город Омск |
|
11 ноября 2011 г. |
Дело N А46-4506/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7584/2011) открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.08.2011 по делу N А46-4506/2010 (судья Суставова О.Ю.), по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (ОГРН 1025500735260) (далее - ОАО "Газпромнефть-Омск", общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области, Управление (далее - Омское УФАС России, административный орган)
о признании незаконным и отменен постановления от 17.03.2010 N АП-10-2010/04
при участии в судебном заседании представителей:
от ОАО "Газпромнефть-Омск" - Петроченко Ю.Н. (паспорт, по доверенности N 164-Д от 01.12.2010 сроком действия по 01.12.2011)
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Баймухамбетовой А.Х. (удостоверение, по доверенности N 35-04/БА от 06.09.2011 сроком действия до 31.12.2011),
установил:
Решением от 24.08.2011 по делу N А46-4506/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований ОАО "Газпромнефть-Омск" о признании незаконным и отмене постановления от 17.03.2010 N АП-10-2010/04 Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 930 511 руб. 50 коп.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на наличие в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
ОАО "Газпромнефть-Омск", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 24.08.2011 по делу N А46-4506/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленное Обществом требование удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции в части отсутствия оснований для признания постановления незаконным в связи с неверным исчислением штрафа.
Омское УФАС России в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержали свои доводы по основаниям, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В Омское УФАС России поступило заявление гражданина Куча А., направленное из Администрации Президента Российской Федерации, заявление гражданина Черткова Ю.Б., направленное из центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом Омского УФАС России от 07.10.2009 N 195 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Газпромнефть-Омск", ОАО "СГ-транс" в лице Омского филиала, ООО "ПКФ "Техсинтез", ООО "Омич-ОПТ", ООО "Техсинтез", ООО "Газстрой", ООО "Автогаз-сервис", ОАО "Омскгоргаз", ООО "Инвестхимпром", ООО "Трансгаз", ООО "ЭкоГаз", ООО "Омские автомобильные газовые заправочные станции", ООО "Пиксон-2003", ООО "Вектор", ООС "Омсктрансгаз", ООО "Омск-трансгаз", ООО "СибГаз", ООО "НПК "СГ-2000", ООО "Нефтегаз", ООО "Автогаз", ООО "Химпромснаб", ООО "ПКФ "Газ-Сервис" по признакам нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По итогам рассмотрения материалов дела N 04/41-09 Омским УФАС России 04.02.2010 принято решение N 04/41-09 (резолютивная часть решения оглашена 21.01.2010), которым:
1. действия ОАО "Газпромнефть-Омск", ОАО "СГ-транс" в лице Омского филиала, ООО "СибГаз", ООО "НПК "СГ-2000", ООО "Химпромснаб", ООО "Сибирьнефтегаз", ООО "Газстрой", выразившиеся в согласованных действиях, направленных на установление и поддержание в течение десяти месяцев 2009 года розничных цен на сжиженный углеводородный газ на товарных рынках розничной торговли сжиженным углеводородным газом через автомобильные газозаправочные станции в границах города Омска, что привело к ущемлению интересов потребителей на рынке розничной торговли сжиженным углеводородным газом через автомобильные газозаправочные станции в границах города Омска, признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. постановлено выдать ОАО "Газпромнефть-Омск", ОАО "СГ-транс" в лице Омского филиала, ООО "СибГаз", ООО "НПК "СГ-2000", ООО "Химпромснаб", ООО "Сибирьнефтегаз", ООО "Газстрой" предписание, в которое включить следующие мероприятия, подлежащие выполнению:
со дня получения данного предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не допускать осуществления согласованных действий, направленных на установление и поддержание розничных цен на сжиженный углеводородный газ на товарном рынке розничной торговли сжиженным углеводородным газом через автомобильные газозаправочные станции в границах города Омска;
в течение 2 (двух) лет со дня выдачи предписания информировать Омское УФАС России обо всех предстоящих изменениях уровня розничных цен на сжиженный углеводородный газ, реализуемый через автомобильные газозаправочные станции (цена на стеле).
Также названным решением постановлено материалы дела N 04/41-09 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Газпромнефть-Омск", ОАО "СГ-транс" в лице Омского филиала, ООО "СибГаз", ООО "НПК "СГ-2000", ООО "Химпромснаб", ООО "Сибирьнефтегаз", ООО "Газстрой" предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании решения от 04.02.2010 по делу N 04/41-09 Омским УФАС России было возбуждено дело об административном правонарушении N АП-10-2010/04, в рамках которого 05.03.2010 в отношении ОАО "Газпромнефть-Омск" был составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Омским УФАС России 17.03.2010 было вынесено постановление о назначении административного наказания N АП-10-2010/04, которым ОАО "Газпромнефть-Омск" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, что составляет 930 511,50 руб.
Полагая, что указанное постановление Омского УФАС России не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы ОАО "Газпромнефть-Омск" в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд.
24.08.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 26.1 КоАП РФ определено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьей 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Субъектом ответственности по статье 14.32 КоАП РФ является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также руководители и другие работники такого юридического лица, ненадлежащим исполнением обязанностей которыми обусловлено совершение административного правонарушения.
Факт осуществления хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий установлен решением Омского УФАС России от 04.02.2010 N 04/41-09, которым действия ОАО "Газпромнефть-Омск" признаны нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в согласованных действиях ОАО "Газпромнефть-Омск", ОАО "СГ-транс" в лице Омского филиала, ООО "СибГаз", ООО "НПК "СГ-2000", ООО "Химпромснаб", ООО "Сибирьнефтегаз", ООО "Газстрой", направленных на установление и поддержание в течение десяти месяцев 2009 года розничных цен на сжиженный углеводородный газ на товарных рынках розничной торговли сжиженным углеводородным газом через автомобильные газозаправочные станции в границах города Омска, результатом чего явилось ущемление интересов потребителей на рынке розничной торговли сжиженным углеводородным газом через автомобильные газозаправочные станции в границах города Омска.
Законность и обоснованность выводов антимонопольного органа о наличии согласованных действий общества, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 02.02.2011 по делу N А46-4504/2010. В рамках данного дела суд согласился с выводами антимонопольного органа и признал установленным факт совершения хозяйствующими субъектами согласованных действий.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А46-4504/2010 решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2011 по указанному делу было оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.08.2011 по делу N А46-4504/2010 решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А46-4504/2010 оставлены без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Газпромнефть-Омск" и привлечения последнего к административной ответственности явилось решение от 04.02.2010 по делу N 04/41-09.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правильно исходил из того, что у Омского УФАС России имелись правовые и фактические основания для применения к заявителю мер административной ответственности, что следует из вступившего в законную силу судебного акта, имеющего преюдициальное значение.
Проверив правомерность (обоснованность) примененной антимонопольным органом меры наказания, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Следовательно, значимым обстоятельством является определение момента выявления административного правонарушения.
Момент выявления антимонопольным органом правонарушения в сфере антимонопольного законодательства определяется с учетом норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" сообщения в средствах массовой информации, поступление от иных органов, организаций и физических лиц материалов, результатов проверок и заявлений, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, являются для антимонопольного органа основаниями для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Однако соответствующие заявления и материалы предварительно проверяются антимонопольным органом в течение установленного срока, за время которого антимонопольный орган должен сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства (часть 4 статьи 25.1, часть 1 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает либо решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, либо решение об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков его нарушения (пункт 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, дела возбуждаются антимонопольным органом по признакам нарушения антимонопольного законодательства, поэтому ни дата получения им заявления от гражданина, ни дата возбуждения дела не являются датой выявления факта нарушения.
Возбужденное дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено созданной по его рассмотрению комиссией антимонопольного органа ввиду отсутствия нарушения в рассматриваемых действиях (пункт 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Вывод об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в действиях конкретного лица содержится в решении комиссии антимонопольного органа, принятом по результатам рассмотрения дела (пункт 2 части 3 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
При этом дело рассматривается комиссией антимонопольного органа в срок от 3 до 9 месяцев с соблюдением установленной процедуры, включая исследование доказательств, заслушивание экспертов и заинтересованных лиц (пострадавших и обвиняемых в нарушении), а также иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела.
Принятое комиссией решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит изготовлению в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента оглашения его резолютивной части по окончании рассмотрения дела. Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме (часть 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.
В пункте 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).
Поэтому антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.
С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ.
Таким образом, датой выявления административных правонарушений, ответственность за которые установлена названными статьями, должна считаться дата изготовления в полном объеме решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения.
Указанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.10.2011 N ВАС-11132/11.
В данном случае соответствующее решение антимонопольного органа состоялось 10.03.2010, поэтому антимонопольный орган, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, правомерно исчислил штраф исходя из выручки Общества за предшествующий (2009) год, поскольку этот год всегда определяется конкретной датой, а не совокупностью дат наступления различных обстоятельств, которые могут приходиться на различные годы.
Вывод суда первой инстанции о том, что датой выявления административного правонарушения следует считать дату издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, является ошибочным, однако указанный вывод не привел к принятию неверного судебного акта.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.08.2011 г. по делу N А46-4506/2010 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4506/2010
Истец: ОАО "Газпромнефть-Омск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7584/11