-Люблино", ГУ музей заповедник Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ДЗР г. Москвы, КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ Г. МОСКВЫ, КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ГОРОДА МОСКВЫ, Правительство города Москвы, Префектура ЮВАО, Префектура ЮВАО города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26762/11