г. Владимир |
|
08 ноября 2011 г. |
Дело N А79-2986/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 08.11.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2011 по делу N А79-2986/2011, принятое судьей Каргиной Н.А. по заявлению открытого акционерного общества "Чувашагрохимсервис" (Чувашская Республика, Чебоксарский район, ст. Ишлеи, ул. Промышленная, д. 5, ИНН 2128003986, ОГРН 1022101146231) о признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике от 17.03.2011 N 733 с/с.
Представители Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике и открытого акционерного общества "Чувашагрохимсервис", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "Чувашагрохимсервис" (далее по тексту - общество, ОАО "Чувашагрохимсервис") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее по тексту - учреждение, Фонд, заявитель) от 17.03.2011 N 733 с/с.
Решением суда от 02.08.2011 заявленное обществом требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции вынесенным с нарушением норм материального права, а также в результате неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению заявителя, учреждение правомерно не приняло к зачету расходы общества на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Фонд полагает, что действия общества направлены на неправомерное возмещение средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку Каляевой Я.В., Саеровой Ю.В., Каляевой Н.К. установлена завышенная, экономически необоснованная заработная плата, значительно превышающая заработную плату других работников, в том числе генерального директора, непосредственно перед наступлением страхового случая.
В судебное заседание представитель учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечило.
Представив отзыв на апелляционную жалобу, общество считает ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ОАО "Чувашагрохимсервис" проведена документальная выездная проверка, в ходе которой учреждение пришло к выводу о том, что обществом создана искусственная ситуация для получения средств Фонда социального страхования Российской Федерации, так как работники были приняты перед наступлением страхового случая с установлением им завышенной, экономически необоснованной заработной платы.
По результатам проверки учреждением составлен акт от 26.01.2011 N 733с/с и вынесено решение от 17.03.2011 N 733с/с, которым не приняты к зачету расходы общества на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 268 912 руб. 86 коп., в том числе за март 2010 года в сумме 71 201 руб. 83 коп., за июнь 2010 года в сумме 67 741 руб. 94 коп., за сентябрь 2010 года в сумме 129 969 руб. 09 коп.
Посчитав, что указанным ненормативным актом нарушены права и законные интересы общества, страхователь обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением суда заявленное требование удовлетворено.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением.
Условия, размер и порядок обеспечения пособием по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ).
Из части 1 и 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи).
В части 4 указанной статьи Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
На основании частей 1 и 3 статьи 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Частями 1, 2 статьи 16 Закона N 255-ФЗ установлено, что в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Порядок исчисления пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, установлен в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее по тексту - Положение N 375).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Каляева Яна Владимировна (далее по тексту - Каляева Я.В., Таврасова Я.В.) принята на работу в ОАО "Чувашагрохимсервис" на должность секретаря-референта на основании приказа от 25.03.2009 N 208 "Л" и трудового договора от 25.03.2009 N 43/к с должностным окладом 4330 рублей.
Приказом от 01.07.2009 N 6-к в штатное расписание общества внесены изменения: исключены должности заместителя генерального директора, секретаря-референта, бухгалтера и включена должность помощника руководителя с должностным окладом 30 000 рублей.
Приказом N 208 "Л"-П от 01.07.2009 Каляева Я.В. переведена на должность помощника руководителя с должностным окладом 30 000 рублей, соответствующие изменения внесены в трудовой договор, заключенный с Каляевой Я.В. 25.03.2009.
В периоды с 06.11.2009 по 25.03.2010, с 26.03.2010 по 10.04.2011 Таврасова Я.В. находилась в отпуске по беременности и родам. Факт наступления страхового случая подтвержден листком нетрудоспособности серии ВХ N 8732664 и серии ВХ N 8738514.
Факт выплаты пособия по беременности и родам за 156 дней в сумме 93 572 руб. 96 коп. застрахованному лицу подтверждается расходными кассовыми ордерами и не оспаривается заявителем.
Приказом от 01.04.2010 N 4 Таврасовой Я.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 11.04.2010 по 11.07.2011 и назначено соответствующее ежемесячное пособие.
Таким образом, Таврасова Я.В. до ухода в отпуск по беременности и родам проработала свыше 4 месяцев в должности помощника руководителя с должностным окладом 30 000 руб.
Семенова Юлия Вениаминовна (далее по тексту - Семенова Ю.В. Саерова Ю.В.) принята на работу в Общество на должность помощника руководителя в соответствии с приказом от 01.01.2010 N 222 "Л" и трудовым договором от 01.01.2010 с должностным окладом 30 000 рублей на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
В период с 07.05.2010 по 23.09.2010 Саерова Ю.В. находилась в отпуске по беременности и родам. Факт наступления страхового случая подтвержден листком нетрудоспособности от 07.05.2010 серии ВЧ номер 1149151.
Факт выплаты пособия по беременности и родам в сумме 140 000 руб. застрахованному лицу подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.
Приказом от 23.09.2010 N 9 Саеровой Ю.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 24.09.2010 по 13.01.2012 и назначено соответствующее ежемесячное пособие.
Каляева Наталья Константиновна (далее по тексту - Каляева Н.К.) принята на работу в ОАО "Чувашагрохимсервис" по совместительству на должность финансового директора в соответствии с приказом от 01.01.2010 N 221 и трудовым договором от 01.01.2010 с должностным окладом 15 000 руб.
В период с 01.02.2010 по 21.06.2010 Каляева Н.К. находилась в отпуске по беременности и родам. Факт наступления страхового случая подтвержден листком нетрудоспособности от 09.04.2010 серии ВЧ N 1100068.
Факт выплаты пособия по беременности и родам в сумме 67 741 руб. 80 коп. застрахованному лицу подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации определяет содержание трудового договора, заключаемого между работодателем и работником.
По смыслу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
Данные нормы в системной взаимосвязи со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение определенности такого условия трудового договора, как оплата труда работника.
Таким образом, при заключении трудового договора работник и работодатель вправе сами определить условия оплаты труда.
При таких обстоятельствах необоснованным является довод Фонда о том, что Таврасова Я.В., Саерова Ю.В., Каляева Н.К. были приняты на работу незадолго до наступления страхового случая с установлением им экономически необоснованного размера должностных окладов.
Оценка экономической целесообразности принятия работников на определенные должности и установления им размера заработной платы не отнесены к компетенции Учреждения.
У Общества - работодателя имелась реальная возможность для выплаты работникам установленного размера заработной платы, доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Фактическое выполнение работниками своих должностных обязанностей заявителем не оспаривается.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оценив имеющиеся в деле документы, суд пришел к правильному выводу о недоказанности учреждением фактов нарушения работодателем-страхователем законодательства, а также наличие в действиях общества искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенного Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Государственная пошлина в размере 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 24.08.2011 N 198, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2011 по делу N А79-2986/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.08.2011 N 198.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2986/2011
Истец: ОАО "Чувашагрохимсервис", ОАО "Чувашагрохимсервис",
Ответчик: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике
Третье лицо: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЧР, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5600/11