г. Ессентуки |
|
10 ноября 2011 г. |
Дело N А25-1009/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей Казаковой Г.В., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2010 по делу N А25-1009/2010 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, администрации Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республики о признании права федеральной собственности (судья Адзинова М.Е.),
при участии в судебном заседании:
от администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - Батчаева О.Ш. доверенность N 01-319 от 22.03.2011;
в отсутствии других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике обратилось с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, третье лицо - Управление Росреестра Карачаево-Черкесской Республики о признании права федеральной собственности на следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок, площадью 112195 кв.м, кадастровый номер 09:02:0010703:48, расположенный по адресу: КЧР, Прикубанский район, СПК Родина, участок N 1; земельный участок, площадью 104821 кв.м, кадастровый номер 09:06:0030401:27, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, участок N 42; земельный участок, площадью 206392 кв.м, кадастровый номер 09:02:0070502:203, расположенный по адресу: КЧР, Прикубанский район, уч-к СХА им. Красных партизан, участок N 8.
В ходе судебного разбирательства, к участию в деле, в качестве ответчиков привлечены Администрация Прикубанского муниципального района, Администрация Зеленчукского муниципального района, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Управление лесами КЧР, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по КЧР.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2010 исковые требования удовлетворены. Суд признал право федеральной собственности (право собственности Российской Федерации) на следующее недвижимое имущество: земельный участок N 1, с кадастровым номером 09:02:0010703:48, площадью 112195 кв.м, расположенный по адресу: КЧР, Прикубанский район, на территории бывшего СПК "Родина"; земельный участок N 42, с кадастровым номером 09:06:0030401:27, площадью 104821 кв.м, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район; земельный участок N 8, с кадастровым номером 09:02:0070502:203, площадью 206 392 кв.м, расположенный по адресу: КЧР, Прикубанский район, на территории бывшей СХА им. Красных партизан.
Не согласившись с принятым решением, Министерство имущественных и земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2010 по делу N А25-1009/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, спорный земельный участок не занят объектами недвижимого имущества федеральной собственности, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о передаче земельных участок в муниципальную собственность. Судом первой инстанции не были выявлены обстоятельства существования на земельном участке указанных сельскохозяйственных предприятий: СПК "Родина" и СХА им. Красных партизан. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок является земельным фондом.
Определением суда апелляционной инстанции от 16.08.2011, производство по апелляционной жалобе было приостановлено до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа кассационной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.05.2011 и Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 по делу N А25-149/2011.
Определением суда от 19.10.2011 производство по делу возобновлено, судебное разбирательство по апелляционной жалобе назначено на 09.11.2011.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суд первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики апелляционную жалобу поддержал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2010 по делу N А25-1009/2010 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике обратилось с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки в регистрирующий орган, который приостановил регистрацию прав (уведомления от 01.09.2009 N 01/072/2009-308, от 30.12.2009 N 01/073/2009-337, от 30.12.2009 N 01/120/2009-131). В письмах от 01.02.2010, 01.10.2010 и от 30.01.2010 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике отказано в регистрации права собственности, поскольку оно не представило документы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - постановление N 404) и, по данным кадастрового паспорта, земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование права на земельные участки Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике ссылается на кадастровые паспорта земельных участков (выписки) под кадастровыми номерами: 09:02:0070502:203 от 24.04.2009, площадью 206 392 кв.м, назначение - для лесоразведения, земли сельскохозяйственного назначения, использовавшиеся СХП им. Красных партизан, участок N 8; 09:02:0010703:48 от 24.04.2009, площадью 112 195 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, для лесоразведения, пользователь СПК Родина, участок N 1; 09:06:0030401:27 от 09.07.2009, площадью 104 821 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения для лесоразведения, участок N 42.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 22.07.2010) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
К федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон регистрации).
Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень). В рассматриваемый период действовал Перечень, утвержденный постановлением N 404.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса (статья 7 названного Кодекса). Лесные участки в составе земель лесного фонда в силу статьи 8 данного Кодекса находятся в федеральной собственности.
Согласно кадастровым паспортам земельные участки по целевому назначению относятся землям сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Землеустроительные документы, свидетельствующие о наличии на земельном участке лесов, не представлены. Имеющиеся документы лишены доказательственной силы, поскольку в них отсутствуют основные характеристики земельного участка, которые позволяют идентифицировать конкретный земельный участок, находившийся в бессрочном (постоянном) пользовании у сельскохозяйственного предприятия. Только при указании индивидуальных признаков земельного участка в государственном кадастре недвижимости его следует считать сформированным по целевому назначению.
Данная правовая позиция, согласуется с позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2011 по делу N А25-149/2011.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике не представило надлежащих доказательств отнесения земельных участков к землям лесного фонда. Сами по себе кадастровые паспорта земельных участков с указанием иной категории земельного участка без лесного плана и материалов лесоустройства не может свидетельствовать о принадлежности этого участка к землям лесного фонда.
При этом судом апелляционной инстанции, не принимается довод апелляционной жалобы о том, что на спорных земельных участках находятся СПК "Родина" и СХА им. Красных партизан, поскольку согласно представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике выписок из ЕГРЮЛ, СПК "Родина" и СХА им. Красных партизан, ликвидированы вследствие признания их (несостоятельными) банкротами.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований..
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2010 по делу N А25-1009/2010 отменить.
В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1009/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по КЧР (ТУ Росимущества в КЧР)
Ответчик: Администрация Зеленчукского муниципального района, Администрация Прикубанского муниципального района, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений КЧР
Третье лицо: Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики, Управление лесами по КЧР, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкеской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по КЧР