г. Пермь |
N 17АП-10225/2011-АК |
11 ноября 2011 г. |
Дело N А60-14429/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Департамент государственного заказа Свердловской области (ОГРН 1106670013614, ИНН 6670292984): Мезенцева Н.Л., паспорт, доверенность от 29.04.2011,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - Министерство здравоохранения Свердловской области, ЗАО "Озон", ООО "Медфармсервис Т", ООО "ФармСток": не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Департамента государственного заказа Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2011 года
по делу N А60-14429/11,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению Департамента государственного заказа Свердловской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: Министерство здравоохранения Свердловской области, ЗАО "Озон", ООО "Медфармсервис Т", ООО "ФармСток"
о признании недействительными решений,
установил:
Департамент государственного заказа Свердловской области (далее -заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании недействительными решений УФАС по Свердловской области (далее - управление) о признании фактов нарушения департаментом п. 4 ч. 4 ст. 41.4, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6., ч. 3.1 ст. 34, ч. 9 ст. 9, п. 8 ч. 4 ст. 41.6, ч. 2.1 ст. 34, ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов" при размещении заказов на оказание социальных услуг для государственных нужд по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проживающих на территории Свердловской области, за счет средств, поступивших в виде субвенций и трансфертов, предоставленных из средств федерального бюджета в бюджет Свердловской области, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе решения N 40-В от 01.03.2011 (дело А60-14438/2011), решения N 134-З от 01.03.2011 (дело А60-14456/2011), решения N 135-З от 01.03.2011 (дело А60-14438/2011), решения N 136-З от 01.03.2011 (дело А60-14435/2011), решения N 137-З от 01.01.2011 (дело N А60-
14773) и решения N 141-З от 01.01.2011 (дело А60-14429/2011).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2011 года (резолютивная часть объявлена 26 июля 2011 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции уточнил доводы апелляционной жалобы.
С учетом уточнений довод апелляционной жалобы сводится к тому, что департамент не несет ответственности за содержание заявки государственного заказчика, а также подготовленного им технического задания и проекта государственного контракта, поскольку заявитель не уполномочен осуществлять проверку обоснованности потребности государственных и иных заказчиков Свердловской области в товарах, работах, услугах, соответствующих определенным требованиям, установленным заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требованиям к функциональным (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Апелляционным судом принято уточнение доводов по апелляционной жалобе к рассмотрению.
Антимонопольный орган, третьи лица - Министерство здравоохранения Свердловской области, ЗАО "Озон", ООО "Медфармсервис Т", ООО "ФармСток" письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы Департамента государственного заказа Свердловской области.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Приказом от 04.02.2011 департаментом принято решение о размещении заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на оказание социальных услуг для государственных нужд по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проживающих в Свердловской области, за счет средств, поступивших в виде субвенций и трансфертов, предоставленных из средств федерального бюджета в бюджет Свердловской области (государственные функции) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в первом полугодии 2011 года, в том числе: - открытый аукцион N 0162200011811000156 на оказание социальных услуг для государственных нужд по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проживающих в Свердловской области, за счет средств, поступивших в виде субвенций и трансфертов, предоставленных из средств федерального бюджета в бюджет Свердловской области (государственные функции) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания, начальная (максимальная цена) контракта аукциона составила 675389092 рублей; - открытый аукцион N 0162200011000157 на оказание социальных услуг для государственных нужд по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проживающих в Свердловской области, за счет средств, поступивших в виде субвенций и трансфертов, предоставленных из средств федерального бюджета в бюджет Свердловской области (государственные функции) лекарственными средствами, требующими особых условий хранения, начальная (максимальная)
цена контракта составила 6 276 904 рубля; - открытый аукцион N 0162200011811000158 на оказание социальных услуг по обеспечению граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, лекарственными средствами, требующими особых условий хранения, начальная (максимальная) цена контракта составила 663 527 рублей; - открытый аукцион N 0162200011811000159 на оказание социальных услуг по обеспечению граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, начальная (максимальная) цена контракта составила 92 217 914 рублей.
Этим же приказом департамента утверждена документация об аукционе в
электронной форме и 07.02.2011 извещения и документация об аукционах размещены на официальном сайте в сети "Интернет".
Приказом от 10.02.2011 в документацию об аукционах внесены изменения в части установления требования о наличии у участника размещения заказов лицензии на фармацевтическую деятельность с правом оптовой торговли; указанные изменения 11.02.2011 размещены на официальном сайте в сети "Интернет".
Срок подачи заявок на участие в аукционах определен до 01.03.2011.
В УФАС по Свердловской области 22.02.2011 поступила жалоба ООО "Медфармсервис Т" на действия заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области и уполномоченного органа в лице департамента государственного заказа Свердловской области при проведении указанных аукционов, а 25.02.2011 - жалоба ЗАО "ОЗОН" на действия указанных лиц при проведении открытого аукциона N 0162200011811000156, которые управлением признаны соответствующими требованиям ст. 59 Закона о размещении заказов, что послужило основаниями для проведения внеплановых проверок по этим жалобам.
Кроме того, 25.02.2011 в управление поступила жалоба ООО "ФармСток"
на действия министерства и департамента при проведении аукциона N 0162200011811000156, которая не соответствовала требованиям ч. 1 ст. 59 Закона о размещении заказов и была возвращена заявителю в связи с отсутствием сведений об адресе электронной почты, номере контактного телефона, факсе участника размещения заказов.
Вместе с тем информация об утверждении документации об аукционе, не соответствующей требованиям законодательства о размещении заказов, указанная в жалобе ООО "ФармСток", также послужила основанием для проведения внеплановой проверки.
По результатам внеплановых проверок управлением приняты решения от 01.03.2011 N 40-В, N 134-З, N 135-З, N 136-З, N 137-З и N 141-З, содержащие одинаковые выводы о признании фактов нарушения департаментом требований Закона о размещении заказов, в том числе - нарушение п. 4 ч. 4 ст. 45.5, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 1 ст. 41.6, ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов, что заключалось в отсутствие в документации об аукционах объемов оказываемых услуг, не позволяющее определить количество необходимых лекарственных средств, закупаемых заказчиком, и подлежащих как хранению, так и поставке в аптечные учреждения, а также определить объемы товаров, подлежащих поставке непосредственно фармацевтической организацией, что является необходимой составляющей контракта с целью определения участниками размещения заказов предложений
по цене контракта; - нарушения ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов путем включения департаментом в состав одного лота услуг по хранению и доставке до аптечных учреждений изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, а также поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, т.е. включение требований к услуге, ограничивающих количество участников размещения заказов; - нарушения ч. 9 ст. 9, п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, выразившиеся в отсутствии в проектах контрактов положений об ответственности заказчика за несвоевременную оплату оказанных услуг, а также отсутствии в документации об аукционе сведений о сроках оплаты контракта, и включение неправомерного условия о том, что оплата контракта осуществляется по мере финансирования заказчика; - нарушение ч. 1 ст. 41.6, ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов в части установления заказчиком требования о наличии у участника размещения заказа собственного (или принадлежащего фармацевтической организации на ином вещном праве) программного продукта, имеющего свидетельство о государственной регистрации, для выполнения учетных операций "склад - аптека"; - нарушение ч. 1 ст. 41.6, ч. 6 ст. 34 Закона о размещении заказов, выразившееся в размещении на официальном сайте в сети "Интернет" недостоверных сведений о предметах контрактов, обозначенные как услуги вспомогательные транспортные (код 6320000), в то время как предметами контрактов в соответствии с документацией являлись услуги по поставке, хранению и доставке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания (код 2433000), что ограничивало возможность поиска указанных заказов в сети "Интернет".
На основании этих решений в адрес департамента направлены предписания N 134-З, 135-З, 136-З, 137-З, 141-З и 40-В от 01.03.2011, которые департаментом исполнены в полном объеме.
Заявитель, посчитав вынесенные решения антимонопольного органа незаконными и нарушающими его права, обратился в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения антимонопольного органа не подлежат признанию недействительными.
При этом суд первой инстанции правомерно установил нарушение Закона о размещении заказов в действиях Департамента государственного заказа Свердловской области. В обжалуемой части выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит правильным установление субъекта совершения выявленного антимонопольным органом нарушения Закона о размещении заказов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что лицом, ответственным за содержание аукционной документации, является заказчик - Министерство здравоохранения Свердловской области, которым определены основные параметры аукционов путем подготовки технических заданий и проектов контрактов.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
В соответствии с ч.2 ст.4 указанного Федерального закона в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного заказа Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.04.2010 N 673-ПП, департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков Свердловской области на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Свердловской области. При этом в соответствии с п. 8 главы 3 Положения о департаменте департамент в соответствии со своей компетенцией разрабатывает и утверждает документацию о торгах, запросах котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Свердловской области и проверяет документы, представленные государственными заказчиками для разработки такой документации.
Пунктом 6 Порядка взаимодействия Департамента государственного заказа Свердловской области, государственных и иных заказчиков Свердловской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2010 N 1660-ПП, установлено, что департамент принимает и рассматривает заявки на размещение заказов и при наличии замечаний в течение трех рабочих дней со дня их получения направляет заказчикам мотивированные требования об их доработке; осуществляет изучение рынка товаров (работ, услуг) с целью проверки обоснованности установленной заказчиками начальной (максимальной) цены контрактов и при несогласии вносит предложения заказчикам по ее корректировке; определяет способ размещения заказа в порядке, установленном Федеральным законом; разрабатывает конкурсную документацию (документацию об аукционе) в соответствии с заявками на размещение заказов за исключением технического задания и проекта контракта; утверждает конкурсную документацию (документацию об аукционе); вносит изменения в конкурсную документацию (документацию об аукционе); размещает на официальном сайте извещения о проведении конкурса (аукциона).
В соответствии с пунктом 2 утвержденного Регламента размещения заказа департамент является лицом, ответственным за разработку документации об аукционе и ее дальнейшем утверждении. Решение о размещении заказов с условиями, признанными не соответствующими требованиям Закона о размещении заказов, приняты Департаментом государственного заказа Свердловской области.
Следовательно, департамент правомерно определен управлением в качестве государственного органа, ответственного за содержание документации
об открытых аукционах, и в действиях которого установлены нарушения Закона о размещении заказов.
Ссылка апеллянта на отсутствие в Регламенте прав департамента на внесение изменений в документацию об аукционе подлежит отклонению, поскольку о наличии данного права у органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, следует из смысла п.1 ст.34 Федерального закона N 94-ФЗ, в соответствии с которым в ходе разработки документации, на стадии ее подготовки, допускается внесение изменений, после чего документация может быть утверждена уполномоченным органом, т.е. до ее утверждения уполномоченный орган вправе производить указанные действия.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2011 года по делу N А60-14429/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента государственного заказа Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14429/2011
Истец: Департамент государственного заказа Свердловской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, Управление Федеральной антимонопольной Службы по Сверлдовской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Свердловской области, ООО "Медфармсервис Т", ООО "МедФармСервис", ООО "ОЗОН", ООО "Фарм-Сток"
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10225/11