г. Самара |
|
10 ноября 2011 г. |
Дело N А55-9946/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Грахова С.В., доверенность от 12 сентября 2011 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Водолей-57", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 г.
по делу N А55-9946/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водолей-57", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Водолей-57" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), выраженных в отказе в предоставлении в собственность ООО "Водолей-57" земельного участка, площадью 76, 5 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:0919001:706, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная / ул. Карбышева (нечетная сторона), занимаемого временным павильоном "Парикмахерская" (письмо от 04 марта 2011 г. N 12-4/0631/10-а).
При этом просило обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении в собственность за выкуп указанного земельного участка, а также направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Министерство имущественных отношений Самарской области не изъявило своей воли относительно продажи арендуемого заявителем земельного участка посредством публикации в СМИ (извещении неопределенному кругу лиц (читателей) о продаже арендуемого земельного участка).
Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что п. 8 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рассматривает иную ситуацию - когда орган, полномочный на распоряжение земельным участком по собственной инициативе выставляет земельный участок на продажу. В этом случае арендатору гарантирована реализация права преимущественной покупки в том порядке, что установлен ГК РФ для случаев продажи доли в праве общей долевой собственности при продаже постороннему лицу, т.е. сроки акцепта на уведомление о продаже, порядок акцепта, защита права преимущественной покупки через иск о переводе прав покупателя и т.д. Исключение составляет случай п. 1 ст. 36 ЗК РФ, по которому должна достигаться единая судьба здания и земельного участка, и если на земельном участке находится здание, строение, сооружение, он может быть продан только собственнику названных объектов недвижимости.
На спорном земельном участке находится временное сооружение, соответственно, ст. 36 ЗК РФ к названным отношениям не применяется.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2011 г. судебное разбирательство было отложено.
Согласно ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с нахождением судьи Кузнецова В.В. на учебе в составе суда была произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Холодную С.Т.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы, а также дополнения к ней поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 26 октября 2011 г. до 15 час. 00 мин. 02 ноября 2011 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0919001:706 предоставлен ООО "Водолей-57" на основании распоряжения Администрации Советского района г. Самара от 31 августа 2005 г. N 738 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Водолей-57" сроком на 3 (три) года под установку временного павильона по реализации промышленной группы товаров по адресу: улица Аэродромная - улица Карбышева (нечетная сторона) (л.д. 10-11).
25 декабря 2008 г. Министерство имущественных отношений Самарской области заключило с ООО "Водолей-57" договор аренды земельного участка N 920а-2008/2013, площадью 76, 5 кв.м., кадастровый номер 63:01:0919001:706, сроком по 12 мая 2013 г., который зарегистрирован в Управлении ФРС по Самарской области (л.д. 14-21).
Справкой главы администрации Советского района от 25 мая 2006 г. установлена готовность временного объекта к эксплуатации (л.д. 68).
ООО "Водолей-57" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями от 07 июня 2010 г., 15 июня 2010 г. о предоставлении в собственность арендуемого по договору аренды земельного участка за выкуп с приложением всех необходимых документов.
Письмом от 04 марта 2011 г. N 12-4/0631/10-а Министерство возвратило документы, приложенные к заявлению заявителя о предоставлении земельного участка, в котором, со ссылкой на п. 8 ст. 22, ст. 36 ЗК РФ, сообщило заявителю об отсутствии оснований для предоставления в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном ст.ст. 22, 36 ЗК РФ (л.д. 8-9).
Полагая названные действия по отказу незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 указанного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно п. 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01 июля 2006 г. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что на запрос Министерства о предоставлении сведений Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 27 июля 2010 г. N Д05-01-01/11682-0-1 сообщил в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области, что в соответствии с градостроительной документацией, на основании Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, указанный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей Ж-4. Использование земельного участка, занимаемого временным павильоном "Парикмахерская", соответствует основным видам использования недвижимости в указанной зоне.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что данные действия заинтересованного лица и ответ от Департамента строительства и архитектуры свидетельствуют о том, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка и приложенный к нему пакет документов полностью соответствуют требованиям, установленным п. 2.1. и п. 2.2. Порядка.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, как и не представлено доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке ст. 36 ЗК РФ, указанного Министерством имущественных отношений Самарской области в письме о возврате документов.
Арбитражный апелляционный суд установил, что документы, поданные ООО "Водолей-57" вместе с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, соответствуют вышеуказанным нормам, использование заявителем испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен указанный земельный участок, данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и на нем расположен временный павильон, не являющийся объектом капитального строительства, и имеется распоряжение Администрации Советского района г. Самары о предоставлении спорного земельного участка для размещения временного объекта, принятое до 01 июля 2006 г.
Таким образом, Министерство, отказав в предоставлении в собственность за выкуп Обществу спорного земельного участка, нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2011 г. по делу N А55-27318/2010.
Пунктом 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, требование заявителя об устранении нарушения прав и законных интересов путем обязания Министерства принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и направить проект договора купли-продажи земельного участка подлежит удовлетворению.
C позиции изложенных обстоятельств, в связи с неправильным применением норм материального права в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ арбитражный апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, заявленные ООО "Водолей-57" требования удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Водолей-57" в сумме 3 000 руб.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. по чеку-ордеру от 24 августа 2011 г., то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная Николаевым А.Д. государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июля 2011 г. по делу N А55-9946/2011 отменить.
Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в отказе в предоставлении в собственность ООО "Водолей-57" земельного участка площадью 76,5 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:0919001:706, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная/ул. Карбышева (нечетная сторона), занимаемого временным павильоном "Парикмахерская" (письмо от 04 марта 2011 г. N 12-4/0631/10-а).
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда принять решение о предоставлении в собственность за выкуп ООО "Водолей-57" земельного участка площадью 76,5 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:0919001:706, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная/ул. Карбышева (нечетная сторона), занимаемого временным павильоном "Парикмахерская" по рыночной цене, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и направить в адрес ООО "Водолей-57" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 76,5 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:0919001:706, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная/ул. Карбышева (нечетная сторона), занимаемого временным павильоном "Парикмахерская".
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водолей-57", г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Водолей-57", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., уплаченную Николаевым А.Д. по чеку-ордеру от 24 августа 2011 г.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9946/2011
Истец: ООО "Водолей-57"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5982/12
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7624/12
15.06.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10514/11
22.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-340/12
10.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10514/11