г. Ессентуки |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело N А22-822/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Джамбулатова С.И., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Мирное" Пинясова Алексея Александровича (ИНН 080200029311 ОГРНИП 304080229300034) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.06.2011 по делу N А22-822/2011 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Мирное" Пинясова Алексея Александровича к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0802004338 ОГРН 1020800671430) и Комитету имущественных и земельных отношений администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности на органы местного самоуправления предоставить земельный участок и заключить договор аренды (судья Сангаджиева К.В.), при участии в судебном заседании представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Мирное" Пинясова Алексея Александровича - Цымбалова А.С. (доверенность от 14.06.2011), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Мирное" Пинясов Алексей Александрович (далее - Пинясов А.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) и Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - комитет) о возложении обязанности на органы местного самоуправления предоставить земельный участок и заключить договор аренды, а именно обязании администрации предоставить земельный участок с кадастровым номером 08:02:110101:111, расположенный в 2,6 км по направлению на юг от п.Бага-Бурул Багабурульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия для организации крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 49 лет, обязании комитет заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 08:02:110101:111, расположенного в 2,6 км по направлению на юг от п.Бага-Бурул Багабурульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия для организации крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 49 лет.
Решением суда от 30.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Пинясов А.А. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права. По мнению апеллянта, им соблюден порядок предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, установленный нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Отсутствие государственной регистрации договора аренды не препятствует предоставлению земельного участка в аренду.
Представитель Пинясова А.А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя апеллянта, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.06.2011 по делу N А22-822/2011 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что постановлением представителя Президента Республики Калмыкия в Ики-Бурульском районе от 19.12.2001 N 447 Пинясову А.А. предоставлен земельный участок общей площадью 197 га, расположенный в границах совхоза "Бага-Бурульский " Ики-Бурульского района, в аренду сроком на 10 лет (л.д. 17).
Во исполнение указанного постановления 15.01.2002 между представителем Президента Республики Калмыкия в Ики-Бурульском районе и Пинясовым А.А. заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 12-16).
13.04.2011 Пинясов А.А. обратился в администрацию с заявлением о продлении указанного договора аренды (л.д. 9)
Письмом от 22.04.2011 N 509 администрация отказала Пинясову А.А. в продлении договора аренды со ссылкой на отсутствие его государственной регистрации (л.д.8).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Пинясова А.А. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно действующему гражданскому законодательству договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации) и считается заключенными с момента таковой (пункт 3 статьи 433 указанного закона).
По смыслу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, заключенные на срок более одного года, подлежат государственной регистрации.
Договор аренды от 19.12.2001 N 447 земель сельскохозяйственного назначения, заключенный сроком на 10 лет, не прошел процедуру государственной регистрации в установленном законом порядке. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Следовательно, договор аренды от 19.12.2001 N 447 земель сельскохозяйственного назначения является незаключенным и не порождает для его сторон каких-либо прав и обязанностей. Незаключенный договор аренды не может быть продлен.
С учетом изложенного, предоставление спорного земельного участка в аренду должно проходить общую процедуру.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянским (фермерским) хозяйствам право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Доказательств обращения Пинясова А.А. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в специальном порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", материалы дела не содержат. В заявлении, поданном в администрацию, Пинясов А.А. просил продлить срок действия договора аренды от 19.12.2001 N 447 земель сельскохозяйственного назначения, признанного судом незаключенным. Заявление не содержит сведения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению не было приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания для возложения на органы местного самоуправления обязанности предоставить Пинясову А.А. спорный земельный участок в аренду и заключить соответствующий договор.
Пинясов А.А. не лишен права на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду в установленном законом порядке.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Излишне уплаченная Пинясовым А.А. государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из бюджета в соответствии с положениями налогового законодательства.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.06.2011 по делу N А22-822/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Пинясову А.А. из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по квитанции от 29.07.2011 в размере 2000 рублей и по квитанции от 31.08.2011 в размере 1900 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-822/2011
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Мирное" Пинясов Алексй Александрович, Пинясов А. А.
Ответчик: Администрация Ики-Бурульского районного муниципального образования, Администрация Ики-Бурульскогорайонного муниципального образования Республики Калмыкия
Третье лицо: Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Комитет имущественных и земельных отношений администрации Ики-Бурульского РМО РК
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2379/11