г. Казань |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А55-9946/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Миниваровой Д.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Граховой С.В. по доверенности от 10.01.2012 б/н,
заинтересованного лица - Жалнина С.Н. по доверенности от 21.12.2011 N 470,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-9946/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водолей-57", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водолей-57" (далее - заявитель, ООО "Водолей-57", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), выраженных в отказе в предоставлении в собственность ООО "Водолей-57" земельного участка, площадью 76,5 кв. м, имеющего кадастровый номер 63:01:0919001:706, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная / ул. Карбышева (нечетная сторона), занимаемого временным павильоном "Парикмахерская" (письмо от 04.03.2011 N 12-4/0631/10-а).
При этом Общество просило обязать Министерство принять решение о предоставлении в собственность за выкуп указанного земельного участка, а также направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 решение суда первой инстанции отменено. Судом признаны незаконными действия Министерства, выраженные в отказе в предоставлении в собственность ООО "Водолей-57" земельного участка площадью 76,5 кв.м, имеющего кадастровый номер 63:01:0919001:706, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная / ул. Карбышева (нечетная сторона), занимаемого временным павильоном "Парикмахерская" (письмо от 04.03.2011 N 12-4/0631/10-а).
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд обязал Министерство в месячный срок со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции принять решение о предоставлении в собственность за выкуп ООО "Водолей-57" земельного участка площадью 76,5 кв. м, имеющего кадастровый номер 63:01:0919001:706, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная / ул. Карбышева (нечетная сторона), занимаемого временным павильоном "Парикмахерская" по рыночной цене, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и направить в адрес ООО "Водолей-57" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 76,5 кв. м, имеющего кадастровый номер 63:01:0919001:706, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная/ул. Карбышева (нечетная сторона), занимаемого временным павильоном "Парикмахерская". Судом апелляционной инстанции с Министерства в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., ООО "Водолей-57" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 1000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель Общества, считая ее необоснованной, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0919001:706 предоставлен ООО "Водолей-57" на основании распоряжения администрации Советского района г. Самара от 31.08.2005 N 738 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Водолей-57" сроком на 3 (три) года под установку временного павильона по реализации промышленной группы товаров по адресу: улица Аэродромная - улица Карбышева (нечетная сторона)".
25.12.2008 Министерство имущественных отношений Самарской области заключило с ООО "Водолей-57" договор аренды земельного участка N 920а-2008/2013, площадью 76,5 кв. м, кадастровый номер 63:01:0919001:706, сроком по 12.05.2013, который зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
Справкой главы администрации Советского района г. Самары от 25.05.2006 установлена готовность временного объекта к эксплуатации.
ООО "Водолей-57" обратилось в Министерство с заявлениями от 07.06.2010, 15.06.2010 о предоставлении в собственность арендуемого по договору аренды земельного участка за выкуп с приложением всех необходимых документов.
Письмом от 04.03.2011 N 12-4/0631/10-а Министерство возвратило документы, приложенные к заявлению заявителя о предоставлении земельного участка, в котором, со ссылкой на пункт 8 статьи 22, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сообщило заявителю об отсутствии оснований для предоставления в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 22, 36 ЗК РФ.
Полагая, что названные действия Министерства являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Судом апелляционной инстанции установлено, что документы, поданные ООО "Водолей-57" вместе с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, соответствуют вышеуказанным нормам, использование заявителем испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен указанный земельный участок, данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и на нем расположен временный павильон, не являющийся объектом капитального строительства, и имеется распоряжение администрации Советского района г. Самары о предоставлении спорного земельного участка для размещения временного объекта, принятое до 01.07.2006, при этом доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, как и не представлено доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке статьи 36 ЗК РФ, указанного Министерством в письме о возврате документов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый обществом отказ не соответствует статьям 28, 29 ЗК РФ, Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в связи с чем признал заявленные обществом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у Министерства отсутствуют основания для предоставления Обществу спорного земельного участка на основании статьи 36 и пункта 8 статьи 22 ЗК РФ, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, так как заявитель обращался в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка не в порядке статьи 36 ЗК РФ или пункта 8 статьи 22 ЗК РФ, а по основаниям, предусмотренным Порядком.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федеральным арбитражным судом Поволжского округа от 28.06.2011 по делу N А55-22150/2011, от 30.09.2011 по делу N А55-27318/2010, от 17.01.2012 по делу N А55-6128/2011.
Другие доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 по делу N А55-9946/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено, что документы, поданные ООО "Водолей-57" вместе с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, соответствуют вышеуказанным нормам, использование заявителем испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен указанный земельный участок, данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и на нем расположен временный павильон, не являющийся объектом капитального строительства, и имеется распоряжение администрации Советского района г. Самары о предоставлении спорного земельного участка для размещения временного объекта, принятое до 01.07.2006, при этом доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, как и не представлено доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке статьи 36 ЗК РФ, указанного Министерством в письме о возврате документов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый обществом отказ не соответствует статьям 28, 29 ЗК РФ, Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в связи с чем признал заявленные обществом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у Министерства отсутствуют основания для предоставления Обществу спорного земельного участка на основании статьи 36 и пункта 8 статьи 22 ЗК РФ, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, так как заявитель обращался в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка не в порядке статьи 36 ЗК РФ или пункта 8 статьи 22 ЗК РФ, а по основаниям, предусмотренным Порядком."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 февраля 2012 г. N Ф06-340/12 по делу N А55-9946/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5982/12
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7624/12
15.06.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10514/11
22.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-340/12
10.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10514/11