г. Санкт-Петербург |
|
11 ноября 2011 г. |
Дело N А56-3252/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Мельниковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Коросташовым А.А.
при участии:
от истца: представителя по доверенности от 21.10.2011 г.. Пяткова Р.В.
от ответчика: 1 - не явился (извещен), 2 - представителя по доверенности от 03.10.2011 г.. Васильева М.С., 3 - не явился (извещен)
от 3-х лиц: 1 - представителя по доверенности от 05.10.2011 г.. Федосеева К.А., 2 - не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14847/2011) ОАО "Цемент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2011 по делу N А56-3252/2011(судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску ОАО "Цемент"
к 1.Федеральному агентству по управлению государственным имуществом по Ленинградской области, 2. Комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, 3. Администрации Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области
3-и лица: 1.Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Ленинградской области, 2.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании права собственности
установил:
Открытое акционерное общество "Цемент" (ОГРН 5067847181199, находящееся по адресу: 174210, Новгородская область, Чудовский р-н, г. Чудово, Грузинское шоссе, складская зона, корп. 3, пом. 9) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании права собственности на автомобильную технологическую дорогу по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, в кварталах 17, 18, 24 и 25 Апраксинского участкового лесничества Любанского лесничества.
Иск обоснован ссылкой на ст. 218 Гражданского кодекса РФ.
Определением от 09.03.2011 г.. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет госнадзора), Администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация) и Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (далее Комитет по природным ресурсам).
Определением от 16.05.2011 г.. ЛОГБУ "Ленобллес" заменено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Росимущество); Комитет по природным ресурсам и Администрация привлечены в качестве соответчиков; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением от 11.07.2001 г.. в иске отказано. Суд пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, а также о недоказанности возведения спорного объекта в установленном порядке.
В апелляционной жалобе, поданной Обществом, ответчик просит решение отменить и иск удовлетворить, ссылаясь на то, что субъекты гражданских правоотношений свободны в выборе способа защиты нарушенного права, в том числе путем признания права.
По мнению подателя жалобы, ссылка суда п. 26 Порядка разработки проекта освоения лесов, утверждённого Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32, несостоятельна ввиду заключения договора аренды земельного участка 22.12.2008 г.. до издания указанного акта. Кроме того, истец считает неправомерным вывод суда о строительстве спорного объекта без соответствующих разрешительных документов, поскольку в период строительства и после его окончания такие документы имелись. При этом истец указал, что отмена разрешений на строительство N 32а и на ввод в эксплуатацию N 1 не может доказывать строительство объекта без разрешительных документов, поскольку Общество производило работы и осуществляло ввод объекта в эксплуатацию на основании разрешения на строительство N RU47517304 1-32а от 08.12.2009 г.. и разрешения на ввод в эксплуатацию N RU47517304 - 1 от 27.05.2010 г..
Росимущество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Общества апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, а представители Комитета по природным ресурсам и Комитета строительного надзора возражали против удовлетворения жалобы. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материала дела, распоряжением Правительства Ленинградской области от 12.12.2008 г.. N 630-р Обществу предоставлен в аренду сроком на два года лесной участок из категории земель лесного фонда общей площадью 8,97 га в кварталах 17, 18, 24 и 25 Апраксинского участкового лесничества Любанского лесничества - филиала Ленинградского областного государственного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" для строительства и эксплуатации дороги в муниципальном образовании Тосненский район Ленинградской области.
22.12.2008 г.. на основании указанного распоряжения Правительства Ленинградской области между Обществом и Комитетом по природным ресурсам заключен договор аренды указанного земельного участка N 112-2008-12.
Согласно Акту согласования местоположения границы земельного участка кадастровый номер 47:26:11-23-001:0014:ЗУ1 ЛОГБУ "Ленобллес" выделило Обществу земельный участок для строительства дороги площадью 89 700 кв.м.
Администрацией выдано разрешение N RU47517304-32а на строительство дороги сроком действия до 08.12.2019г. По акту приемки объекта капитального строительства (реконструкции, ремонта) от 20.05.2010 г.. объект сдан в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Администрацией 27.05.2010 г...
На объект оформлены кадастровый и технический паспорта, согласно которым на протяженности 4 800 п.м расположена дорога по адресу:
Ленинградская область, Тосненский район, в кварталах 17, 18, 24 и 25 Апраксинского лесничества Любанского лесничества.
20.11.2010 г.. Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости; 20.01.2011 г.. в регистрации было отказано в связи с непредставлением на государственную регистрацию заключения о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. Кроме того, Управление указало на то, что разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию должны быть выданы Комитетом госнадзора.
Ссылаясь на создание нового объекта недвижимости, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Общества проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, наличие которого, в том числе, обусловливает право истца приступить к использованию лесного участка для строительства и эксплуатации автомобильной дороги. При этом суд в обоснование данного обстоятельства сослался на условия договора (п.п. "а" п. 17) и п. 26 Порядка разработки проекта освоения лесов, утверждённого Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32.
Кроме того, суд с учетом в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку согласно данным разъяснениям иск о признании права, заявленный лицами, права которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен только в тех случаях, когда право возникло до вступления в силу Закона о государственной регистрации и не регистрировалось в соответствии со статьей 6 данного Закона, либо возникло независимо от регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьего лица и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации, которая исходя из ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" производится на основании документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимого имущества.
Избранный истцом способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Суд первой инстанции установил и подателем жалобы не оспаривается, что спорный объект создан после вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем иск о признании права в силу п.59 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г.. N 10/22 не подлежит удовлетворению.
Ссылка суда на приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 08.02.2010 г.. N 32 "Об утверждении состава Проекта освоения лесов и порядка его разработки", вступивший в силу 28.05.2010, не привила к принятию неправильного решения, поскольку ранее действующий приказ Министерства природных ресурсов РФ от 06.04.2007 г.. N 77 также предусматривал, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования (п. 27).
Остальные доводы жалобы всесторонне и полно были исследованы судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка. Судом дана надлежащая правовая оценка отмененным Администрацией разрешениям на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Доводы жалобы в части наличия у Общества действующих разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию документально не подтверждены.
Доводы жалобы о создании нового объекта недвижимости в период действия соответствующей разрешительной документации в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права не влияют на выводы суда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2011 г.. по делу N А56-3252/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3252/2011
Истец: ОАО "Цемент"
Ответчик: ЛОГБУ "Ленобллес"
Третье лицо: Администрация Трубникоборского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, Комитет Государственного Строительного Надзора и Экспертизы Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14847/11