г. Ессентуки |
|
09 ноября 2011 г. |
Дело N А61-376/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ОАО "Севкавказэнерго" (ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090; г.Владикавказ ул. Тамаева 19) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.08.2011 по делу N А61-376/11 (судья Родионова Г.С.) по заявлению ООО "Моздокэнергосбыт" (ИНН 1510012566, ОГРН 1031500671729; г.Моздок ул. Степная 23) об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (г.Владикавказ пл. Свободы 5),
третьи лица: ОАО "МРСК СК" (г.Владикавказ ул. Тамаева 19); МУП "Моздокские электрические сети" (г.Моздок ул.Степная 23),
при участии в судебном заседании: от ОАО "Севкавказэнерго" и ОАО "МРСК СК" - Бесаев С.В.; от ООО "Моздокэнергосбыт" - Антонюк В.В.; в отсутствие представителей Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания и МУП "Моздокские электрические сети"
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда РСО-Алания от 03.08.2011, принятым по заявлению ООО "Моздокэнергосбыт" (далее - заявитель), признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации" постановление Региональной службы по тарифам по РСО-Алания (далее - служба по тарифам, РСТ) от 22.03.2010 N15 "Об утверждении тарифа на электрическую энергию, отпускаемую гарантирующему поставщику ОАО "Севкавказэнерго" для ООО "Моздокэнергосбыт" на 2010 г.".
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора ОАО "Севкавказэнерго", ОАО "МРСК Северного Кавказа" и МУП "Моздокские электрические сети".
В апелляционной жалобе ОАО "Севкавказэнерго" (далее - общество) просит отменить решение и отказать в удовлетворении требования заявителя, поскольку считает, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, т.к. заявителем пропущен срок на обращение в суд с рассматриваемым требованием, а суд неправильно определил начало течения данного срока.
Другие участники дела отзывов на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании представитель общества, действующий и в интересах ОАО "МРСК Северного Кавказа", поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении, а представитель заявителя считает жалобу несостоятельной, а принятый судебный акт законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей РСТ и МУП "Моздокские электрические сети", извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Правильность обжалуемого решения проверена апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и присутствующих представителей участников дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, оспариваемым постановлением служба по тарифам утвердила с 01.04.2010 тариф на электроэнергию, отпускаемую обществом -гарантирующим поставщиком для заявителя, в размере 1 227,24 руб./МВтч (без НДС) и отменила ранее принятое постановление от 30.12.2009 N 100, которым данный тариф был утвержден размере 865,61 руб./МВтч (без НДС).
В обоснование оспаривания данного постановления в суде заявитель указывал на то, что в период с 01.04.2010 по 01.07.2010 рассчитывался с гарантирующим поставщиком по схеме "котел-сверху" и не оплачивал услуги по передаче электроэнергии МУП "Моздокские электрические сети". Так как схема "котел-сверху" отменена Арбитражным судом РСО-Алания, заявитель обязан оплатить соответствующие услуги МУП "Моздокские электрические сети" по ранее существовавшей схеме "котел-снизу", для чего необходим возврат денежных средств, уплаченных гарантирующему поставщику.
Признавая данное постановление недействительным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) (действующего до 31.12.2010) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
В силу статьи 3 данного Закона государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется, помимо прочего, в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
Согласно статье 4 Закона N 41-ФЗ основными принципами государственного регулирования тарифов является, в том числе обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии, определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Статьей 6 Закона N 41-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отнесены, в том числе, установление сбытовых надбавок гарантирующим поставщикам электрической энергии; установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила) тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов. Установленные тарифы могут быть изменены по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия.
Таким образом, законодательство о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию предусматривает возможность изменения тарифов в течение финансового года, в частности в случае приведения ранее принятых решений в соответствие с действующим законодательством.
Согласно пункту 63.1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы), тарифы на услуги по передаче электрической энергии рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. При этом орган регулирования при установлении тарифов должен учитывать экономически обоснованные расходы регулируемых организаций.
В соответствии с пунктом 19 Основ в случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период урегулирования.
Из обстоятельств дела усматривается, что в рамках исполнения функций по государственному регулированию тарифов на электрическую энергию РСТ вынесены следующие постановления:
- от 29.12.2009 N 72 "Об утверждении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям РСО-Алания на 2010 год", в соответствии с которым утверждены тарифы в зависимости от тарифной группы потребителей электроэнергии. Тариф состоит из собственно тарифа, ставки на содержание электросетей, ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электросетях;
- от 30.12.2009 N 78 "Об утверждении индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям МУП "Моздокские электрические сети" для взаиморасчетов с СОФ ОАО "МРСК СК" на 2010 год";
- от 30.12.2009 N 100 "Об утверждении тарифа на электроэнергию, отпускаемую гарантирующим поставщиком ОАО "Севкавказэнерго" для ООО "Моздокэнергосбыт" на 2010 год утвержден тариф в размере 865,61 руб./МВтч (без НДС);
- от 31.12.2009 N 108 "Об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям МУП "Моздокские электрические сети". на 2010 год". В состав тарифа включены ставка на содержание сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электросетях, тариф на услуги по передаче энергии. Плательщик ООО "Моздокэнергосбыт";
- от 17.03.2010 N 10 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям от гарантирующего поставщика, от энергосбытовых и энергоснабжающих организаций по территории РСО-Алания. Тарифы действовали с 01.04.2010;
- от 17.03.2010 N 11 "Об утверждении единых котловых тарифов на услуги по передаче электроэнергии по сетям РСО-Алания". Тарифы действовали с 01.04.2010. Указанным постановлением с 01.04.2010 было отменено постановление от 29.12.2009 N 72;
- от 22.03.2010 N 15 "Об утверждении тарифа на электроэнергию, отпускаемую гарантирующим поставщиком ОАО "Севкавказэнерго" для ООО "Моздокэнергосбыт" на 2010 год". Утвержден тариф в размере 1227,24 руб./МВтч (без НДС). Установленный тариф действовал с 01.04.2010. Постановление от 30.12.2009 N100 утратило силу с 01.04.2010;
- от 31.03.2010 N 36 "Об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям МУП "Моздокские электрические сети" на 2010 год с 01.04.2010". Постановление от 31.12.2009 N108 утратило силу.
Приказом от 22.06.2010 N 281-к Федеральная служба по тарифам отменила с 01.07.2010 постановления от 17.03.2010 N 10 и N 11 как несоответствующие законодательству Российской Федерации.
Во исполнение указанного приказа постановлением от 08.11.2010 N 52 служба по тарифам отменила с 01.07.2010 оспариваемое постановление, а также постановление от 31.03.2010 N 36.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РСО-Алания от 17.11.2010 N А61-641/10 постановления от 17.03.2010 N10 и N11 признаны не соответствующими Закону N41-ФЗ и не действующими полностью.
Согласно пунктам 7, 10, 16, 18 и 19 Правил установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования. При этом обязательному представлению подлежат соответствующие материалы: баланс электрической энергии, баланс спроса и предложений, бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования, расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, оценка выпадающих или иных доходов.
Регулирующий орган в двухнедельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов.
В силу пункта 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, которое должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли и т.д.
Порядок принятия решения об установлении тарифов определен в пункте 18 Правил, согласно которому такое решение принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее, чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Из пункта 19 Правил следует, что официальные представители организации, осуществляющей регулируемую деятельность, вправе присутствовать на заседании правления регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов. Рассмотрение дела может быть проведено в их отсутствие только в случае повторного отсутствия представителей.
Установив непринятие службой по тарифам мер по извещению заявителя, являющегося сбытовой организацией, о времени и месте принятия оспариваемого постановления, отсутствие экспертного заключения по экономическому обоснованию увеличения тарифа с 01.04.2010 и других показателей в соответствии с требованиями статьи 17 Правил, суд первой инстанции обоснованно указал, что на незаконность оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку вышеназванный порядок применяется в указанном виде и в указанной последовательности как при утверждении тарифа впервые, так и при утверждении тарифа на новый расчетный период регулирования, а также и в случае изменения тарифа после его утверждения, но до введения его в действие. Нарушение указанного порядка влечет признание постановления.
Довод апелляционной жалобы о пропуске заявителем установленного статьей 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановлении обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение прав заявителя связано не с фактом издания оспариваемого постановления, а с возникшим между обществом (истцом) и заявителем (ответчиком) судебного спора о взыскании задолженности, рассчитанной с применением механизма расчетов, установленного оспариваемым постановлением.
Из материалов дела следует, что в суд с указанным иском общество обратилось в феврале 2011 года, а рассматриваемое арбитражное дело возбуждено на основании заявления, поступившего 25.02.1011. В этой связи обоснован вывод суда первой инстанции о соблюдении заявителем срока на оспаривание постановления, т.к. в силу части статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Апелляционный суд считает необходимым указать, что на основании пункта 18 Информационного письма Президиума высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 22.12.2005 N 99 отмена оспариваемого ненормативного правового акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Таким образом, оспариваемое постановление принято службой по тарифам без соблюдения установленного порядка и процедуры регулирования тарифов на электрическую энергию, данным постановлением для общества установлен новый более высокий тариф, который вводился в действие до истечения одного года действия предыдущего тарифа, доказательства несоответствия действующему законодательству ранее установленного тарифа отсутствуют.
Данные обстоятельства влекут признание оспариваемого постановления недействительным в силу статьи 201 АПК РФ.
Все фактические обстоятельства судом установлены и оценены, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Заявленное в судебном заседании представителем общества ходатайство о приобщении к делу актов сверки с заявителем подлежит отклонению на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, предусматривающей необходимость обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции. Кроме того, с учетом установленных обстоятельств указанные акты не имеют значения для вывода суда о правомерности позиции заявителя и выводов обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется (статья 270 АПК РФ), в связи с чем, руководствуясь статьями 266 - 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 03.08.2011 по делу N А61-376/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В удовлетворении ходатайства ОАО "Севкавказэнерго" о приобщении к делу актов сверки отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд РСО-Алания.
Председательствующий |
М.У.Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-376/2011
Истец: ОАО "Моздокэнергосбыт", ООО "Моздокэнергосбыт"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, РСТ РСО-Алания
Третье лицо: МУП "Моздокские электрические сети", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания", ОАО "МРСК", ОАО "Севкавказэнерго", ОАО электроэнергетики и электрификации "Севкавказэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2773/11